После окончания финального этапа 2017 года в Абу-Даби был представлен новый логотип Формулы 1. Предыдущий был разработан студией Картера Вонга ещё в 1994 году и прослужил чемпионату 23 года.
В Liberty Media считают, что новый вариант больше подходит для современных реалий и поможет более эффективно продвигать чемпионат в поисках новой аудитории. Но обновления не ограничиваются логотипом – разработаны новые шрифты, новый дизайн надписей, новое графическое оформление телетрансляций – новый брендбук Формулы 1. Официально всё будет представлено на первом этапе 2018 года, но заглянуть в недалёкое будущее можно уже сейчас.
Новые логотипы разрабатывало агентство Wieden+Kennedy London, в рамках этой работы они создали немало примеров возможного использования элементов дизайна. Руководитель проекта Ричард Тёрли пояснил, какие цели ставили перед собой дизайнеры, и приоткрыл завесу тайны над тем, как будет выглядеть Формула 1 в следующем сезоне.
В Liberty обратились в Wieden+Kennedy в связи с тем, что ранее агентство сотрудничало с телеканалом ESPN, где работал Шон Братчес до того, как стал коммерческим директором Формулы 1. У Wieden+Kennedy много известных клиентов, в том числе Nike и Honda. Сам Тёрли сейчас выступает в роли исполнительного креативного директора Wieden+Kennedy, а ранее работал на MTV, а также в Bloomberg и Guardian.
Нынешние владельцы Формулы 1 ищут возможность привлечь новую аудиторию и общаться с существующей при помощи новых и самых разнообразных платформ. «Изначальная идея заключалась в том, чтобы сделать дизайн более ориентированным на болельщиков, передавая тот факт, что это сердце, душа и будущее этого спорта», – пояснил Тёрли.
Начался проект с глубокой исследовательской кампании, в рамках которой были изучены мнения болельщиков Формулы 1 по всему миру. По словам Тёрли, опросы показывали, что часть зрителей потеряли интерес к спорту и считали, что дни славы Формулы 1 в прошлом. Также возникло ощущение, что «техническая» сторона Формулы 1 обогнала «человеческую», и что гонщиков затмили машины.
«Видя это исследование и то, что люди говорили и думали о спорте, мы смогли написать резюме для самих себя по поводу дизайна и его медиаокружения, – пояснил Тёрли. – Стратегия родилась именно на основе этого исследования болельщиков. Оно стало отправной точкой, после чего мы смогли написать резюме, что нужно сделать с идентичностью Формулы 1». Выражение этой идентичности – новый логотип, который, по словам Тёрли, «представляет все эти ценности, стремление вперёд, удивление, динамику».
Логотип построен из трёх простых форм, образующих символы F и 1, и которые вызывают ассоциации со скоростью и с изгибами трассы. Как утверждает Тёрли, на проект повлияли идеи итальянского дизайнера Франко Гриньяни, чьи работы появлялись на двух выставках в Лондоне в этом году, а также ныне уже не существующей студии графического дизайна The Designer’s Republic (tDR). Интересно, что tDR в 80-х разрабатывала дизайн для гоночной видеоигры Wipeout, с весьма близкой по духу графикой.
В Wieden+Kennedy поначалу пытались просто обновить логотип, разработанный Картером Вонгом, но в итоге было принято решение от него отказаться. Дизайнеры придумали много разных вариантов, но победила именно та версия, что была фаворитом на протяжении всего процесса. И произошло это именно потому, что он идеально вписывался в концепцию общего дизайна обновлённой Формулы 1.
«Возможно, одна из проблем Формулы 1 заключалась в том, что у неё был логотип, но не было идентичности, – говорит Тёрли. – Им было нужно что-то простое. Если честно, я просто подумал, что мы не сможем сделать символы F и 1 лучше, чем это сделали наши предшественники – он был красивым и простым, – пояснил Тёрли. – Мы знали, что соперничаем с очень хорошим логотипом, у которого большая история, и если мы хотим отказаться от него, то у нас должна быть методология и аргументация.
Идентичность также основана на идее, что Формула 1 полна различных эмблем – это спорт логотипов. И мы хотели приветствовать это, а не пытаться сопротивляться. Поэтому наша идентичность гибка, она может принимать цвета спонсоров и фактически использовать их в качестве центрального элемента. Формула 1 полностью зависит от визуализации идентичности спонсоров, и мы просто подумали, что с этим интересно поиграть».
Новый логотип дополняет набор шрифтов, разработанный молодым французским дизайнером Марком Руо. Основной шрифт, F1 Regular, дополняется вспомогательными F1 Turbo и F1 Torque. «Надеюсь, основной шрифт вызывает воспоминания об автоспорте – в нём заложен определённый ретро-аспект, – сказал Тёрли. – Мы очень старались предусмотреть самые различные варианты написания, чтобы всплывающие окна или различные эффекты имели ту же идентичность».
И хотя значительная часть нового дизайна ориентирована непосредственно на гонки как зрелище, Тёрли не упускал из виду и более обыденные стороны Формулы 1 – в частности, печатные продукты. Такие вещи, по его словам, тоже помогают найти контакт с болельщиками и их необходимо использовать.
«У печатных продуктов на самом деле большой резонанс, – пояснил он. – Люди собирают такие вещи. Хороший пример – ланьярд (лента для пропуска или бейджа, которая вешается на шею - прим. F1News.Ru). Люди забирают их с собой и вешают на дверь, это то, что вы хотите сохранить как память. Поэтому важно, чтобы каждый раз, когда они так делают, это было искренне, важно придать такой вещи вес, ценность и качество».
Команда Тёрли серьёзно поработала над очень широким спектром применения логотипа и других элементов новой идентичности Формулы 1, от ланьярда до внушительных рекламных щитов, включающих логотип спонсора. В Абу-Даби мы увидели лишь маленькую толику этой работы, по которой судить обо всём проекте нельзя. Чтобы оценить проект в целом, придётся всё же дождаться первой гонки 2018 года.