Бывший гонщик Формулы 1, а сегодня комментатор британского телеканала Sky Sports Мартин Брандл, подвел итоги Гран При Бразилии...
Довольно необычно, что в Интерлагосе мы не увидели захватывающую или, по крайней мере, интригующую и богатую на события гонку. Фактически сход был только один – Карлос Сайнс прекратил борьбу на первом круге, но на его машине проблемы начались еще по пути на стартовую решетку. Таким образом, на трассе было много машин, чтобы гарантировать увлекательную гонку, однако она оказалась не слишком богатой на события.
Прекрасно провел Гран При Бразилии Себастьян Феттель. По крайней мере, он вынудил стратегов Mercedes принимать срочные решения, а гонщиков этой команды - смотреть в зеркала заднего вида. Возможно, он даже вынудил Mercedes изменить стратегию на три пит-стопа, но этим дело и закончилось. У Феттеля было преимущество в полминуты над Кими Райкконеном, его напарником по Ferrari, который провел гонку с двумя пит-стопами. В свою очередь у Кими было комфортное преимущество над Валттери Боттасом, который всю гонку провел в одиночестве.
В отличие от этапа в Мексике, зона DRS была более эффективной на стартовой прямой, что способствовало обгонам в первом повороте. Было несколько напряженных сражений, особенно между Серхио Пересом, Максом Ферстаппеном и Романом Грожаном – круг за кругом они вплотную преследовали друг друга.
Ферстаппен стал звездой гонки, проведя несколько смелых обгонов. Он вновь с безупречной точностью располагал свою Toro Rosso на трассе вплотную к машинам соперников, но при этом следил за тем, чтобы в критические моменты до минимума сокращалось расстояние между колёсами машин, а не между элементами подвески или корпусов. Макс быстро учится, и после некоторых неуклюжих маневров, таких как в Монако, или столь рискованных, как в Спа, действует намного грамотнее. Его умение контролировать машину и уверенность продолжают расти.
Кажется, у всех пилотов были определённые сложности с тем, чтобы следовать вплотную друг за другом. Я не знаю, есть ли подобные проблемы у Mercedes, но Росберг жаловался на это в Китае, а Хэмилтон много говорил на эту тему в Мексике и особенно громко высказывал недовольство в Бразилии. Честно говоря, мне показалось, что это звучало как оправдание на фоне скорости, вновь обретённой Росбергом, и психологической устойчивостью, которую он демонстрирует. Такое впечатление, что Льюису и Нико без труда удаётся преследовать соперников, когда они обходят на круг множество медленных машин.
Пять квалификаций подряд, выигранных Нико - впечатляющее достижение, учитывая, сколь талантлив его напарник, однако в прошлом Росбергу далеко не всегда удавалось превращать поулы в победы. И вдруг он начал радовать умелыми стартами, правильно располагая машину в первом повороте, после чего ему удаётся без ошибок проехать много кругов, несмотря на сильный прессинг.
Судя по радиообмену Росберга с командой в предыдущих гонках, можно было предположить, что его нервы на пределе, но после его ошибки в Остине, когда он тоже лидировал при старте с поула, Нико действует безупречно, и его работа оставляет очень хорошее впечатление.
Между тем, Хэмилтон утверждает, что в этом году «дело сделано», поэтому он позволил себе заняться разными другими делами помимо гоночной программы, и даже побывал в нескольких приключениях. Я ожидаю, что в Абу-Даби он приедет с новыми силами и нацеленностью на максимальную атаку. До зимнего перерыва он должен помешать Росбергу и дальше укреплять веру в собственные силы. Если Льюису это удастся.
Росберг внезапно осознал, что может выигрывать в честном сражении, тем самым, преодолев огромный психологический барьер. При этом Хэмилтон не может понять, куда исчезло его преимущество в четверть секунды. Может быть, это и не слишком здорово для гонок, но, безусловно, интригует. Некоторые считают, что всё может объясняться изменением параметров давления в шинах после Монцы, и Росбергу это подходит больше, чем напарнику. Это нельзя исключать, но я считаю, что ситуация больше зависит от их психологического состояния, а также от подхода к работе после того, как судьба титула была решена.
Очень жаль, что в Бразилии в Mercedes не позволили гонщикам изменить стратегию, чтобы попытаться опередить друг друга, однако забота команды в том, чтобы добывать победы для своих владельцев и спонсоров, и если бы они преподнесли Ferrari победу на блюдечке, ни пресса, ни болельщики им бы этого не простили. Поэтому очень хочется, чтобы в 2016-м Ferrari смогла навязать Mercedes настоящую борьбу.
В ближайшие несколько месяцев нас ждут разговоры о двигателях, но в реальности это просто политический футбол, ведь на самом деле идёт борьба за влияние в Формуле 1. Mercedes и Ferrari стали всемогущими, поскольку только у них есть достойные двигатели.
В Mercedes Тото Вольфф обладает большой властью. Он – умный и прагматичный профессионал, но он также отчитывается перед Советом директоров концерна. Меня интригует глава Ferrari Серджио Маркионне. У него больше полномочий, однако меньше опыта в Формуле 1, но в то же время он умеет действовать более жёстко. Он не собирается уклоняться от драки, и его не запугать.
Эти двое выступают против относительно пассивной FIA и стареющего Берни Экклстоуна, у которого полно других дел, которые он должен решать каждую минуту день за днем. Это будет интересное противостояние, ведь перехитрить Берни в делах, связанных с Формулой 1, очень непросто.
Попытка привлечь Еврокомиссию, чтобы решить свои проблемы – рискованная стратегия с непредсказуемым итогом. Мы действительно должны быть в состоянии самостоятельно разобраться на собственной территории, но эгоистичные возмутители спокойствия заняли диаметрально противоположные позиции. Чья возьмёт?
Я полагаю, что мы никогда не увидим предложенных новых моторов, но производителям придётся снизить цену на нынешние гибридные силовые установки. У них нет выхода, какое-то решение должно быть найдено, ведь любые значительные изменения оборачиваются значительным ростом затрат, тем более введение новых двигателей, а попытки уравнять возможности двух очень разных машин Формулы 1 представляются крайне сложными и запутанными. Кстати, очень дорого обойдётся и процесс дальнейшей технической модернизации.
Эта ситуация также служит напоминанием о том, что командам нельзя разрешать управлять спортом и разрабатывать технический регламент. Все они думают только о себе, поэтому, проанализировав все разговоры, которые у меня состоялись с разными людьми, я прихожу к мысли, что вряд ли им удатся внести такие изменения в регламент 2017 года, которые помогут улучшить зрелищность гонок и повысить остроту борьбы на трассе. И вообще, для чего вы спрашиваете гонщиков, как действующих, так и бывших, что именно помогает им совершать обгоны, если у вас в распоряжении огромный объем данных?..