В авторской колонке на сайте BBC Sport бывший гонщик Формулы 1 Дэвид Култхард делится своими соображениям по поводу возможного решения Дженсона Баттона о завершении карьеры.
Я не знаю, принял ли Дженсон Баттон решение уйти из Формулы 1 в конце сезона, но не стоит удивляться, если это окажется правдой. Год складывается очень тяжело для него и для Фернандо Алонсо, поскольку машина McLaren-Honda не отличается ни скоростью, ни надёжностью.
В этих обстоятельствах оба гонщика держатся очень достойно, но в случае с Дженсоном в последнее время чувствуется, что ему уже сложно скрывать разочарование – мы это видели в дни Гран При Сингапура. Если у Алонсо прочный контракт с командой, и испанцу предстоит ещё два года выступать за McLaren, то Баттон в другой ситуации.
У McLaren опцион на его услуги на следующий сезон, и кто может поставить Дженсону в вину, что он не хочет, как это было в прошлом году, ждать до середины зимы, пока в Уокинге примут какое-то решение. Если он желает быть хозяином собственной судьбы, вполне понятны мотивы его возможного решения об отставке.
С другой стороны, поскольку любому гонщику трудно решиться на добровольный уход из Формулы 1, тем более, если ты по-прежнему способен добиваться хороших результатов, то спешить с такими вещами не стоит.
Нет сомнений, что Баттон по-прежнему быстр, он ещё может принести немало пользы McLaren, да и в Формуле 1 в целом он весьма заметная фигура. Дженсон входит в число немногих гонщиков, которых всегда узнают в аэропортах и любом другом общественном месте. Если он уйдёт, понадобится время, прежде чем появится пилот, который сможет занять его место рядом с такими звёздами, как Алонсо, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.
В то же время карьера Баттона продолжается уже много лет, и за это время он стал чемпионом мира, одержал 15 побед, заработал кучу денег и неплохо выглядит на фоне тех, кого причисляют к лучшим гонщикам в истории спорта, таким как Хэмилтон и Алонсо. Я лишь надеюсь, что если Дженсон действительно решил уйти, то по этому поводу будет организована особая церемония, и провожать его будут овациями. Человек и гонщик такого уровня этого заслуживает…
Загадка Mercedes
Прошло несколько дней после Гран При Сингапура, но причины дефицита скорости у Mercedes остаются загадкой. Как полагают в команде, проблема может объясняться тем, что им не удалось добиться нормального прогрева резины. Тем не менее, когда Эдди Джордан после гонки спросил Пола Хембри, директора Pirelli Motorsport, связана ли проблема Mercedes с шинами, тот ответил отрицательно.
Лично я считаю, что команда не смогла найти правильные настройки шасси, чтобы оно более эффективно взаимодействовало с резиной. Вспомните, ещё относительно недавно у Mercedes в гонках были сложности с резиной, хотя команда неплохо выступала в квалификациях – эта проблема преследовала её на протяжении трёх лет, с 2011-го по 2013-й.
Странно, что с момента, когда Mercedes начала доминировать в Формуле 1, т.е. с начала прошлого сезона, не было никаких признаков чего-то подобного, даже на таких медленных трассах, как Сингапур, для которых характерен низкий уровень сцепления.
Даже самые лучшие команды, располагающие самыми быстрыми машинами, не могут выиграть все гонки, но столь явное снижение скорости кажется почти невероятным. Подозреваю, что объяснение в конечном итоге может оказаться относительно простым.
Найти подход к шинам Pirelli действительно трудно, и гонщики сейчас обсуждают такие проблемы, связанные с резиной, о которых мы в своё время даже не слышали. За годы моей карьеры мне приходилось иметь дело с продукцией Goodyear, Michelin и Bridgestone, и тогда всё было проще: ты ехал настолько быстро, насколько это было возможно, причём, вне зависимости от того, удавалось ли тебе добиться нужного баланса, или нет, а деградация от комплекта к комплекту была стабильной.
Но теперь в Формуле 1 многое изменилось.
Ferrari вступила в борьбу за титул?
Полагаю, в Японии Mercedes вернётся к своей обычной форме. Если этого не произойдёт, значит, команда действительно столкнулась с неожиданными проблемами, и ей придётся принимать какие-то меры. Победа Феттеля в Сингапуре на фоне схода Хэмилтона сократила преимущество лидера чемпионата до 49 очков. Но пока рано говорить о том, что у Феттеля и Ferrari появились реальные шансы на победу в чемпионате.
Разумеется, на итоги Гран При Сингапура скорее повлияли проблемы Mercedes, чем стремительный прогресс Ferrari и Red Bull, так что, прежде чем делать выводы, предлагаю подождать и посмотреть, как всё будет складываться в Японии. Впрочем, об одном можно говорить вполне уверенно: сингапурская гонка стала ещё одним подтверждением того факта, что Феттель действительно классный гонщик.
В своём дебютном сезоне в Ferrari он выступает явно лучше Кими Райкконена – точно так же, как в прошлом году финна опережал Алонсо, и в Сингапуре это проявилось очень наглядно. Да, в предыдущем сезоне у Себастьяна были небольшие сложности, и он уступил Даниэлю Риккардо, своему тогдашнему напарнику по Red Bull, но теперь все понимают, что австралиец – тоже очень быстрый гонщик.
Немного о штрафах
Было приятно видеть, что в Сингапуре решения о штрафах за аварии выносились стюардами непосредственно в ходе гонки: они действовали быстро и наказали Нико Хюлкенберга за инцидент с Фелипе Массой, и теперь пилот Force India потеряет три позиции на старте в Сузуке. Такую оперативность можно только приветствовать, однако осталось ощущение, что наказание излишне суровое.
Конечно, я считаю, что авария в большей степени произошла по вине Хюлкенберга, ведь он видел, что Масса выезжает с пит-лейн. Да, Williams бразильца ещё не успела поравняться с Force India, но Фелипе было некуда деться. Он уже был на апексе того поворота, когда в него врезался Хюлкенберг.
Нико должен был оставить сопернику немного больше места на трассе. Есть такое правило: «Если сомневаешься, оставь место», и его надо придерживаться. Но для Хюлкенберга не характерна грубая манера езды, у него нет привычки врезаться в других, в отличие от некоторых. Поэтому я думаю, что судьи могли вынести более подходящее наказание, которое не повлияло бы на шансы Force India в следующей гонке.