Если бы в Великобритании издавалась серия биографических книг, аналогичная российской «Жизни замечательных людей», в ней однозначно был бы многостраничный труд, посвящённый Бернарду Чарльзу Экклстоуну.
Причём, несмотря на то, что только деловая карьера этого человека продолжается без перерыва уже почти 70 лет, изобилуя удивительными поворотами и историями, такая книга могла появиться только в последние пару десятилетий, вряд ли раньше, поскольку настоящая слава пришла к главе менеджмента Формулы 1 относительно недавно. Это сегодня в Соединённом королевстве и за его пределами Берни Экклстоуна знают все, но ещё в начале 90-х он предпочитал держаться в тени, а его известность ограничивалась пределами автоспортивного сообщества, хотя он был лично знаком и водил дружбу со многими мировыми знаменитостями.
О Берни заговорили в 1997-м, когда он негласно пожертвовал 1 млн. фунтов стерлингов Лейбористской партии, а через несколько месяцев правительство Тони Блэйра, тогдашнего премьер-министра страны, запретив табачное спонсорство во всех видах спорта, сделало исключение только для Формулы 1. В ноябре 1997-го в прессе разразился скандал, и руководство Лейбористской партии пообещало вернуть полученные деньги. Имя Экклстоуна появилось на первых полосах газет, и не будет особым преувеличением сказать, что с тех пор оттуда не исчезает.
Разумеется, книги о нём уже написаны, причём работа Тома Бауэра No Angel («Тайная жизнь Берни Экклстоуна»), одного из лучших британских мастеров жанра журналистского расследования, стала бестселлером, что неудивительно: какие-то её главы читаются как авантюрный роман, в каких-то местах хочется смеяться, а что-то вызывает острые переживания у любителей мелодрам…
Пожалуй, главная черта героя: умение извлекать максимальную выгоду из любой сделки, из любой ситуации, которое выработалось ещё в 50-х, когда молодой Бернард делал первые шаги в бизнесе, торгуя подержанными мотоциклами. Впрочем, ещё в школе (которую бросил в 16 лет) он отличался тем, что зарабатывал деньги, предлагая одноклассникам всякую мелочёвку.
Это уже потом он постепенно расширял своё дело и стал хозяином крупной компании, занимавшейся продажей автомобильного секонд-хенда, а команду Brabham, выступавшую в Формуле 1, купил только в 1971 году, когда ему было за сорок. И ещё одна характерная особенность Экклстоуна: для него почти нет невозможного, любые препятствия, возникающие на жизненном пути, его только раззадоривают, и чаще всего ему удаётся так или иначе их преодолеть. В общем, Берни – прирождённый победитель, и если в своё время ему не удалось снискать спортивную славу в седле гоночного мотоцикла или за рулём машины Формулы 1 (в энциклопедиях можно прочитать, что в 1958 году он не прошёл квалификацию в Монако и не стартовал в Сильверстоуне), то спустя десятилетия он это с лихвой компенсировал, став фактическим хозяином чемпионата мира.
Кстати, когда-то его мама Берта вспоминала, что в детстве её сын «никогда не сомневался в правильности своих решений. В кругу семьи родители с сыном почти не общались, и для нас не были характерны открытые проявления эмоций». Тот, кто пытается наблюдать за Берни Экклстоуном сейчас, хотя бы по прессе и ТВ, знает, что эти же качества присущи ему и на девятом десятке.
Одно из самых ярких высказываний, которые ему приписывают, на русский можно перевести так: «Сначала надо встать на ноги, затем стать богатым, а уже потом – честным». Безусловно, это не просто слова: в книге Тома Бауэра немало страниц посвящено раннему периоду биографии Экклстоуна, когда ему частенько приходилось иметь дело с представителями преступного мира, и уже тогда он демонстрировал редкое бесстрашие. «Извинения и объяснения нехарактерны для его лексикона. Война у него в генах, это человек, который всегда ищет конфронтации», – пишет Бауэр.
Потом с такой же дерзостью Берни вёл переговоры со всеми деловыми партнёрами, заключал контракты с владельцами автодромов, с хозяевами команд Формулы 1, с глобальными телекомпаниями. Именно благодаря всем этим его качествам Формула 1 стала такой, какой мы её знаем сегодня.
Впрочем, для полноты картины есть смысл ещё раз процитировать Бауэра: «Он любил производить впечатление жёсткого человека, но лишь несколько близких друзей знали, что эта внешняя суровость иногда была обманчивой». Не все знают, что он всегда был добр к матери, не привлекая внимания, оказывает щедрую поддержку своим бывшим коллегам, попавшим в сложные ситуации, и занимается благотворительностью.
Сегодня, когда «Мистеру Е.» исполнилось 86 лет, он остаётся у руля Формулы 1 – по-прежнему ни одна более-менее заметная инициатива в этом спорте не может быть реализована без его благословления, он до сих пор является генератором идей, пускай не всегда реалистичных, и, разумеется, все едины во мнении: незаменимых людей нет, и только Берни Экклстоуна заменить нельзя.
Похоже, это понимают и новые хозяева чемпионата, американская корпорация Liberty Media, выкупившая акции Формулы 1 у инвестиционного фонда CVC. Кто бы формально ни возглавил коммерческие или административные структуры Ф1, Берни продолжает работать в прежнем ключе – значит, в ближайшей перспективе наш любимый спорт будет оставаться таким, каким мы его знаем.