В интервью Auto Motor und Sport руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф говорил о решении Нико Росберга уйти в отставку, контракте с Валттери Боттасом и уходе Падди Лоу…
Вопрос: Решено, что Нико Росберга заменит Валттери Боттас. Можно ли сказать, что вам удалось минимизировать потери?
Тото Вольфф: Конечно, хотелось бы большей предсказуемости таких решений. Когда ваш основной пилот в последний момент ставит вас в сложную ситуацию, приходится достаточно быстро реагировать.
Для нас это был вызов, сейчас я отношусь к этому позитивно, но в декабре возникло множество вопросов. Как это решение скажется на команде? Какие качества Нико нам нужно найти у другого гонщика? Дело ведь не только в скорости, но и во взаимодействии с Льюисом, в участии в доработке машины. Я считаю, что мы нашли выход.
Вопрос: В чём негативные моменты столь поздней замены пилота?
Тото Вольфф: Мы всегда очень тщательно взвешиваем качества гонщиков и их роль в команде. Представьте, что из хорошо функционирующего механизма извлекли важную деталь – и вам нужно заменить на другую, не потеряв эффективности. Очевидно, что с заменой гонщика этот механизм будет работать несколько иначе. Ничего не поделать. Возможно, скоро мы увидим нового чемпиона в составе Mercedes. Кто это будет – Боттас, Окон или Верляйн – время покажет.
Вопрос: В силах ли Валттери заменить Нико?
Тото Вольфф: Валттери предстоит подняться на Эверест. Он пришел в команду очень поздно, не зная нашей машины, техники, сотрудников. При этом он должен заменить действующего чемпиона мира, игравшего важную роль в команде. А его напарник, возможно, сильнейший пилот современности.
Я был честен с Валттери, выложив ему чистую правду. Он знает, чего от него ждут – и решился принять вызов. Задача очень серьёзная. Я не хотел бы, чтобы через год он оказался в такой же ситуации, как Ковалайнен или Квят в прошлом. Он получил невероятный шанс, но и ответственность очень велика.
Вопрос: Нужна ли Льюису Хэмилтону дополнительная мотивация в виде быстрого напарника?
Тото Вольфф: В команде должно быть два быстрых гонщика. Если один ошибся с настройками или по какой-то причине машина оказалась недостаточно быстра, наличие другого быстрого гонщика позволяет сравнить настройки и внести коррективы. В некоторые уик-энды Нико оказывался быстрее Льюиса, и Хэмилтон видел, что от машины можно добиться большего. Два быстрых пилота – это важный фундамент успехов команды.
Мы не хотели рисковать, приглашая Верляйна. У нас эволюционный подход к подготовке пилотов. Мы знаем, что нужно два или три сезона, чтобы дать гонщику объективную оценку, а нам нужен был опытный пилот в пару к Льюису. Быстрый, допускающий минимальное количество ошибок, способный работать с ним вместе – полноценная замена Нико. Очевидно, что сейчас Валттери гораздо лучше подходит на эту роль, чем Паскаль.
Вопрос: Перемены в регламенте ещё больше осложняют ситуацию?
Тото Вольфф: Нет. Даже облегчают. Всё, что касается вопросов эффективности машины, начинается с нуля. При прежнем регламенте новичку сложнее заменить более опытного гонщика, поскольку у него нет прежнего базиса работы с машиной, который можно использовать. Опыт Валттери стал одним из факторов принятия решения.
Вопрос: Как Нико Росберг сообщил вам о своём желании уйти из Формулы 1?
Тото Вольфф: В самолёте из Куала-Лумпур после мероприятия для наших партнёров мы говорили с ним всю ночь, в шесть утра позавтракали в аэропорту Франкфурта, откуда он должен был отправиться в Висбаден, а я – в Штутгарт, чтобы встретиться там с Дитером Цетше и Ники Лаудой.
