В конце прошлого сезона у McLaren была одна из лучших машин, а год спустя руководителю команды Мартину Уитмаршу приходится мириться с пятой позицией в Кубке конструкторов. Журналисты официального сайта чемпионата встретились с британцем по ходу гоночного уик-энда в Бразилии и обсудили причины столь неудачного сезона, уход Серхио Переса и перспективы Кевина Магнуссена, который со следующего года заменит мексиканца.
Вопрос: Мартин, королева Великобритании назвала бы такой сезон «annus horribilis» (лат. «ужасный год»). Что вы думаете об итогах года?
Мартин Уитмарш: Надеюсь, он быстро забудется (смеётся). Я постараюсь его забыть. Но сезон еще не закончился, и мы не собираемся сдаваться. Не исключено, что квалификация пройдёт под дождём, а в день гонки будет сухо, но в воскресенье я бы предпочел хаотичное развитие событий на трассе.
Если машина конкурентоспособна, вы не хотите, чтобы что-то помешало привычной расстановке сил, вам нужна спокойная гонка, и вы опасаетесь дождя. Но в этом году нам не везло на дождевые гонки – их было не так много, поэтому даже если прогноз погоды утверждает обратное, мы надеемся на дождевые условия в воскресенье. И надеемся, что Дженсон Баттон и Серхио Перес нас удивят.
Вопрос: Почему вам не удалось сократить отставание от соперников?
Мартин Уитмарш: По правде говоря, мы немного сократили отставание, но серьезно проигрываем Red Bull Racing – их машина позволяет выступать на совершенно другом уровне, и с этим надо смириться. Если посмотреть на наши позиции в предыдущих трех или четырех гонках, мы могли навязать борьбу Mercedes, Lotus и Ferrari, так что отставание немного сократилось, и мы снова участвуем в борьбе.
Если машина неконкурентоспособна, а мы не первый раз оказались в подобной ситуации, то можно либо приложить колоссальные усилия, стараясь решить проблему - тогда вы быстро достигнете результата - или же продолжать постепенно двигаться вперед. Учитывая серьезные перемены в регламенте на следующий сезон, у нас не было другого выбора, кроме как сосредоточиться на подготовке к 2014-му.
Если бы мы работали с этой машиной, то у нас могли возникнуть проблемы в следующем году. По ходу сезона мы уступали полторы секунды, а это значит, что мы на полгода отстали от соперников. В результате мы отказались от доработки этого шасси и сосредоточились на следующем сезоне. По пятницам мы тестировали некоторые решения и добились небольшого прогресса, но, честно говоря, этого было недостаточно, чтобы навязать борьбу Red Bull Racing.
Вопрос: Считается, что Серхио Пересу дорого обошелся неудачный сезон McLaren. Так ли это?
Мартин Уитмарш: Так многие говорят, но я так не считаю. Мне кажется, Серхио всем нравится и останется в Формуле 1 в следующем году, а мы сделаем всё возможное, чтобы помочь ему, ведь он заслужил место в Формуле 1.
Он должен был навязать борьбу Баттону. Дженсон – очень сильный соперник, его нелегко опередить. Наше решение не было против Серхио, поскольку я считаю, что он достойно справился со своей работой. Ему помешало существование Кевина Магнуссена.
Все гонщики Формулы 1 хороши по своему, но за последние несколько лет появилось несколько удивительных пилотов – я говорю о Льюисе Хэмилтоне и Себастьяне Феттеле. Они невероятно талантливы, и мы искали столь же талантливого гонщика. В случае с Кевином Магнуссеном и Стоффелем Вандорном у нас есть два отличных молодых пилота, которые потенциально могут добиться успеха.
Если спросить знающих людей из всех команд чемпионата, кого они считают самым талантливым гонщиком за пределами Формулы 1, мне кажется, они назовут Кевина Магнуссена. Я предлагал им его услуги, но они не могли помочь ему дебютировать в Формуле 1, поэтому мы решили сами с ним поработать. Если бы не Кевин, Серхио, возможно, остался бы в нашей команде в следующем году. Однако у нас есть Кевин Магнуссен.
Вопрос: Значит, Серхио не повезло в том, что McLaren не смогла найти место для Кевина в других командах?
Мартин Уитмарш: Да, это сыграло свою роль. Однако важнее оказалось то, что Кевин – удивительный молодой человек, заслуживший право выступать в Формуле 1. Я надеялся и старался найти для него место и даже договорился с руководителем одной из команд: всё было решено, но затем он отказался.
Вопрос: Вы не хотите назвать его имя?
Мартин Уитмарш: Мне хотелось бы это сделать, но я не стану. Даже после 25 лет в Ф1 мне сложно смириться с подобными вещами. Я все еще думаю, что если посмотреть кому-то в глаза и пожать руку, значит, сделка заключена. Я знаю, что надо бы измениться, но я по-прежнему безнадёжно наивен. Когда всё получается так, как в случае с Магнуссеном, я испытываю потрясение и говорю себе: «сделай выводы, не будь таким наивным».
Итак, когда мне пришлось смириться с этой ситуацией, я решил, что мы сами пригласим Кевина. Я считаю, что Формуле 1 необходим приток молодых талантливых гонщиков, но проблема спорта в том, что сейчас важную роль в переговорах с большинством команд играют деньги, и мы рискуем создать недостаток молодых талантов.
Сейчас талантливым гонщикам сложно пробиться даже в GP2. Там выступает много пилотов с финансовой поддержкой, которые проводят в чемпионате по четыре или пять лет, а это неправильно. После двух сезонов они обязаны покинуть чемпионат. Талантливые гонщики опасаются этого и стараются этого избегать, поэтому мы должны изменить такое положение вещей. Последним дебютантом, выигравшим титул в GP2, стал Льюис, так что я надеюсь, что теперь это удастся сделать Стоффелю Вандорну.
