Быть исполнительным директором команды Формулы 1, во главе которой стоят такие культовые фигуры, как Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд, - пожалуй, не самая легкая работа, однако выпускник Кембриджа Адам Парр, пришедший в Williams в 2006-м году, успешно справляется. Карьера в мире Больших Призов не входила в планы специалиста в области банковского дела, юриспруденции и горнодобывающей промышленности – но, проведя два года на пит-лейн, он не променяет этот спорт ни на что другое. Парр - один из тех, кому предстоит вести Williams в будущее…
Вопрос: Ваша специальность далека от мира автоспорта, и со стороны может показаться, что в один прекрасный момент вы вдруг откуда-то появились и сразу стали исполнительным директором команды Формулы 1. Расскажите, как все было на самом деле – приход в Williams, знакомство с командой, завоевание уважения…
Адам Парр: Поначалу я просто знакомился с людьми, ведь у нас работают 530 человек. Налаживание контактов с сотрудниками на заводе и персоналом гоночной команды было моей первой задачей. С обитателями паддока знакомился по ходу встреч руководителей команд, правда, этот процесс получился довольно медленным: ты встречаешься с ними, знакомишся, но узнают ли они тебя – уже другой вопрос. Думаю, чтобы заслужить признание, мне потребовалось не так много времени. Для людей из мира моторов моя специальность звучит странно, но не более того – большую часть времени я действительно работал в горнодобывающей компании, но занимался и адвокатской практикой.
Вопрос: Знания, полученные в Кембридже, помогли в мире автоспорта?
Адам Парр: Думаю, я был выбран на эту должность потому, что Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд искали человека с опытом управленческой работы, увлеченного своим делом, и не обязательно помешанного на гонках. Что касается знаний, то здесь, в первую очередь, нужно учитывать опыт управления большой компанией, основанный на собственных успехах и просчетах. Можно прийти в организацию с желанием навязать всем свою волю и попытаться сразу изменить сложившийся порядок вещей, но на самом деле все получается гораздо сложнее – я сам прошел через это, и могу сказать, что талант управленца здесь просто необходим.
Следующий пункт – правовая система. Идет ли речь о нашем взаимодействии с партнерами или контактах с FIA – мы работаем в мире четких правил: все личные отношения, коммерческие контракты или объединения команд основаны на строгих правовых нормах. Формула 1 сложна сама по себе, здесь всегда есть место конфликту и прессингу, поэтому без правового базиса не обойтись. Думаю, опыт адвокатской работы может быть очень полезным…
Вопрос: Вы редко приезжаете на Гран При. Это намеренно?
Адам Парр: Да. Моя задача – работа за кулисами. К счастью, в нашей команде есть два поистине легендарных человека – Фрэнк и Патрик, которые являются лицом Williams. Они – иконы автоспорта, выигравшие 16 чемпионатов, именно их желают видеть фанаты. Думаю, мне не стоит прыгать где-то рядом с ними и кричать: «Эй, посмотрите на меня!»
Вопрос: Williams стала великой командой во многом благодаря партнерству Фрэнка и Патрика. В этом союзе есть место третьему?
Адам Парр: Думаю, Сэм Майкл, Алекс Бернс, Джейн Моффат и я составляют высшее руководящее звено Williams, которому приходится постоянно доказывать свою состоятельность. Если нам это удастся, будущее команды окажется в надежных руках, но пока счет 16:0 в пользу Фрэнка и Патрика!
Вопрос: Многие вопросы управления могут быть решены с помощью опыта, полученного на предыдущих должностях, но как действовать в Формуле 1? Политика, тонкие нюансы… как вы справляетесь со всем этим? Как решаете, на какую кнопку нужно нажать?
Адам Парр: Я не нажимаю на кнопки, ибо мало что смыслю в технике. Я верю в то, что тонкий, проницательный ум всегда может оказаться полезным, если команде предстоит найти какое-то правильное решение... Впрочем, в этом процессе моя роль невелика. Может, и к лучшему...
Вопрос: Можно сказать, что после «развода» с BMW команда утратила статус заводской и вновь стала частной. Разногласия уже позади? В чем заключалась проблема?
Адам Парр: Я бы не сказал, что Williams когда-то была заводской командой – BMW лишь поставляла нам моторы. У частной команды свои сложности – нам приходится зарабатывать деньги, чтобы выйти на старт. Мы существуем ради гонок и выступаем не для того, чтобы разрекламировать какой-то товар – возможно, это облегчает жизнь, но с другой стороны мы находимся в состоянии постоянной борьбы. Пожалуй, иногда наши комментарии кажутся соперникам несколько язвительными, но это уже наше дело.
Вопрос: У Williams не было недостатка в нефтяных спонсорах даже, когда результаты оставляли желать лучшего. Чем привлекательно сотрудничество с командой?
Адам Парр: Как мне кажется, все дело в том, что людям нравится дух независимости, кроме того, мы очень внимательно относимся к нашим партнерам – эту традицию заложил сам Фрэнк. Но эти компании не хотят быть со слабой командой, им хочется быть рядом с тем, кто успешен и конкурентоспособен. У нас бывали и взлеты, и падения, но мы до сих пор остаемся одной из ведущих команд Формулы 1, нужно лишь подтверждать это результатами.
Вопрос: Может ли новый технический регламент проделать большую дыру в бюджете Williams и других частных команд? Есть ли такая угроза?
Адам Парр: Не думаю, единственное затратное нововведение - KERS, но могу сказать, что наши расходы на разработку новой системы составляют всего 10% затрат на аэродинамику и композитные материалы. Мы считаем KERS серьезным вкладом в будущее спорта, но ее появление вряд ли изменит расклад сил в пелотоне. Впрочем, дебют новинки имеет значение не только для Формулы 1.
Вопрос: Вы хотели попасть в Формулу 1?
Адам Парр: Вообще-то нет. Я заинтересовался чемпионатом, когда занимался одним проектом на западном побережье Австралии. В моем подчинении было около 600 человек, разбросанных по территории, равной площади Германии, и я задавался вопросом – как повысить эффективность нашей совместной работы? Посмотрев на Формулу 1, я подумал: «Как им удается постоянно прогрессировать?» Так я познакомился с Фрэнком, и двумя годами позже он предложил мне работу. С тех пор я ни разу не пожалел о том, что пришел в Формулу 1....