Едва я вышел и пошел в автобус, как он позвонил мне на мобильный. Нико был сильно взволнован и сказал, что он больше не хочет, но не осмелился сказать мне это прямо в глаза. Я спросил, о чём он? Нико ответил: «Я ухожу в отставку». Я хотел немедленно вернуться, но вдруг понял, что решение было обдуманным. Прессинг был слишком серьёзным, но он добился того, о чём мечтал – и бесполезно пытаться его переубедить.
Сразу стало понятно, что команда оказалась в непростой ситуации, но я постарался увидеть в этом позитив. Подобные ситуации нужно уметь переживать. Мы должны были доказать, что способны адаптироваться.
Вопрос: Одни восприняли уход Росберга с восхищением, другие с непониманием? А что думаете вы?
Тото Вольфф: Я впечатлён тем, что он принял это решение на пике карьеры, вырвавшись из бесконечной погони за успехом и деньгами. Все мы считаем себя незаменимыми. Каждый уверен, что он лучше других. И я впечатлён тем, что Нико добровольно отказался продолжать продвигать себя, променяв этот безумный мир на спокойное существование. Он смог провести черту. И это заслуживает уважения.
Вопрос: Вы могли это предвидеть? Были какие-то намёки, что такое может произойти?
Тото Вольфф: Нет. Никаких намёков. Впервые я что-то почувствовал, когда мы летели местным рейсом из Сингапура в Куала-Лумпур. Мы сидели рядом и я вдруг почувствовал, что что-то не так. Он предложил купить что-нибудь поесть на рейс во Франкфурт. Это был уже не тот Нико, которого я знал.
Вопрос: После заявления Росберга вам звонили почти все гонщики…
Тото Вольфф: Это нормально, когда в такой ситуации вы напоминаете команде о себе и уточняете, активна ли эта вакансия только в текущем году или повторится в следующем. Мы со своей стороны объяснили, что Mercedes-Benz не будет использовать приёмы старой школы, перекупая гонщиков с действующими контрактами. Сейчас такие методы не работают.
Эти звонки позволили нам оценить текущую ситуацию с контрактами на рынке пилотов. В целом, мы представляли её и до этого, но не знали деталей.
Вопрос: В 2018-м освободятся от контрактов Феттель, Алонсо, Перес и Сайнс. Это позволяет вам чувствовать себя спокойнее?
Тото Вольфф: Естественно. Но мы очень хотим, чтобы сработал вариант с Боттасом и нам не пришлось искать другого пилота. Впрочем, как показал опыт с Нико, ситуация может измениться в любой момент.
Посмотрим, насколько Валттери окажется конкурентоспособен по сравнению с Льюисом, посмотрим, как будут выступать гонщики нашей молодёжной программы в Sauber и Force India. В 2018-м у нас появится множество опций и вариантов. После произошедшего с Нико мы теперь не можем быть до конца уверены в продолжительности действия контрактов.
Вопрос: Команду покинул Падди Лоу. Каков его вклад в успехи Mercedes?
Тото Вольфф: Падди, как и многие другие, сыграл важную роль, но успех в Формуле 1 не определяется одним человеком – это результат работы всех наших сотрудников. Падди был важным элементом, теперь он наверняка усилит другую команду.
У нас очень сильный технический штаб. Мы не ищем ему замену, но хотим усилить команду. Нет речи о том, чтобы пригласить какую-то техническую суперзвезду – нужно найти человека, способного интегрироваться в нашу структуру.
Вопрос: Это будет Джеймс Эллисон?
Тото Вольфф: Нужно подождать. Вполне естественно, что Джеймса хотели бы получить все топ-команды.
Вопрос: Многие считают, что новые правила остановят доминирование Mercedes. Что вы об этом думаете?
Тото Вольфф: Новые правила – новая игра. Наша цель – остаться впереди, несмотря на перемены в регламенте. Мы выделили для этого достаточные технические ресурсы. Я с оптимизмом жду начала сезона и считаю, что мы будем конкурентоспособны. Хватит ли этого, чтобы побеждать, или Red Bull, Ferrari или кто-то другой окажется сильнее – я не знаю. Это станет понятно в Мельбурне или в одной из следующих гонок. Но я уверен в нашей команде.