После гонки в Сочи руководителю команды Mercedes Тото Вольффу пришлось отвечать на неприятные вопросы журналистов, обвинявших его в неспортивной тактике.
Вопрос: Когда и по каким причинам вы приняли решение, что победа в гонке должна достаться именно Хэмилтону?
Тото Вольфф: Гонка сложилась не так, как мы предполагали. Сегодня утром мы потратили немало времени на обсуждение различных сценариев, и тот из них, который удалось реализовать, предполагал, что кто-то из наших гонщиков воспользуется слипстримом позади машины напарника. Мы полагали, что такое может произойти.
Но мы не лучшим образом провели пит-стопы, хотя сначала всё было правильно, когда первым мы пригласили Валттери, и это должно было ему помочь защитить свою позицию. Но Льюиса мы позвали в боксы на один круг позже, чем надо. Это произошло из-за меня, потому что я отвлёк разговором Джеймса Ваулза как раз в тот момент, когда он должен был принимать решение.
Из-за этого пит-стоп прошёл на круг позже, и мы потеряли позицию. Льюису пришлось атаковать на пределе, чтобы опередить Себастьяна, и он провёл великолепный обгон, но повредил шины. И мы оказались в ситуации, когда Валттери ехал впереди, стараясь экономить ресурс резины, Льюис – за ним, причём с пузырём на задней шине, а Феттель уже их догонял.
В этой ситуации возможны были два исхода. В лучшем случае, если оставить всё как есть, Валттери выигрывает гонку, Льюис финиширует вторым. В худшем, если шина не выдержит до конца дистанции, то Себастьян опережает Льюиса. Чтобы дать Хэмилтону возможность беречь резину, мы решили, что Валттери его прикроет.
Если рассуждать рационально, то это было правильное решение. Хотя в душе мы все гонщики и понимаем, что лучше так не делать.
Вопрос: Сначала вы просили Валттери прибавить, а потом – пропустить Льюиса. Вы не думали о том, чтобы под конец гонки они ещё раз поменялись позициями?
Тото Вольфф: Нет, не на этой стадии сезона. В прошлом году в Венгрии мы поступили именно так, но только не сейчас, за пять гонок до конца чемпионата… Принимать такие решения тяжело, но кто-то должен был это сделать. Поэтому мы решили, что обмена позициями больше не будет. Мы действительно просили Валттери прибавить, поскольку вплотную за ним ехал Льюис, у которого были повреждены шины. Но Валттери не прибавил, поэтому мы попросили его пропустить напарника.
Вопрос: Вы сказали, что перед гонкой обсуждали различные сценарии, но назвали всего один. А какие ещё варианты развития событий вы обсуждали?
Тото Вольфф: Мы сказали: вы можете бороться друг с другом, но соблюдая осторожность, помня о ситуации в обоих зачётах чемпионата. Также мы сказали Валттери, что если он будет лидировать, а Льюис – ехать на второй позиции, то именно таким и будет порядок на финише – если не будет угрозы со стороны соперников.
Вопрос: И всё-таки, почему вы не позволили гонщикам ещё раз поменяться позициями перед финишем?
Тото Вольфф: Я думал об этом целый час. Но мы должны учитывать ситуацию в чемпионате. И если в Абу-Даби окажется, что нам не хватит трёх или пяти очков, потому что мы предпочли позволить Валттери одержать одну победу, а из-за этого проиграли чемпионат, то мы будем выглядеть самыми большими идиотами в мире.
Вопрос: Вы уже поговорили с Валттери – он согласился с вашими доводами? Или всё-таки он сильно расстроен?
Тото Вольфф: Он умный человек и понимает, как складывается ситуация в команде. Будь он на месте Льюиса, рассчитывал бы он, что команда примет тактическое решение в его пользу? Об этом мы говорили сегодня утром. Разумеется, ответ утвердительный. Валттери понимает, что мы исходили из прагматических соображений. Но все мы – и я, и Льюис, и вся команда – в душе чувствуем: то, что Валттери не победил, это неправильно.
В команде мы стараемся, чтобы всё было прозрачно, и даже если правда неприятная, мы всё равно всё обсуждаем, решая, как быть. В предыдущие годы у нас был непростой период, когда мы работали с Льюисом и Нико Росбергом. В общем, бывают сложные моменты, такие, как сегодня, когда надо принимать решение и придерживаться его.
Но я готов признать, что Валттери это не по душе, потому что мне это тоже не по душе.
Вопрос: Давайте снова вернёмся к теме обмена позициями: вы попросили Валттери пропустить Льюиса, поскольку у того были проблемы с шинами. Но почему вы не вернули Валттери позицию потом, перед финишем, когда было понятно, что ситуация нормализовалась, и Льюису ничего не угрожает?
Тото Вольфф: А вы бы именно так поступили? Поставьте себя на моё место: ваш гонщик, лидирующий в чемпионате, либо может заработать ещё семь очков, либо он их не заработает. Вы бы произвели обмен позициями?
Вопрос: Но надо же смотреть на всё шире…
Тото Вольфф: Значит, вы бы поступили именно так?
Вопрос: Возможно...
Тото Вольфф: Что значит «возможно»? Кто-то должен принять конкретное решение, поэтому я спрашиваю: как бы вы поступили? Ваши гонщики поменяются позициями, а потом вы упустите победу в чемпионате – вы это хотите сказать?
Ситуация непростая, поэтому сейчас придётся сесть за стол, запастись алкоголем и всё открыто и честно обсудить, чтобы понять, как мы будем действовать в будущем.
Вопрос: На старте ваши гонщики сработали очень слаженно, обороняясь от Феттеля – вы это спланировали заранее?
Тото Вольфф: Да. Мы это обсуждали. Мы даже договорились, что если один стартует лучше, а другой – хуже, то они помогут друг другу разогнаться за счёт слип-стрима, а затем сместятся в разные стороны. Приятно было посмотреть, как они всё это реализовали! Ещё ведь надо было оставить друг другу место в первом повороте.
Вопрос: Вы не думали, что своими неспортивными действиями вы нанесли ущерб бренду Mercedes?
Тото Вольфф: Кто-то должен принять огонь на себя, и сегодня это я. Приходится выбирать: быть мальчиком для битья сегодня вечером, причём во многом заслуженно, или выглядеть идиотом в Абу-Даби в конце сезона. Я предпочитаю первый вариант.