Гонка #490: 24 июня 1990 года. Гран При Мексики, Мехико |
|
Поул | Герхард Бергер (McLaren) – 1:17,227 (206,089 км/ч) |
Лучший круг | Ален Прост (Ferrari) – 1:17,958 (204,156 км/ч) |
Победитель | Ален Прост (Ferrari) – 1:32:35,783 (197,664 км/ч) |
В 1990 году основная интрига чемпионата была такой же, как и на протяжении двух предыдущих сезонов – противостояние двух лучших пилотов эпохи, Айртона Сенны и Алена Проста. Но теперь она наполнилась новым содержанием – Прост перешёл в Ferrari, присоединившись к Найджелу Мэнселлу, а новым напарником Сенны в McLaren стал Герхард Бергер.
Впрочем, после первых гонок сезона об особой интриге говорить не приходилось. Сенна одержал три победы в пяти гонках и уверенно лидировал в чемпионате, а его главным преследователем был Бергер. Просту, правда, удалось уязвить самолюбие Айртона, победив в Бразилии, но в остальных гонках он не поднимался даже на подиум и уступал Сенне 17 очков.
Трасса имени братьев Родригес в Мексике принимала шестой этап чемпионата. Пилоты не слишком любили приезжать в Мехико – вокруг царила бедность и грязь, покрытие было неровным, а большая высота над уровнем моря осложняла жизнь и гонщикам, и моторам. Гонкой 1990-го года пятилетний контракт организаторов завершался, ожидалось, что возобновлён он не будет – вместо этого шли активные разговоры о возвращении Формулы 1 в Австрию либо о новых трассах в Чехословакии и Сингапуре.
Интересной особенностью Гран При Мексики было то, что за всю его историю, а в 1990-м этот этап был включён в чемпионат в 13-й раз, лишь один пилот побеждал здесь более одного раза – Джим Кларк – в 1963-м и в 1967-м. В остальные годы победители постоянно менялись, в том числе в новую эру тут побеждали Герхард Бергер, Найджел Мэнселл, Ален Прост и Айртон Сенна. Нетрудно заметить, что в 1990-м все четверо выступали за две сильнейшие команды, так что была высока вероятность, что кому-то из них удастся повторить достижение Кларка.
Для Айртона Сенны Гран При Мексики должен был стать юбилейным – здесь ему предстояло в 100-й раз стартовать в гонке Формулы 1. Как обычно в таких случаях, возникло много путаницы относительно того, сотый это старт или Гран При для Айртона, но если говорить именно об участиях в этапах Формулы 1, то тут юбилей состоялся двумя неделями ранее в Канаде, а из-за того, что однажды, на Гран При Сан-Марино 1984 года, Сенна не прошёл квалификацию, сотый старт состоялся именно в Мексике.
В сотне гонок Сенна стартовал с поула почти в половине случаев, но в Мексике добиться этого не удалось. Более того, он даже не попал на первый стартовый ряд! Уже в пятницу лучшее время показал Бергер, причём Сенна уступил ему более секунды. В субботу результат Герхарда никому превзойти так и не удалось, а под конец сессии неожиданно «выстрелил» Патрезе, отобравший у Сенны вторую позицию.
Впрочем, по сравнению с Простом дела у Сенны шли очень даже неплохо. После разворота в пятницу и проблем с нехваткой мощности его Ferrari в субботу он квалифицировался только 13-м! Это была худшая стартовая позиция для француза за шесть лет. Его напарник Мэнселл, тем временем, показал неплохое четвёртое время, впереди Williams Тьерри Бутсена и Tyrrell Жана Алези.
Одним из ключевых факторов гонки должен был стать выбор резины. Большая часть команд, в том числе McLaren, Ferrari и Benetton, поставили мягкие составы, в Williams предпочли более жёсткий. Оригинальный выбор сделали в Lotus, установив на левую сторону машин мягкие шины, а на правую – жёсткие. Однако большинство пилотов проводить пит-стопы не планировали.
На старте Бергер откатился на третье место, пропустив Сенну и Патрезе. Двумя неделями раньше фальстарт дорого стоил австрийцу – стюарды оштрафовали его на целую минуту, – и стремясь избежать повторения подобной ошибки, Герхард начал гонку очень осторожно. Лидерство захватил Патрезе, Сенна ехал вторым. На четвёртое место вышел Бутсен, а Мэнселл опустился на шестое.
Уже в конце первого круга Сенна атаковал Патрезе и вышел вперёд, а спустя несколько секунд итальянца опередил и Бергер. Риккардо пожалел о сделанном командой выборе шин – жесткая резина не позволяла ехать в темпе лидеров. Однако дело было не только в резине – на третьем круге его опередили Бутсен и Пике! Лишь после этого Патрезе удалось стабилизировать ситуацию и более-менее восстановить темп. Бутсен же тоже пострадал от чересчур консервативного подхода Williams, пропустив Пике.
Две машины McLaren быстро отрывались от соперников – всё шло к достаточно скучной гонке, но выяснилось, что ошибку перед гонкой допустили и инженеры Бергера. Давление в шинах оказалось слишком велико, они быстро износились и уже на 13-м круге Герхарду пришлось отправиться в боксы.
