Гран При Великобритании был богат на события, но одним из наиболее запомнившихся эпизодов была авария китайского гонщика Alfa Romeo Гуаньюя Чжоу, ставшая очередным убедительным подтверждением необходимости таких систем безопасности, как Halo. Гэри Андерсон, бывший конструктор гоночных машин, а ныне эксперт издания The Race, прокомментировал её с инженерной точки зрения.
В гонках машин с открытыми колёсами подобного рода аварии неизбежны. Если две машины на ходу соприкасаются колёсами, одна из них подлетает вверх, после чего возможны любые последствия.
В FIA на протяжении многих лет работают над повышением стандартов безопасности, но гарантировать, что гонщик не пострадает, невозможно, хотя, разумеется, можно существенно повысить вероятность благополучного исхода.
После того, что произошло на старте Гран При, а также после аварии в воскресной гонке Формулы 2, участниками которой были Деннис Хаугер и Рой Ниссани, федерация заслуживает всяческих похвал за её усилия.
В FIA проведут расследование этих происшествий, а в Alfa Romeo детально проанализируют повреждения, полученные машиной Чжоу, но мне хочется предложить свой взгляд на случившееся.
Всё началось с того, что на старте Джордж Расселл сместился влево, не зная, что там находится машина Пьера Гасли. Достаточно было лёгкого касания колёсами, и Mercedes Джорджа начало разворачивать влево, и на его левое переднее колесо налетела Alfa Romeo Чжоу, после чего подскочила в воздух.
В этот момент китайский гонщик осознал, что у него проблемы, и что никакие его дальнейшие действия уже ни на что не влияют. Оставалось только втянуть голову в плечи и молиться.
Первый удар об асфальт произошёл, когда его машина продолжала двигаться в прежнем направлении, что и остальные, со скоростью порядка 220-250 км/ч. Но поскольку она была развёрнута поперёк трассы и переворачивалась за счёт инерции, что связано с большим весом её задней части, на верхнюю дугу безопасности воздействовали колоссальные нагрузки, и наиболее сильным был первый боковой удар об асфальт.
Судя по видеозаписям инцидента и по фотографиям, похоже, что эта дуга безопасности или система её крепления не выдержала. Команда из Хинвила, разрабатывая своё шасси, крепит дугу безопасности на единственной стойке, тогда как все остальные команды применяют конструкцию, похожую на двойную подкову.
Такая структура опирается на четыре стойки, что позволяет более-менее равномерно распределить нагрузку по всем четырём углам верхней части шасси.
До введения системы Halo на машинах устанавливались две дуги безопасности – передняя и задняя. Передняя находилась прямо перед рулевым колесом, а задняя – позади гонщика, там, где она расположена и сейчас. Шлем гонщика должен был находиться примерно на 50 мм ниже прямой линии, проведённой между верхними точками двух этих дуг.
Теперь функцию передней дуги безопасности выполняет Halo, и эта система должна выдерживать такие же нагрузки. Поскольку передняя часть Halo расположена намного выше, чем передняя дуга, то такая прямая проходит явно выше шлема гонщика. К тому же эта система фронтальной безопасности крепится на трёх стойках, чтобы энергия удара равномерно распределялась по всему шасси.
Всё это хорошо, однако направление нагрузки, воздействующей на заднюю дугу безопасности, при этом изменилось – возможно, поэтому она и не выдержала.
Все системы безопасности, предохраняющие гонщика при переворотах машины, подвергаются очень жёстким нагрузочным тестам FIA, и Alfa Romeo С42 прошла их, как и машины других команд.
Но предусмотреть все сценарии и все возможные векторы нагрузок нереально, поэтому иногда происходят поломки. Важно извлекать уроки из каждого происшествия и постоянно совершенствовать существующие системы безопасности.
Как только машина, перевернувшись колёсами вверх, упала на трассу, она осталась в таком положении и продолжала скользить вперёд, пересекая гравийную ловушку. Это происходило как раз из-за того, что дуга безопасности была сломана.
Обычно эта дуга создаёт своего рода треугольник, и когда машина перевернута, нет плоских поверхностей, которыми она соприкасается с трассой, а как только шины касаются поверхности асфальта, возникает момент сил, который снова переворачивает машину.
Но если дуга сломана или вдавлена внутрь верхней части шасси, то его карбоновые элементы, расположенные над головой гонщика, просто «спиливаются» об асфальт. Чжоу ещё повезло, что он не самый высокий гонщик чемпионата.
Когда верхняя дуга безопасности ломается, вес шасси полностью приходится на титановую Halo, а та область, к которой дуга крепится, просто срезается. К счастью, не настолько, чтобы оказался повреждённым ещё и топливный бак. В нём находится более 100 кг бензина, что могло бы привести к совсем другим последствиям.
Когда происходят подобные аварии, сразу понятно, почему зрители должны располагаться достаточно далеко от трассы, особенно в скоростных поворотах вроде Abbey.
Какие выводы напрашиваются после двух аварий, произошедших в воскресенье?
После происшествия в гонке Формулы 2 в FIA должны прекратить настаивать на использовании высоких поребриков, призванных предотвращать нарушения пределов трассы. Края трассы обозначены белыми линиями, они хорошо видны, и достаточно будет, чтобы в каждом повороте располагался специальный наблюдатель, который будет следить, чтобы гонщики эти линии не пересекали.
Ведь есть же в большом теннисе линейные судьи. Это будет существенный шаг вперёд по сравнению с применением высоких поребриков, и гонки любых серий от этого только выиграют.
Что касается аварии Чжоу, то гонщика спасла именно Halo. Однако при этом очевидно, что параметры нагрузочных испытаний, которые должны выдерживать дуги безопасности, надо ужесточать. Также необходимо пересмотреть направления нагрузок, воздействующих при этом на дугу, и точки их приложения.
Когда разбитую Alfa Romeo погрузили на эвакуатор, было видно, насколько сильно повреждено шасси позади головы гонщика. Боюсь подумать, что могло произойти, если бы не Halo.
Хорошо, что в обеих авариях гонщики не получили травм. Инциденты ещё будут происходить, и благодаря постоянным усилиям FIA гонщики без особых проблем переносят такие переделки. Однако в том, что Чжоу не пострадал, была большая доля везения, но каждый раз рассчитывать на удачу нельзя.