Фрэнк Уильямс видит в Тото Вольффе, исполнительном директоре Williams, своего преемника. Сам австриец уверяет, что пока лишь осваивается в команде, но трудно не заметить прогресс, достигнутый Williams F1 в этом году. В интервью официальному сайту чемпионата Вольф рассказал о своей новой роли в команде, о ее гонщиках и будущем.
Вопрос: Вы стали акционером команды Williams несколько лет назад, а теперь, насколько можно понять, взяли на себя роль предводителя?
Тото Вольфф: (смеется) Что вы, никакой я не «предводитель», я до сих пор новичок. Каждый день чему-то учусь, и порой приходится садиться и анализировать ту или иную ситуацию, чтобы понять, что вообще происходит (смеется). Я по-прежнему должен во многом полагаться на опыт и уникальные знания Фрэнка Уильямса. Поэтому общаюсь с ним каждый день по многу раз, и командой мы руководим вместе.
Вопрос: Но Фрэнк теперь появляется не на всех гонках: значит ли это, что командой руководит «новичок»?
Тото Вольфф: Думаю, Фрэнк хочет, чтобы однажды я полностью взял на себя эту работу, но, если честно, надеюсь, что в ближайшие годы он продолжит бывать на многих гонках. Конечно, сейчас он не посещает все выездные этапы чемпионата, так что я уже руковожу командой, но по-прежнему полагаюсь на него и часто ему звоню.
Его значение для Williams, для партнеров и спонсоров – огромно, ведь он легендарная личность, и никто никогда не сможет занять его место, поскольку всем нам до него далеко. Так что мне бы хотелось, чтобы он бывал на гонках как можно чаще.
Вопрос: Вы предприниматель, но раньше гонки были вашим хобби. А теперь вы стали заметной фигурой в Формуле 1. Решили круто изменить карьеру?
Тото Вольфф: Так получилось. Когда-то я заинтересовался автоспортом, был молодым гонщиком, однако не добился успехов, и денег у меня не было. Поэтому я занялся бизнесом, после чего вернулся в гонки, но они уже стали хобби. Автоспорт мне всегда нравился, поэтому в свое время я начал работать в одной успешной немецкой компании, которая строила на базе Mercedes машины, предназначенные для чемпионата DTM, а также двигатели для Формулы 3.
Ханс-Вернер Ауфрехт, основатель фирмы AMG, взял меня под свое крыло и многому научил, если говорить о гоночном бизнесе. Он один из тех, кто, как Берни Экклстоун, зарабатывает деньги на автоспорте, и это меня вдохновило. Потом представился шанс вместе с ним и его компанией HWA Limited (которая занимается спортивными программами концерна Daimler AG, а также строит особые версии дорожных автомобилей Mercedes AMG) подключиться к работе одной из команд Формулы 1. Но мы этим шансом не воспользовались, поскольку тогда в чемпионате еще принимали участие автоконцерны, однако через пару лет появилась новая возможность, на этот раз с Williams. Я познакомился с Фрэнком и стал одним из акционеров команды.
Вопрос: Собираетесь стать одним из ярких персонажей Формулы 1?
Тото Вольфф: Дело в том, что до того, как прийти в Формулу 1, я занимался бизнесом и зарабатывал деньги. Теперь, когда я стал исполнительным директором Williams, я оставил эти занятия и пытаюсь руководить командой максимально эффективным образом и зарабатывать деньги для нее. Разумеется, новая работа доставляет мне удовольствие, но это все-таки бизнес, поскольку мы должны финансировать нашу деятельность и обеспечивать средствами к существованию семьи сотрудников Williams, а их больше пятисот. Это очень сложные задачи. Должен признаться, я не думал, что все сложится именно таким образом.
Вопрос: Вы убеждены, что люди, преданные делу автоспорта, должны уступить свое место предпринимателям?
Тото Вольфф: Мы не должны забывать, что команды Формулы 1 – это небольшие предприятия. Сколько мы зарабатываем? Наши обороты порядка ста или двухсот миллионов в год? Это до смешного мало по сравнению с любой компанией глобального масштаба. Есть много людей, которые управляют корпорациями с многомиллиардными оборотами, но они не светятся в прессе и могут вести свои дела не так, как делаем это мы.
