Накануне Гран При Монако Мартин Уитмарш в интервью официальному сайту чемпионата мира рассказал о контракте с Honda, проблемах McLaren и разочаровании пилотов команды.
Вопрос: Мартин, в прошлый раз вы говорили, что ничего не знаете о связях между McLaren и Honda. Что вы скажете сейчас?
Мартин Уитмарш: Думаю, самое время признаться – мы подписали контракт (смеётся). Это было очень важное заявление для McLaren. Мне повезло работать с Honda в конце 1980-х и начале 1990-х, мы выиграли с ними чемпионат мира, так что знаю их страсть к автоспорту.
Должен сказать, что сейчас у нас потрясающий партнёр, компания Mercedes, у которой долгая и успешная история в автоспорте. Не так много производителей соответствуют этому уровню, но я бы сказал, что Honda, безусловно, среди них.
В соответствии с нашей бизнес-моделью, мы должны иметь поддержку производителя. В последние годы мы столкнулись с непростой задачей, так как постепенно отходили от такого статуса – вокруг чего было много спекуляций, – так что партнёрство с Honda – великолепная новость для нас, и это хорошо для Формулы 1.
Honda будет здесь много, много лет – у них есть определённые обязательства по длительности пребывания. На начальной стадии они будут сотрудничать с нами, но с какого-то момента начнут работать с кем-то ещё. Формуле 1 нужны автомобильные компании, которые интересуются новыми технологиями, любят сложные задачи и так же увлечены гонками, как Honda.
Вопрос: В чём причина разрыва с Mercedes после двадцати лет сотрудничества? В том, что вы потеряли заводской статус?
Мартин Уитмарш: В целом – да. Конечно, это немного грустно, ведь нельзя просто отмахнуться от 20-летнего партнёрства и многих замечательных моментов нашей истории. Это нелёгкое расставание, но такая команда, как McLaren, должна быть заводской – нам нужна полная поддержка.
Мы рассматривали и другие варианты, ни один из них не был достаточно интересным, чтобы ради этого оставить Mercedes, но Honda – это Honda. Это один из немногих автопроизводителей, который всегда испытывал подлинную страсть к гонкам. Поэтому этот вариант и стал для нас самым привлекательным. Мы приняли верное решение.
Вопрос: Сделка с Honda выгодна?
Мартин Уитмарш: Как вы легко можете себе представить, с коммерческой точки зрения этот контракт очень выгоден для нас, но давайте оставим эту тему.
Вопрос: Почему переход на моторы Honda состоится в 2015 году, а не в 2014-м? Зачем ждать ещё год и иметь дело с очередным значительным изменением, в то время как ваши соперники уже оправятся от потрясений, вызванных переменами в правилах 2014 года?
Мартин Уитмарш: Конечно, было бы лучше сделать переход более гладким, но это вопрос времени. Honda необходимо нарастить свои инженерные ресурсы, и они не успели начать этот процесс вовремя. В 2014 году они ещё не будут готовы, так что нам пришлось на это пойти.
Вопрос: Вы хотели бы, чтобы изменения 2014 года отложили на 2015-й?
Мартин Уитмарш: Если рассуждать эгоистично, с точки зрения McLaren это было бы здорово. Но если быть честным, то в Mercedes, Ferrari и Renault работают к определённой дате... Но мы были бы рады изменениям даже сейчас.
Вопрос: McLaren и Honda выиграла четыре титула подряд в личном и в командном зачёте с 1988 по 1991 годы. С таким наследием вы обречены добиться успеха?
Мартин Уитмарш: От нас будут многого ждать, прессинг очень велик. Нам предстоит заново научиться работать вместе с Honda, но я уверен - мы будем конкурентоспособны так быстро, насколько это возможно. Цель ясна: регулярно побеждать вместе. Произойдёт ли это сразу, или займёт время – посмотрим. В 2015 году мы столкнёмся с непростой задачей, в то время как остальные будут работать с новыми моторами уже год.
Вопрос: На ваш взгляд, партнёрство с Honda сможет затмить 20 лет отношений с Mercedes?
Мартин Уитмарш: Я надеюсь, что они продлятся больше 20 лет. Они, конечно, заверили нас, что останутся надолго. После их последнего ухода они чувствуют себя несколько неудобно и совершенно ясно дали понять, что останутся в Формуле 1 на длительный срок.
Вопрос: Очевидно, в McLaren не удовлетворены своей нынешней формой. В чём сложности, когда вы собираетесь с ними справиться?
Мартин Уитмарш: В этом бизнесе вы быстро можете превратиться из героя в неудачника. Не так давно у нас была самая быстрая машина, теперь всё иначе. Это тяжело – и поверьте, мы недовольны собой, но прилагаем все усилия, чтобы переломить ситуацию.
Вопрос: Можете ли вы точно определить причину возникших проблем?
