Осень в Формуле 1 – традиционное время для борьбы за титул и разговоров о переходах. Сейчас трансферный рынок замер – все ждут решения Льюиса Хэмилтона о том, в какой команде он начнет следующий чемпионат. В зависимости от этого будут вести свои переговоры и подписывать контракты многие другие пилоты. Предлагаем вашему вниманию рассуждения на эту тему британского журналиста Джонатана Нобла.
«Заходите ли вы в одну из новых команд, перекидываетесь за обедом парой слов с кем-то из середняков или обсуждаете серьезные вещи с большими мальчиками, всем хочется узнать последние новости о том, когда же эта история доберется до своего хэппи-энда (который будет таковым, во всяком случае, для Льюиса).
Это происходит не только потому, что в дальних перелетах по ходу шести финальных выездных этапов представителям Ф1 нужны темы, на которые можно поболтать. Есть другая причина, почему слухи сейчас столь важны: решение Хэмилтона имеет большое значение отнюдь не только для него самого, его нынешней команды и их соперников из Брэкли. Вне зависимости от того, что решит Льюис, последствия будут ощущаться по всему паддоку.
Для Формулы 1 не нова ситуация, когда контракт одного пилота является решающим фактором для движения на всем пилотском рынке. Ведь любой переход имеет «эффект домино», даже если пилота увольняют, предпочитая ему другого, или когда кто-то из гонщиков обнаруживает, что место, которое он надеялся занять, уже отдано конкуренту.
Вспомните ситуацию с Марком Уэббером, произошедшую несколько месяцев назад. Его место в Red Bull Racing было заветной мечтой и главной целью для множества пилотов, включая и самого Хэмилтона. И когда австралиец продлил контракт с командой из Милтон-Кинса, отбросив для себя возможность перехода в Маранелло, это очень позитивно отразилось на шансах Фелипе Массы продолжить карьеру.
Если бы Уэббер избрал второй вариант, у бразильца, фактически, не оставалось бы шансов, и тогда 2013 год ему предстояло бы начинать в серии IndyCar или вовсе в бразильских кузовных первенствах.
Однако сейчас, на фоне нескольких неплохих результатов Массы в последних гонках, боссы Ferrari вполне могут прийти к выводу, что в следующем сезоне лучше избрать в качестве напарника для Фернандо Алонсо пилота, которого они хорошо знают. Впрочем, в этом случае решение можно принимать без спешки, а самому Массе еще требуется несколько хороших выступлений, чтобы гарантировать свое будущее – но нужен был эпизод с переговорами с Уэббером, чтобы карьера Фелипе получила новый импульс.
Переход Уэббера мог бы сказаться на одном-двух пилотах. А вот решения Хэмилтона ждет добрая половина паддока – это позволит каждому из гонщиков четче понимать, на что может претендовать он сам. К примеру, понятно, что напрямую от этого зависит будущее Михаэля Шумахера. Нико Росберг уже имеет действующий контракт, третьи машины пока не разрешены, потому, если боссам Mercedes удалось-таки заручиться услугами Льюиса, Шумахер едва ли захочет ставить перед боссами команды непростой вопрос, заявив, что он желал бы продолжать выступления.
А вот если Хэмилтон останется в McLaren, позиции Шумахера заметно усилятся. Очень маловероятно, что в Mercedes предпочтут заменить семикратного чемпиона мира новичками вроде Пола ди Ресты или Нико Хюлкенберга. Существует, впрочем, и еще один сценарий: Михаэль, если нынешняя команда не захочет продлить контракт с ним, может попробовать найти другой вариант трудоустройства.
Не поэтому ли менеджер гонщика Сабине Кем по ходу уик-энда в Сингапуре, не особенно скрываясь от посторонних глаз, о чем-то долго беседовала с Петером Заубером и Монишей Кальтенборн? Не было ли это сигналом, призванным показать боссам Mercedes, что пока Михаэль не готов расстаться с Ф1 – и если Росс Браун и Ко считают, что он уже недостаточно хорош, то можно продолжать выступления в команде вроде Sauber – которая располагает весьма быстрой машиной.
Ситуация с Хэмилтоном затрагивает Sauber еще и с другой стороны – дело в том, что Серхио Перес занимает одну из верхних позиций в списке пилотов, кого в McLaren готовы пригласить на замену ушедшему Льюису. Именно поэтому герр Петер и не спешит называть своих гонщиков на будущий сезон: он пока просто не знает, сколько именно пилотов ему потребуется. Ну а Камуи Кобаяши требуется сделать что-то действительно выдающееся (или заручиться поддержкой мощного спонсора), если он рассчитывает сохранить свое место в 2013-м. Ведь у ворот базы в Хинвиле уже прогуливаются в нетерпении многие претенденты, включая Хайме Альгерсуари, Шарля Пика, да и не только.
В Force India также ощущают, что являются одной из частей большого уравнения. В принципе, у команды есть договоренности с обоими пилотами относительно будущего сезона, но уже несколько месяцев известно – если услугами Нико или Пола заинтересуется более крупный игрок, то за соответствующую сумму контракт вполне может быть разорван.
Хюлкенберг выглядит главным кандидатом на замену Массы, если в Ferrari все же решат отказаться от услуг Фелипе, а ди Реста заметно повысил свои шансы оказаться в большой команде вроде McLaren или Mercedes благодаря отличному четвёртому месту в Сингапуре. Может случиться даже так, что реализуется самый страшный для Виджея Мальи сценарий, и он потеряет разом обоих пилотов. Во всяком случае, источники в самой Force India утверждают, что уйдёт как минимум один из них. Кто именно – пока неясно.
Место в этой команде также выглядит весьма привлекательным, в последнее время с ним все чаще связывают имя Хайме Альгерсуари. Другая опция для испанского пилота – Caterham. Похоже, там удалось договориться еще на год с Хейкки Ковалайненом, несмотря на публичную размолвку, когда на прошлой неделе руководитель команды Тони Фернандес критиковал менеджеров пилота, которые заговорили о возможном переходе финна в Ferrari или McLaren. Впрочем, это лишь позволило разрядить атмосферу – были принесены извинения и начались переговоры между пилотом и Caterham о планах на будущее. Пока все здесь движется в верном направлении.
Если же говорить о напарнике Ковалайнена, то карьера Виталия Петрова, может статься, завершится уже этой осенью – спонсоры россиянина пока не обеспечили пилоту поддержку, которая устроила бы его самого или его нынешнюю команду.
На этом уровне претендентов на вакансию также немало – список возглавляют все те же Пик и Альгерсуари, а темной лошадкой можно считать Бруно Сенну, если в Williams поступят так, как можно ожидать, и заменят бразильца своим раскрученным тест-пилотом Валттери Боттасом. Что до Пастора Мальдонадо, то у него есть 28 миллионов причин сохранить свое нынешнее место.
Шарль Пик недаром стремится оказаться в Sauber или Caterham – весьма вероятно, что его собственное место в Marussia вот-вот займет Макс Чилтон, которому играют на руку те будущие возможности в сфере бизнеса, которые в таком случае откроются перед его отцом.
Так что влияние того решения, которое в итоге должен рано или поздно принять Льюис Хэмилтон, будет ощущаться по всему паддоку. И когда он в итоге даст свой окончательный ответ, остаток стартового списка сам собой сформируется по принципу домино.
Именно поэтому все взгляды по-прежнему устремлены на британца, и все продолжают задаваться одним простым вопросом – перейдет он или останется? От ответа на этот вопрос зависит будущее многих людей».