Мы занимаемся спортом и поэтому привлекаем общее внимание. С другой стороны, это маленькая компания, которой тоже нужно управлять. Так что, согласен, в Формулу 1 приходит все больше людей из сферы бизнеса, однако следует хотя бы интересоваться автоспортом, чтобы по-настоящему понимать, как здесь нужно работать.
В противном случае серьезных сложностей не избежать, поскольку Ф1 все-таки спорт, в котором деньги зарабатываются за счет успехов на трассе, и если ты этого не понимаешь, не уважаешь труд инженеров и гонщиков, тогда тебя, скорее всего, ждет фиаско.
Вопрос: Изменения, которые произошли в Williams, давно назрели? Вы сменили Адама Парра, Майк Кофлэн – Сэма Майкла, и теперь все делаете по-своему?
Тото Вольфф: Думаю, то, что произошло с нами, происходит с многими компаниями, у которых были легендарные основатели, руководившие бизнесом на протяжении десятилетий. В случае с Williams Фрэнк уже почти 10 лет назад принял решение отойти от дел и дать возможность новому поколению менеджеров прийти на руководящие посты. Но это получилось не сразу. Можно сказать, что мой приход – это вторая попытка, и, надеюсь, в данном случае пословица «Бог любит троицу» не сработает… (смеется) Я действительно надеюсь, что эта вторая попытка окажется удачной.
Да, в Williams чувствуются перемены. Никогда нельзя забывать, что о нас судят по результатам. Я не занимаюсь вопросами скорости машины, хотя пытаюсь разобраться и в этом. Но я прикладываю много усилий для решения кадровых вопросов. Впрочем, понятно, что вся эта работа только начинается.
Вопрос: В 2012-м году дела Williams действительно пошли в гору: какие основные факторы сработали в данном случае?
Тото Вольфф: Таких факторов много. Основатели команды решили отойти в сторону, хотя Фрэнк остался на своем посту и делится со мной опытом. Это первый фактор. Второй связан с тем, что Williams выставила акции на биржу, став открытой акционерной компанией, а это значит, что у нас есть совет директоров, что решения принимаются не единолично, а коллективно, и среди наших директоров немало умных людей.
Разумеется, все эти процессы требуют времени. У нас есть два молодых гонщика и один очень хороший резервный пилот, но при этом необходимо находить средства, чтобы финансировать деятельность команды, нужны деньги, чтобы приглашать нужных специалистов и стимулировать их работу.
После победы в Гран При Испании мы почувствовали серьезный интерес людей, которые раньше вообще не собирались иметь дело с Williams. Мы видим, что все развивается в нужном направлении, и в следующем году собираемся предпринимать новые шаги. В прошлый понедельник был опубликован наш полугодовой отчет, и у нас неплохие экономические результаты. В этот период финансовые дела команды обстояли вполне хорошо.
Вопрос: Немного похоже на сказку…
Тото Вольфф: На самом деле, нет. (смеется) В чемпионате мы занимаем только 8-е место – именно такова реальность в настоящий момент, и над этим надо работать. Наша ближайшая задача в том, чтобы подняться хотя бы на одну строчку вверх в зачете Кубка конструкторов, а это непросто. Также надо заниматься поиском спонсоров на ближайшие несколько лет.
Вопрос: Пастора Мальдонадо можно сравнить с неограненным алмазом: кто сможет сделать из него настоящий бриллиант? Не раз он демонстрировал свою скорость, но стал одним из тех, кого остальные гонщики всерьез опасаются…
Тото Вольфф: Да, у Пастора настоящий талант, он очень быстрый пилот. Кроме того, он отличный парень, что тоже важно, поскольку в Формуле 1 надо уметь строить отношения с окружающими. Но согласен, в каких-то ситуациях на трассе у него возникают сложности.