Пит-стоп отбросил Бергера во второй десяток пелотона, а вот Прост к этому моменту сумел прорваться в первый! Ален ничего не отыграл на старте, но по ходу дистанции опережал одного соперника за другим. Остановка Герхарда позволила французу подняться на шестое место. Пятое занимал его напарник Мэнселл. Причём, темп обеих Ferrari оказался выше, чем у пилотов Williams, так что обгоны были лишь делом времени.
Расправившись с Патрезе и Бутсеном, Мэнселл и Прост вышли на третье и четвёртое место соответственно. Второе занимал Benetton Нельсона Пике. Ситуация на какое-то время стабилизировалась, но к середине гонки шины на машинах лидеров начали сдавать. На 37 круге Нельсон пропустил Мэнселла, на 42-м – Проста, после чего всё же поехал в боксы.
Отрыв Сенны от Пике к середине гонки достигал 18-ти секунд, чтобы избавить своего лидера от проблем с резиной в команде планировали провести пит-стоп, но на второй половине дистанции темп Айртона тоже начал падать! Две Ferrari подбирались к нему всё ближе, а когда к 50-му кругу в McLaren уже готовы были принять своего пилота, выяснилось, что гонщики Скудерии отстают от него менее чем на 12 секунд. Оптимальный момент был упущен, теперь Айртон после пит-стопа оказался бы позади Ferrari и не успевал отыграться.
В McLaren решили ехать до финиша, но скорость Сенны постоянно падала. На 55-м круге лидеры попали в трафик, Мэнселл при обгоне Arrows Альборето на мгновение замешкался, и Прост сразу вышел вперёд. Оказавшись на свободной трассе, Ален прибавил и всего через три круга был в двух секундах от Сенны! Машина Айртона вела себя всё хуже, шины не держали трассу, и бразилец сообщил об этом команде. Но до финиша оставалось всего 10 кругов, так что Рон Деннис рассудил, что на пит-стопе Сенна потеряет больше, чем на трассе…
Это решение дорого обошлось. На 61-м круге Сенну опередил Прост, на 62-м – Мэнселл. Сзади Айртона стремительно настигал собственный напарник, сумевший отыграться после пит-стопа, но до обгона дело не дошло. На 64-м круге задняя правая шина на McLaren бразильца взорвалась, и ему пришлось сойти.
На этом же круге едва не сошёл и Мэнселл – он ошибся, вылетел с трассы и с трудом избежал контакта со стеной. Ему пришлось сдавать назад, чтобы вернуться в гонку, и хотя он сумел сохранить вторую позицию, Бергер оказался за ним вплотную. Грандиозная битва на последних кругах между этими двумя пилотами стала украшением Гран При Мексики.
На 66-м круге Бергер переиграл Мэнселла на очень позднем торможении перед шиканой и вышел вперёд. Найджел сразу же отстал, так что, казалось, борьба на этом окончена. Но британец придерживался другого мнения. Он собрался и по ходу того же круга смог настичь соперника. Однако обогнать его было не так-то просто – Бергер считался лучшим специалистом по обороне и в руках у него была лучшая машина чемпионата. Попытка повторить его манёвр перед шиканой к успеху не привела.
Чтобы обогнать Бергера, Мэнселлу нужен был подвиг – и он его совершил. На задней прямой перед Peraltada он вплотную подобрался к Герхарду. Австриец занял середину трассы, практически перекрыв внутреннюю траекторию. Атаковать же по внешней в столь скоростном и коварном повороте было слишком опасно – но только не для Мэнселла! В последний момент Найджел выскочил из-за заднего антикрыла McLaren, максимально поздно затормозил и пошёл в атаку по внешней дуге. Каким-то чудом он удержал машину на трассе – Бергеру оставалось лишь проводить его глазами.
Этот невероятно смелый обгон и сегодня входит в число лучших в истории Формулы 1 по большинству опросов. Объясняя, как он на это решился, на пресс-конференции Мэнселл рассмеялся и пошутил: «Я закрыл глаза!» Благодаря этому обгону 17-й поворот на современной трассе в Мехико носит имя Найджела Мэнселла. Правда, фактически именно та часть, на которой он был совершён, из сегодняшней конфигурации исключена, так что повторить его никому уже не удастся.
Спустя несколько минут после этого обгона, совершённого его напарником, Прост победно вскинул руку в честь своей второй победы в сезоне. Так как Сенна сошёл, Ален значительно сократил отставание от бразильца в чемпионате, так что вся борьба ещё была впереди. Второе место Мэнселла принесло Ferrari дубль и оказалось для него лучшим на тот момент результатом в сезоне. Бергер тоже поднялся на подиум, который оказался 50-м для Honda в McLaren.
Тем временем за кулисами Гран При произошло ещё одно событие, на которое в то время мало кто обратил внимание. В субботу, после очередной неудачной попытки пилотов Leyton House пройти квалификацию, главный конструктор команды Эдриан Ньюи был уволен со своего поста. В том, что решение было ошибочным, в Leyton House убедятся уже через две недели, когда Иван Капелли на построенном Ньюи шасси CG901 лишь на последних кругах упустит победу на Гран При Франции.
Исправлять ошибку было уже поздно – в Williams давно присматривались к Ньюи, так что едва он получил свободу, ему тут же позвонил Патрик Хед. Ньюи потребовалось немногим более года, чтобы сделать машины Williams непобедимыми.