Вопрос: Внезапный уход Серхио Переса – это не в стиле McLaren. Почему вы выбрали этот путь?
Мартин Уитмарш: Это фантастический спорт, но в нем неизбежны не очень приятные рабочие моменты. Несколько недель назад я позвонил Серхио и сказал: «Послушай, я уже говорил, что у нас большой выбор вариантов: есть Нико Хюлкенберг, Пол ди Реста, Фелипе Масса, но из действующих пилотов Формулы 1 тебе никто не угрожает. Спорный вопрос, кого из них можно считать лучшим, но, по-моему, разница между ними не столь велика, чтобы оправдать перемены в составе нашей команды». Но я добавил: «Тебе стоит опасаться только молодых гонщиков из резерва нашей команды». Я не знаю, воспринял ли он это всерьез. Но он был в курсе ситуации. Кроме того, я сказал ему: «Что бы ни писали в прессе, мы не ведем переговоров, и прежде чем с кем-то поговорить, я обсужу этот вопрос с тобой».
Некоторое время назад я сказал ему, что собираюсь встретиться с менеджером Кевина Магнуссена и поговорить с ним о контракте на следующий сезон. Я добавил: не факт, что договоренности будут подписаны, но это серьезное намерение, именно поэтому я об этом сообщаю.
Подобные новости – не самая приятная часть работы, но это моя обязанность. McLaren – очень лояльная команда: мы преданы нашим партнерам, сотрудникам и гонщикам. Но иногда приходится принимать сложное решение, и так получилось.
Я хочу рассказать вам одну историю. Вместе с четырьмя или пятью гонщиками я летел на небольшом самолете из Японии в Корею. Внезапно экс-пилот Формулы 1 Мартин Брандл заявил: «Я помню, как вы меня уволили». Затем Дэвид Култхард сказал: «Я тоже помню, как вы меня уволили». Хейкки Ковалайнен тоже летел этим рейсом и тоже мог вспомнить это. В целом в самолете было восемь пассажиров, пять из которых в свое время были уволены из McLaren. Я люблю гонщиков – именно они мотивируют нашу команду. Когда пилот побеждает – это здорово, а когда проигрывает – это ошибка команды, поэтому увольнять гонщиков не так просто. Однако иногда приходится это делать, чтобы принимать подобные решения.
Серхио не сделал ничего плохого, но я должен принимать решения, которые, как я считаю, принесут команде пользу в долгосрочной перспективе. Вы можете сказать, что решение было принято поздно, но мне кажется, мы еще не опоздали: у Ferrari больше не было вакансии, но Серхио никогда на нее не претендовал; в Toro Rosso не было свободных мест, но он никогда на них не рассчитывал; наконец, в Mercedes был подтвержден состав пилотов, но он никогда не претендовал на контракт с этой командой. В тот момент я сказал ему, что есть места в Williams, в Lotus, в Force India, в Sauber и в Caterham – в сущности, он был кандидатом на любое из них. Да, решение было принято поздно, но не слишком поздно, и я разговаривал с тремя командами и рекомендовал им Переса, поскольку считаю, что он достоин того, чтобы остаться в Формуле 1. Серхио заслужил этого, и мне кажется, он продолжит выступать в чемпионате в следующем году.
Вопрос: Как правило, в McLaren не работают с дебютантами, а Льюис Хэмилтон стал, скорее, исключением. Почему вы пригласили Магнуссена в команду в столь сложные времена? Вы считаете, что он станет следующим Льюисом Хэмилтоном?
Мартин Уитмарш: Я надеюсь на это. Честно говоря, я считаю, что он может им стать – но если вы спросили, уверен ли я в этом, то я скажу - нет. Риск огромен. Именно поэтому сначала я хотел, чтобы Кевин дебютировал в другой команде и провел там пару сезонов, а затем перешел в McLaren. Это был мой первый вариант, но он оказался нереализуем, поскольку можно было договориться только с маленькими командами. Поэтому Кевин присоединился к нам.
Вопрос: Можно ли сказать, что вы пригласили Кевина, поскольку знали, что 2014-й станет переходным сезоном для McLaren, ведь в 2015-м вы переходите с моторов Mercedes на Honda, так что в следующем году вы проверите, действительно ли Кевин может стать новым Льюисом?
Мартин Уитмарш: Надеюсь, что это не так. Я считаю, что Mercedes отлично выполняет свою работу, и нам ничто не помешает выиграть титул в следующем году. Мы хотим выигрывать гонки, поскольку благодаря победам сезон получается гораздо короче и приятнее. Поверьте моему личному опыту! (смеётся)
Вопрос: Расскажите в нескольких словах о планах McLaren на следующий сезон. Вы всего один сезон будете использовать турбомотор Mercedes: складывается впечатление, что следующий год не будет отличаться от этого в том плане, что придется работать с одной машиной, параллельно проектируя новое шасси…
Мартин Уитмарш: Нельзя сказать, что это идеальная ситуация, но я не хочу искать оправдания. Никаких оправданий. Мы должны бороться за победу. Конечно, придется искать компромисс, но жизнь несовершенна. У нас семилетний контракт с Honda, так что будущее нам обеспечено. Мы не привыкли сдаваться, поэтому постараемся добиться успеха. Столь неудачный сезон, как этот, не должен повториться!
Вопрос: Как бы вы описали следующий сезон в трех словах?
Мартин Уитмарш: Регулярно побеждать и получать удовольствие. Впрочем, это пять слов…