Нарушения финансового регламента, выявленные экспертами FIA, были одной из самых обсуждаемых тем предыдущей недели, но когда были обнародованы итоги аудита, многие испытали разочарование – прежде всего это относится к работе федерации. Об этом рассуждает Михаэль Шмидт, журналист немецкого издания Auto Motor und Sport.
В FIA назвали трёх нарушителей финансового регламента, но не осмелились обнародовать подробности, поэтому детальная информация о сути нарушений остаётся в секрете. Федерация поблагодарила команды за сотрудничество, за проявленную добрую волю и приверженность принципу прозрачности. Однако сама FIA этому принципу не следует.
Имена нарушителей известны, но в двух случаях совершенно неясно, в чём состоит состав преступления. Aston Martin обвиняется в процедурных нарушениях, а Red Bull Racing не только в этом, но и в «незначительном» перерасходе бюджета.
И только с Williams всё понятно: ещё в мае стало известно, что команда выплатила штраф в размере $25 тысяч за то, что поздно предоставила бухгалтерскую отчётность. В двух остальных случаях FIA, ссылаясь на сложность процедуры аудита, заявляет, что это был только первый год, когда действовал финансовый регламент, поэтому «вмешательство отдела бюджетного контроля федерации было ограниченным и касалось только анализа документации, предоставленной командами, а полное формальное расследование не проводилось».
Всё это похоже на признание собственного банкротства. Судя по всему, в финансовом регламенте есть масса серых зон, поэтому в любой момент команды могут подать на FIA в суд. Может быть, тогда лучше вообще отказаться от такого регламента? Или его положения должны быть сформулированы лучше.
Тем не менее, нет видимых причин не объяснять, каков характер прегрешений, допущенных Red Bull и Aston Martin, раз уж они были выявлены инспекторами FIA. В практике уголовного или гражданского судопроизводства детальная информация о сути обвинений, как правило, предаётся огласке.
С самого начала было понятно, что меры наказания за нарушения финансового регламента будут обсуждаться позже. Тем временем команды приложат массу усилий, чтобы доказать свою невиновность. Если какая-то информация остаётся закрытой, это говорит о том, что на этом настаивают нарушители, пытаются давить на FIA и оспаривают размер наказания. Только в Williams сразу согласились выплатить штраф.
Если FIA действительно оказалась в такой ситуации, то уровень доверия к этому органу может серьёзно поколебаться – можно ли его по-прежнему считать независимым регулятором?
Если вес машины не соответствует техническому регламенту, об этом становится известно сразу после гонки. Если гонщик нарушает спортивные правила, почти сразу мы получаем длиннющий отчёт стюардов, где подробно объясняется, на чём основан их вердикт. Открытость создаёт доверие. Зрители всегда хотят понимать, в чём суть нарушений, и за что гонщиков штрафуют.
В случае с Aston Martin и Red Bull тоже хочется точно знать, в чём их обвиняют. Если в Red Bull Racing в 2021 году потратили лишний доллар – это одно, если допустили перерасход в несколько миллионов – совсем другое, поскольку это уже может влиять на результаты сезона. Однако в соответствии со Статьёй 8.10 финансового регламента, оба нарушения относятся к разряду «незначительных».
У общественности должна быть возможность всё это обсуждать, опираясь на факты. Ещё лучше, если в таких дискуссиях будут принимать участие и команды – тогда все спекуляции прекратятся.
Если же ничего этого не делать, возникают подозрения, что в FIA хотят что-то скрыть, дождаться, пока шумиха стихнет, а сами тем временем потихоньку договариваются с командами-нарушителями, после чего те признают вердикт федерации. А если выяснится, что этот вердикт будет излишне мягким, то это никого не остановит от новых нарушений.