Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Саудовской Аравии…
Проблема Формулы 1 в том, что конфигурация трасс, особенно это касается зон вылета, и действующий спортивный регламент просто не могут сдержать тот стиль, который использует в гонках Макс Ферстаппен. Единственный способ FIA контролировать его – бесконечные проверки и периодические штрафы.
Он ведет борьбу с Хэмилтоном, имея преимущество в очках и учитывая тот факт, что Льюис не может позволить себе инцидент с риском схода и потери возможности отыграться. И даже сейчас, несмотря на равенство очков перед финальным этапом, что в Формуле 1 произошло впервые с 1974 года, этот подход останется в силе, ведь в случае обоюдного схода он останется впереди по числу побед.
Макс хитёр, отлично пилотирует, его дерзкие манёвры порой сложно трактовать – то ли это жёсткая борьба, то ли намеренное нарушение правил. И именно такие моменты, как печально известный четвертый поворот в Бразилии, порождают споры и путаницу.
Я в восторге от мастерства и гоночного чутья Ферстаппена, я поддерживаю его с Гран При Китая 2015 года, когда он выступал за Toro Rosso. Его умение контролировать ситуацию впечатляет, но меня огорчает, что сейчас он использует такую тактику. Он способен выступать лучше. Будет жаль, если он войдёт в историю как гонщик, не умеющий бороться честно.
У Айртона Сенны и Михаэля Шумахера тоже были свои недостатки, иногда мне доставалось на трассе от них обоих, и это тоже не были позитивные моменты, несмотря на их невероятную репутацию.
Вот основная хронология ночной гонки на 50 кругов, которая продолжалась два часа и шесть минут:
10 круг - автомобиль безопасности из-за аварии Мика Шумахера.
13 круг - первый красный флаг.
15 круг - второй красный флаг.
23-24 круг - виртуальный автомобиль безопасности из-за обломков.
30-32 круг - виртуальный автомобиль безопасности из-за обломков.
36 круг - виртуальный автомобиль безопасности из-за обломков.
37 круг - Хэмилтон почти опережает Ферстаппена в первом повороте.
37 круг - Хэмилтон врезается в заднюю часть машины Ферстаппена.
42 круг - Ферстаппен пропускает Хэмилтона, но сразу обходит его в зоне DRS.
43 круг - Хэмилтон окончательно проходит Ферстаппена.
После квалификации Льюис был под пристальным вниманием директора гонки из-за странного круга в третьей тренировке, когда он заблокировал сразу двух гонщиков, включая Никиту Мазепина, которого потом поблагодарил за то, что тот спас его шансы на титул, не врезавшись сзади в его Mercedes.
Второго нарушения, связанного с желтыми флагами, просто не было – маршал случайно задел кнопку, но это не помешало Red Bull почувствовать обиду после штрафа в Катаре.
Риторика продолжилась: Льюис жаловался, что Макс отрабатывал старт на пит-лейн, Макс жаловался, что Льюис отстал более чем на десять корпусов машины перед рестартом. Непонятно почему, но в такой ситуации правила отличаются от обычного установочного круга, так что машины могут стоять на решетке целую вечность.
Ошибка в квалификации, из-за которой Макс оказался третьим, а не на поуле, и три неудачных старта привели к тому, что в первом повороте ему пришлось искать альтернативную траекторию, чтобы остаться впереди.
Первые красные флаги сыграли на руку Red Bull – они смогли без потери времени сменить шины, рискнув перед этим остаться на трассе за автомобилем безопасности. Это правило многим кажется странным, но после остановки гонки красными флагами у команд есть возможность устранить поломки и заменить шины, которые могли быть повреждены.
На рестарте Хэмилтон захватил инициативу, но Макс просто объехал его снаружи в зоне вылета. Позади произошла авария – столкнулись Леклер и Перес, а затем начались необычные торги между дирекцией гонки, Red Bull и Mercedes по поводу того, с какой позиции Макс должен стартовать на уже третьем старте в качестве наказания за обгон Хэмилтона за пределами трассы.
В итоге Макс стартовал третьим на свежих шинах Medium, которые на последних кругах оказались не в лучшем состоянии. Он подрезал Хэмилтона на внутреннем радиусе, так что Льюис был вынужден сместиться вправо и каким-то образом не сломать переднее антикрыло о машину стартовавшего первым Окона. Но этому антикрылу ещё достанется.
После очередного вылета с трассы в первом повороте на 37-м круге Макс получил указание от дирекции гонки вернуть позицию, а значит и лидерство, Льюису. Команда попросила его сделать это «стратегически» – перед зоной DRS, как в Бахрейне.
Макс замедлился и сначала уступил место перед шпилькой 27 поворота. Льюису ещё не сообщили, что Макс его пропускает, но он чего-то подобного ждал, поэтому его история "я не знал, что происходит, поэтому не вышел вперёд" не вполне соответствует действительности. Если бы у Макса возникли технические проблемы, Льюис просто проехал бы мимо. Но он инстинктивно почуял опасность.
Я считаю, что Макс сначала пытался пропустить Льюиса, но когда понял, что они оба хотят оказаться вторыми перед приближающейся зоной детекции DRS, чтобы потом получить преимущество на прямой, а соперник засел у него в воздушном мешке, он со злости ударил по тормозам – с давлением 69 бар, создав перегрузку в 2,4g – почти половину той, что создаётся в зоне интенсивного торможения перед шпилькой, а затем снова нажал газ.
Хэмилтон врезался в него сзади, повредив своё переднее крыло и заднюю часть Red Bull. Им повезло, что оба не выбыли из гонки, что очень бы устроило Макса. И после этого Хэмилтон каким-то образом всё ещё мог ехать быстро с поврежденным передним крылом.
После гонки стюарды назначили Ферстаппену 10-секундный штраф за этот эпизод, так что вместе с пятисекундным штрафом за срез первой шиканы он в итоге опередил Окона всего на 5,8 секунды.
Окон, как и в Венгрии, использовал свой шанс, но упустил место на подиуме, когда на финишной прямой его обогнал Боттас.
Даниэль Риккардо принёс пятое место McLaren на фоне отличного выступления Пьера Гасли из AlphaTauri, опередившего обе Ferrari.
Антонио Джовинацци, который на следующем этапе, видимо, завершит свою карьеру в Формуле 1, финишировал на достойном девятом месте за рулём Alfa Romeo, опередив отыгравшегося после красных флагов и инцидентов Ландо Норриса.
Построенный за восемь месяцев автодром при искусственном освещении выглядел очень эффектно. Я не уверен, что стремление построить самую быструю городскую трассу в истории было верным – на ней слишком много слепых поворотов, иначе мы не увидели бы аварии с участием Леклера, Переса, Расселла и Мазепина. На обычных городских трассах такие аварии не происходят.
Все три гонки Формулы 2 тоже не раз прерывались красными флагами, и хотя в будущем Гран При Саудовской Аравии планируется перенести на другую трассу, я не могу представить, что трасса в Джидде за это время кардинально изменится.
Понятно, что в Джидде нужно быть осторожным, как и в Баку, но мы провели интересное мероприятие с огромной аудиторией, и я рад, что впервые посетил Саудовскую Аравию. Руководитель Формулы 1 Стефано Доменикали поступил смело, не став оправдываться перед критиками за проведение гонки в этой стране. Более того, он заявил, что Формула 1 поможет изменить её культуру.
На этой неделе на обновленной Яс-Марине в Абу-Даби между Хэмилтоном и Ферстаппеном вновь ноль очков, как и двадцать одну гонку назад. Это будет настоящая битва!