Мартин Уитмарш: Машина недостаточно быстра. Оценивая ситуацию, можно сказать, что мы оказались слишком амбициозны. У нас была конкурентоспособная машина, но мы решились на очень серьёзные изменения, чтобы сделать большой шаг вперёд, и это решение имело неприятные последствия.
Сейчас понятно, что нужно было развивать и без того хорошую машину. Мы этого не сделали и поплатились, но это многому нас научило и сделало сильнее. Конечно, я хочу, чтобы мы были конкурентоспособны. Я люблю участвовать в гонках с реальными шансами на победу. Команда выиграла 182 Гран При, при мне их было больше сотни, но побед никогда не бывает достаточно (смеётся). Так что когда вы оказываетесь в ситуации, подобной нынешней, это не самая приятная сторона автоспорта.
Вопрос: Можно ли сказать, что этот год станет переходным, затем, возможно, вас ждёт ещё один переходный сезон, после чего может оказаться непростым и 2015-й?
Мартин Уитмарш: Может быть, но все команды проходят через такие фазы. Наша команда рассчитывает на долгие годы выступлений. Нам повезло иметь прекрасных акционеров. Мы финансово стабильны, у нас хороший бюджет и великолепный новый партнёр в перспективе - есть множество позитивных факторов в то время, как целый ряд команд борется за выживание. Так что да, у нас сейчас непростые времена, но они бывали и прежде. Мы будем бороться до конца и постараемся справиться со своей работой как можно лучше.
Вопрос: К разговору о бюджете - кто сменит Vodafone в качестве титульного спонсора команды? Будет ли у вас вообще титульный спонсор в 2014-м?
Мартин Уитмарш: К счастью, есть несколько вариантов. Если оглянуться назад, в 50-летней истории McLaren у нас было всего четыре титульных спонсора. Мы совершенно довольны сегодняшней ситуацией.
Вопрос: Значит, в следующем году титульный спонсор будет?
Мартин Уитмарш: По всей видимости, в названии команды перед McLaren будет стоять имя титульного спонсора.
Вопрос: Вы привезли в Барселону значительные обновления, и Дженсон Баттон сказал, что теперь у вас есть какие-то представления о том, что сработало, а что – нет. Каковы факты?
Мартин Уитмарш: Почти всё, что мы привезли в Барселону, по-прежнему установлено на машинах, значит - эти детали работают. В Монако у нас новое переднее антикрыло и некоторые другие элементы, и мы прилагаем все усилия, чтобы привезти ещё больше новинок в Монреаль. Я хотел бы иметь волшебный способ воскреснуть быстрее, но, к сожалению, помочь может только напряжённая работа. Но я уверен, по ходу сезона мы будем прогрессировать.
Вопрос: Серхио Перес и McLaren – верно ли, что обе стороны несколько разочарованы друг в друге?
Мартин Уитмарш: Давайте скажем иначе – это Перес должен быть разочарован. Мы хотели, чтобы, перейдя в McLaren, он оказался в конкурентоспособной команде, так что он имеет такое право. Он попал под большое давление, а наша машина оказалась не столь конкурентоспособной, как мы рассчитывали. В первых трёх гонках он не допускал ошибок, но был несколько нерешительным. В Бахрейне он агрессивно атаковал напарника – это хороший знак. В следующей гонке он опередил Дженсона в квалификации, а ведь это чемпион мира.
Думаю, справедливо было бы сказать, что в первых трёх гонках он вёл себя немного робко, стараясь не допускать ошибок, ведь если бы он ошибся, на него сразу бы набросились критики. Он не допустил ни одной ошибки и быстро учится. Мы им довольны. Если мы предоставим ему хорошую машину, то он сможет выигрывать гонки, а если мы вместе всё сделаем правильно, то и чемпионат мира.
Вопрос: Что вы скажете о мечтах Дженсона об ещё одном титуле? В конце 2012 года всё выглядело многообещающе: MP4-27 была самой быстрой машиной в пелотоне, правила серьёзно не менялись, Льюис Хэмилтон ушёл в другую команду, и был шанс, что Red Bull истощена после трёх титулов... Дженсон выглядел логичным кандидатом на победу в сезоне. Сейчас он занимает 10-ю позицию в чемпионате – как вы его утешаете?
Мартин Уитмарш: Мы всегда считали, что он может побороться за титул. Он имеет полное право чувствовать себя разочарованным, и хорошо, что он держит это в себе. Дженсон - отличный командный игрок. Нет смысла зацикливаться на разочаровании. Мы должны превратить его в желание как можно быстрее вернуться на прежние позиции. Оба наших парня сражаются друг с другом, и мы позволяем им это делать, потому что это хорошо с точки зрения шоу и динамики – всё так, как должно быть.
Вопрос: Дайте прогноз, где вы окажетесь в домашней гонке в Сильверстоуне...
Мартин Уитмарш: Я точно могу сказать, что в Сильверстоуне у нас будет более быстрая машина, чем сегодня. Сколько мы прибавим, не могу предположить, ведь это зависит ещё и от прогресса соперников.