Бывший гонщик Формулы 1 Мартин Брандл, ныне комментатор телеканала Sky Sports, в своём блоге подвёл итоги Гран При Канады…
После Гран При Канады мы с друзьями в паддоке обсуждали гонку, и нас тревожило, что она показалась скучной и нам, и болельщикам. Основными яркими моментами были острые поединки на трассе, когда Фелипе Масса и Себастьян Феттель прорывались через пелотон после старта с далёких позиций после проблем с надёжностью в квалификации.
Если гонщикам не приходилось беречь тормоза, то они экономили топливо или резину. Я объяснил друзьям, что в 80-е и 90-е, когда мне повезло выступать в Формуле 1, мы тоже всё это делали, но в гораздо большем объёме. Нам ещё надо было беречь сцепление, коробку передач, приводные валы, подвеску и всё остальное. Так что же изменилось с тех времён, которые многие болельщики считают лучшей эпохой Формулы 1?
Тогда на машинах не столь активно применялась телеметрия, если вообще применялась. Мы не отправляли инженерам на пит-уолл, в боксы и на базу команды огромные объёмы информации. Гонщики как-то сами справлялись и лишь надеялись на лучшее. Уровень надёжности повергал в шок даже в начале 2000-х, но просто переговоры по радио о необходимости беречь то или экономить это почти не попадали в телеэфир.
Важно помнить, что этот аспект сильно изменил представление о происходящем. Я часто о нём думаю, но никогда он не бросался в глаза настолько сильно, как по ходу Гран При Канады. К сожалению, гонка обошлась без дождя и выездов автомобиля безопасности. Кто-то скажет, что гонщики недостаточно агрессивно атаковали и вряд ли могли попасть в аварию, но это слишком жёсткая оценка. Максимальная скорость была очень высокой, а торможения – весьма интенсивными. После финиша я разговаривал со многими болельщиками: они были в восторге от того, что видели с трибун. Следовательно, мы недостаточно наглядно отражаем эти нюансы по ходу телетрансляции, или они теряются в потоке разного рода осторожных предупреждений, звучащих в радиопереговорах.
В последние десятилетия сложилась такая тенденция: в бак машин Формулы 1 заливается как можно меньше топлива, но теперь инженеры действуют ещё агрессивнее: бензина заливается ещё меньше в расчёте на автомобиль безопасности, а если его не будет, то на мастерство гонщика, которому приходится как-то выкручиваться, чтобы добраться до финиша. Многие мне говорили: «Чтобы решить эту проблему, надо увеличить количество топлива ещё на 10 кг». Но в реальности на старте многих гонок в баках машин меньше разрешённых 100 кг топлива. Если увеличить количество топлива на 10 кг, это обернётся потерей 20 секунд.
Добавьте к этому необходимость предпринимать огромные усилия по экономии резины, а часто и тормозов – картина действительно выглядит не слишком весело, хотя машины в наше время просто нафаршированы технологиями. Кроме того, команды не хотят добавлять лишний вес, использовать более мощные тормоза или воздуховоды для их охлаждения. Всё это тоже не меняется годами.
Но сейчас мы все требуем больше зрелищности: на ТВ или в Интернете широкий выбор развлечений. Жизнь изменилась, и то же самое должна сделать Формула 1. Проблема в том, что механизм перемен крайне сложный, и команды очень не хотят его запускать, поскольку стараются сохранить свои преимущества и структуру. Чтобы все задумались о необходимости перемен, должно произойти что-то действительно серьёзное, например, уход Red Bull или банкротство команд. Но те, кто руководит чемпионатом, стараются этого не допустить.
А пока даже небольшая авария в дождевой тренировке в пятницу и неудачная сессия свободных заездов в субботу не смогли помешать Льюису Хэмилтону одержать победу. На самом деле, его машина серьёзно пострадала во время того происшествия и пары слишком агрессивных атак поребриков, а затем получила повреждения при эвакуации с трассы – Льюис поблагодарил команду именно поэтому. В гонке у него было преимущество над Росбергом, хотя и небольшое, но достаточное, чтобы удержать позицию и спокойно провести пит-стоп. Но даже такой команде, как Mercedes, пришлось сдерживать темп, чтобы добраться до финиша.
После гонки я заглянул к McLaren, а затем налил себе чаю в расположении Red Bull Racing. В обоих местах, особенно в McLaren, настроение было, как на поминках. Остаётся удивляться, как Honda со всеми своими ресурсами и отношением к делу построила настолько слабый, ненадёжный и прожорливый двигатель – даже при том, что времени у японцев было меньше. Как правило, хотя бы с одним из этих факторов проблем не возникает. Не знаю, что они теперь собираются делать. В плане доработки мотора и возможности проведения тестов регламент загнал их в угол, но гораздо больше меня волнует, знают ли они, что надо предпринять? Я ожидал, что к этому времени они добьются большего прогресса.
Несмотря на стабильный темп в гонке, Дженсон и Фернандо жаловались на необходимость экономить топливо. Алонсо в какой-то момент просто-напросто отказался следовать указаниям команды, но после гонки, когда всё улеглось, и заработала PR-машина, он снова заговорил официальным тоном. Мне думается, глядя на неудачи McLaren-Honda, новые производители не испытывают особого желания присоединяться к этому празднику Mercedes.
По крайней мере, в Red Bull Racing могут рассчитывать на гонки типа Гран При Венгрии и Сингапура, где, как и в Монако, время на круге больше зависит от уровня сцепления с трассой, чем от скорости на прямой. Все четыре машины в цветах Red Bull, когда их обгоняли, казались очень медленными. Я знаю, что, как правило, при этих обгонах использовалась система DRS, но разница в скорости бросалась в глаза.
Кими Райкконен не смог повторить темп, который мы видели в тренировках, но ему была практически гарантирована третья позиция, пока его машину не развернуло на выходе из медленного поворота – в прошлом году такое бывало частенько. В результате на подиум поднялся Валттери Боттас, который сейчас производит впечатление самого невозмутимого человека в Формуле 1. На его фоне даже Кими кажется едва ли не гиперактивным.
Гонщиком дня я бы назвал Себастьяна Феттеля. Его фокусы под красными флагами на тренировке были совершенно неуместными, за что он, как минимум, заслуживал дополнительного штрафа, но прорыв через пелотон был великолепным, несмотря на медленный пит-стоп и несколько рискованных моментов. Очень жаль, что ему не удалось побороться с лидерами – он мог бы сильнее прессинговать Mercedes.
Приятно, что Lotus добилась успеха: они могли легко финишировать на 7-м и 8-м местах, если бы Роман Грожан не задел машину Уилла Стивенса – тот манёвр явно был неуклюжим. Впрочем, оба пилота Lotus заработали очки.
Нас ждёт восьмая из 19-ти гонок, и теперь придётся много говорить о штрафных потерях позиций на стартовой решётке. Надеюсь, сама гонка окажется интересной, и эта тема отойдёт на второй план.