После одного глупого происшествия в Монако, которое объяснялось излишней горячностью, началась целая буря, и это отражается на скорости Мальдонадо. Но, по-моему, он уже понял, что это не GP2 – в Формуле 1 нужен другой подход. Пастор – умный человек и сможет извлечь из этого уроки. Он понимает, что оказался в сложной ситуации, однако все это преодолимо, я не сомневаюсь.
Помните, как ездил молодой Айртон Сенна? Никто не хотел иметь с ним дела. В те времена штрафы в виде потери стартовых мест были редкостью, но если бы они тогда применялись, то он во многих гонках терял бы по 10 позиций.
Мы принимаем все решения, вынесенные стюардами – у нас нет другого выхода, так что, возможно, Пастору придется поменять стиль пилотирования, и он с этим согласен. А там будет видно. Я уверен, в будущем он проведет еще немало успешных гонок.
Вопрос: А что скажете о Бруно? Останется ли он в вашей команде? Может создаться впечатление, что фамилия помогла ему пробиться в Формулу 1, но сейчас она стала, скорее, тяжелым бременем…
Тото Вольфф: Бруно – очень толковый парень и очень чувствительный, поэтому требует от себя очень многого. Не знаю, связано ли это с его фамилией. В Формуле 1 все гонщики – сильные соперники, и Бруно старается преодолеть недостаток гоночного опыта и образования, поскольку в семье не хотели, чтобы он занимался автоспортом. И все-таки он нашел путь в Ф1, следовательно, он хороший профессионал. У него очень быстрый напарник, и Бруно следует ориентироваться на скорость Пастора. Он очень старается, и мы пытаемся оказывать ему максимальную поддержку.
Вопрос: В таком случае, не подумываете ли вы о том, чтобы в 2013-м году сохранить нынешний состав?
Тото Вольфф: Об этом рано говорить. Безусловно, мы рассматриваем ситуацию с разных сторон, но как только начнутся дискуссии на подобные темы, это сразу выведет из равновесия Пастора и Бруно, и, возможно, других гонщиков, с которыми мы пытаемся вести переговоры. Так что я предпочел бы подождать еще месяц, прежде чем мы впервые заговорим о том, как нам видится состав команды.
Вопрос: Вы сказали, что собираетесь подождать еще месяц. Значит ли это, что вы объявите состав на следующий год до конца сезона, или нам придется ждать до зимы?
Тото Вольфф: Объявление состава команды – волнующая тема, так что, думаю, мы его объявим тогда, когда интерес публики будет максимальным. Пока не знаю, произойдет ли это до конца сезона или нет, но мы не намерены тянуть слишком долго.
Вопрос: Расскажите о планах команды на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу? Чего вы хотите добиться в этом сезоне? Через два года? И когда Williams сможет вернуть себе былую славу?
Тото Вольфф: Безусловно, у вас должны быть определенные цели, поскольку, если этого не будет, вы ничего не добьетесь. Когда я пришел в команду в 2009-м году, то поставил перед собой задачу понять законы, по которым работает бизнес в Формуле 1. Я наблюдал за происходящим со стороны и постепенно вникал в процесс.
Цель на 2012-й состоит в том, чтобы добиться хороших результатов, и это вполне возможно, поскольку у нас быстрая машина. По силам ли нам вновь подняться на подиум? Да, по силам. Чего бы хотелось достичь под конец чемпионата? Я бы хотел, чтобы мы поднялись на одну строчку вверх в Кубке конструкторов. 7-е место – это реалистичная цель.
Машина 2013-го года будет создана на базе FW34, и мне бы хотелось, чтобы гонщики Williams зарабатывали очки более регулярно. Надеюсь, Пастор останется с нами и усвоит необходимые уроки, поэтому следующий логический шаг состоит в том, чтобы подняться на 6-ю строчку в командном зачете, или даже пробиться в первую пятерку.
В 2014-м все будет новое – шасси, двигатель – так что опять нас ждет неопределенность, но, тем не менее, думаю, что мы войдем в пятерку сильнейших команд. Не знаю, сможем ли мы регулярно претендовать на победы в гонках или поборемся за титул, но надо настраиваться на борьбу за первые места и регулярное попадание в первую тройку.