За две гонки до конца сезона Педро де ла Роса замыкает личный зачет чемпионата мира. В интервью испанскому изданию El Confidencial пилот HRT рассуждает о прогрессе, которого добилась его команда в 2012-м году, строит планы на будущее, а также сравнивает Себастьяна Феттеля, Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо.
Вопрос: Авария, в которую вы попали в Гран При Индии, свидетельствует о том, что Формула 1 по-прежнему является опасным видом спорта? Что вы почувствовали, когда нажали на педаль тормоза, а машина продолжила движение?
Педро де ла Роса: Когда происходит механическая поломка, пилот может испугаться. Одно дело, когда я сам допускаю ошибку, но совершенно другое – оказаться в неуправляемой машине в роли пассажира… Педаль провалилась в пол, но, к счастью, в том месте была большая зона безопасности, так что ничего страшного не произошло. Это часть работы.
Вопрос: Команда прогрессирует, но большинству кажется, что HRT стоит на одном месте. Как вы объясняете людям свой прогресс?
Педро де ла Роса: До лета нашей команде удалось добиться большого прогресса, однако после летнего перерыва в чемпионате мы зашли в тупик, прогресс оказался не таким быстрым, как мы рассчитывали. Но в целом мы добились успеха. Если в Австралии мы не пробились на старт, то уже в Монако и в Валенсии были в 103,4% от лучшего времени первой части квалификации. Это хороший прогресс, однако я должен добавить, что во второй части сезона мы рассчитывали на большее. Зимой нам предстоит хорошо поработать, уделив основное внимание аэродинамике машины. Пока это наше слабое место.
Вопрос: Вы довольны своей работой? Вас не беспокоит отсутствие очков?
Педро де ла Роса: Конечно, жаль, что у нас нет очков, однако я доволен тем, что делаю. В этом году я провел несколько отличных гонок, особенно на таких сложных трассах, как Монако, Спа или Сузука. Здесь мне удалось показать лучшие квалификационные результаты сезона – я опередил Marussia и даже кого-то из Caterham. Кроме того, команда отлично поработала, просто в конце сезона нам немного не хватило разгона, но в целом мы справились.
Вопрос: Что компенсирует вам то обстоятельство, что приходится постоянно замыкать пелотон Формулы 1? Или сам факт участия в чемпионате считается успехом?
Педро де ла Роса: Для меня важнее всего то, что я могу бороться с соперниками. Я много лет был тест-пилотом McLaren, и сейчас выступления за HRT – не только работа, но и возможность чего-то добиться вместе со скромной, но амбициозной испанской командой. Мы никогда не говорили, что приезжаем на гонки, чтобы побеждать. Я хочу помочь HRT добиться прогресса, и тот факт, что команда уже более двух лет участвует в чемпионате, говорит о том, что это серьезный проект.
Вопрос: Учитывая будущее Формулы 1, с переходом на новые моторы в 2014-м у HRT могут возникнуть экономические проблемы в среднесрочной перспективе?
Педро де ла Роса: Все зависит от того, как пройдет следующий сезон. Если мы сможем укрепить свои позиции в 2013-м, то в 2014-м будет проще. Ни у кого нет гарантированного будущего в Формуле 1. Даже хорошие команды, которые финишируют на подиуме в этом году, сталкиваются с серьезными экономическими проблемами. У нас небольшая команда, однако мы твердо стоим на ногах и тратим ровно столько, сколько у нас есть.
Вопрос: Формула 1 – мир с невероятным уровнем конкуренции. Что может предложить HRT потенциальным испанским спонсорам, чтобы заинтересовать их?
Педро де ла Роса: Я прекрасно понимаю, что мир столкнулся с экономическим кризисом, однако HRT нужна помощь испанских предприятий, владеющих современными технологиями. Мы не ждем от них финансовой поддержки, но хотим получить возможность использовать их разработки. Нам бы это очень помогло. Надеюсь, на мои слова обратят внимание, и в будущем мы получим такую поддержку, ведь вместе мы можем стать сильнее.
Вопрос: Почти все сотрудники, работающие в HRT, ездят на Гран При. Насколько им тяжело проводить такую напряженную концовку сезона?
Педро де ла Роса: Механики, инженеры, повара и все остальные прилагают невероятные усилия – это достойно восхищения. Поскольку мы не можем позволить себе нанять больше людей, чем другие команды, то на всех приходится большая нагрузка. Начиная с Монцы, почти все сотрудники команды не были дома, и они не смогут вернуться до окончания сезона. Им тяжелее, чем сотрудникам других команд, потому что в HRT у всех гораздо меньше свободного времени.
Вопрос: Льюис Хэмилтон, выступавший в одной команде с Фернандо Алонсо, как-то заметил, что Фернандо быстрее Себастьяна Феттеля. Вы же работали в McLaren и с Льюисом, и с Фернандо. На ваш взгляд, у кого все же преимущество?
Педро де ла Роса: Я думаю, что все трое – суперпилоты, нельзя недооценивать Феттеля. Но давайте будем объективными, я никогда не выступал с Себастьяном в одной команде, поэтому мне сложно дать ему оценку. Если говорить только про этот сезон, я считаю, что Фернандо Алонсо был лучшим. Чем бы все ни закончилось, я не изменю своего мнения. Можно сказать, что в прошлом году Себастьян был Новаком Джоковичем автоспорта, а двое других – Надаль и Федерер. Реальность такова, что на сегодняшний день эти трое пилотов – лучшие, но лично я считаю, что у Фернандо есть над ними преимущество.
Вопрос: Король Испании, посещая в этом году Гран При Индии, сравнил местную трассу с испанскими. По его словам, на первый взгляд, индийский автодром выглядит лучше, чем трасса в Барселоне, но изнутри все кажется ужасным. Вы много лет путешествуете по миру, согласны ли с такой оценкой?
Педро де ла Роса: В мире Индию воспримают неоднозначно, но все можно изменить гораздо быстрее, чем многие думают. Для этого лишь необходимо поддерживать друг друга. HRT – яркий пример смелого проекта, но нам нужна поддержка со стороны испанских компаний, однако у нас ее нет. Такова реальность, но мы должны двигаться вперед, чтобы изменить отношение к себе в Испании.
Вопрос: Вы выступаете против независимости Каталонии, однако некоторые спортсмены, входящие в национальную сборную Испании, придерживаются иного мнения. Как вы можете это прокомментировать?
Педро де ла Роса: Было бы лучше, если бы спортсмены не высказывались на такие темы, потому что их мнение мало кого интересует. Наша задача состоит в том, чтобы развлекать людей и на время заставить их забыть о проблемах. Я считаю, что спортсмены должны быть аполитичными. Поэтому мне не нравится публично обсуждать подобные темы…
Вопрос: Тем не менее, такая тема существует…
Педро де ла Роса: Да, но, в конце концов, мы хотим выйти из кризиса или нет? Этот вопрос касается не только меня, мы все переживаем кризис. Формула 1 – не исключение, проблемы есть не только у HRT. Единственный способ справиться с проблемой – преодолеть ее сообща.