В 2023-м первый сезон под руководством Джеймса Ваулза Williams закончила с лучшим результатом за последние годы, но закрепить успех не удалось – из-за аварий команда перерасходовала бюджет и откатилась назад.
Гонщик | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
А.Элбон | 23 | 16 | 12 | 9 | 7 |
Ф.Колапинто | 9 | 19 | 5 | 8 | 8 |
Л.Сарджент | 15 | 21 | 0 | 12 | 11 |
Williams Racing | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2024 | 24 | 9 | 17 | 8 | 7 |
2023 | 22 | 7 | 28 | 4 | 7 |
2022 | 22 | 10 | 8 | 6 | 9 |
2021 | 22 | 8 | 23 | 2 | 2 |
2020 | 17 | 10 | 0 | 11 | 11 |
От Williams в 2024-м ждали следующего шага. Джеймс Ваулз собрал в команде сильный коллектив. Алекс Элбон проводил пятый в карьере сезон, освоился и уверенно чувствовал себя «первым номером», да и Логан Сарджент уже не был новичком.
Новую машину, сохранив преемственность, назвали FW46. На зимних тестах прогресс Williams не был очевиден, но в условиях стабильного регламента главное – слаженная работа команды и эффективная доработка машины по ходу сезона.
Впервые за много лет в Williams к началу сезона не стали строить третье шасси, которое можно использовать в качестве запасного, решив потратить время и ресурсы на решение других задач. Руководитель команды Джеймс Ваулз просто попросил уже опытных гонщиков стараться не попадать в аварии. Увы, не получилось.
То, что сначала выглядело как случайные неудачи, скоро стало тенденцией. Поначалу команда топталась на границе призовой десятки, потом соперники ушли вперёд, а Williams осталась на месте, потратив значительную часть бюджета не на обновления, а на ремонт.
В первой пятничной тренировке в Мельбурне Алекс Элбон приложил машину сначала об одну стену, потом о другую, так что восстанавливать было уже нечего.
Сломанные опоры двигателя, разбитая коробка, трещины в кокпите. Запасной машины не было. Шансы Элбона на очки в гонке посчитали выше шансов Сарджента, так что американца просто сняли с Гран При, а на его шасси собрали машину для Алекса.
На следующем этапе, в Сузуке, Элбон снова разбил машину, потом Сарджент сошёл в Майами. Для Wiliams постоянные аварии стали бичом 2024 года. На одних этапах не хватало скорости, на других гонщики выбывали из борьбы. Команде было не до новинок.
Первых очков пришлось ждать до восьмого этапа, когда Элбон финишировал девятым в Монако, но и потом финишировать в десятке удавалось редко.
Ничего не выходило у Сарджента. Найти подход к непростой машине и шинам Pirelli он не смог, а попытки добиться большего приводили к авариям. Было очевидно, что молодому гонщику из Флориды не хватает таланта и скорости, но в команде до поры откладывали неизбежное расставание.
К летнему перерыву только трое гонщиков оставались без очков – Сарджент из Williams и Боттас с Чжоу из Sauber. В итоге все трое покинули Формулу 1, но Логана уволили первым.
Свою последнюю гонку в Формуле 1 Сарджент провёл в Нидерландах, где вновь попал в аварию. Команда потратила на восстановление его машины $1.4 млн., а гонщику указали на дверь, пожелав удачи в будущем.
За короткую карьеру в Формуле 1 на счету Сарджента осталось 36 Гран При и единственное заработанное очко. За это же время Элбон заработал 31 очко. Как говорят, почувствуйте разницу.
В Монце Сарджента заменил Франко Колапинто – весёлый 21-летний аргентинец, участник молодёжной программы Williams, которому очень хотелось произвести впечатление – и получилось, уже вторую свою гонку в Формуле 1 он закончил в призовой десятке.
Это был этап в Баку, самый результативный для Williams в сезоне, где Элбон и Колапинто принесли команде десять очков. Тогда казалось, что всё начинает налаживаться, но на этом успехи закончились. До конца сезона команда заработала ещё лишь одно очко, а машин гонщики наколотили достаточно.
Только за один день – в воскресенье в Сан-Паулу – они устроили три серьёзные аварии, стоившие команде почти 4 миллиона долларов.
Ущерб от как минимум шестнадцати крупных аварий обошёлся Williams в сумму более десяти миллионов. К концу сезона у команды оставалось единственное запасное переднее крыло для Гран При Абу-Даби и послесезонных тестов. К счастью, серьёзных инцидентов на Яс-Марине не произошло.
После окончания сезона в Williams попросили FIA частично вывести из бюджетных ограничений расходы на ремонт машин после аварий, но поскольку большинство из них произошли не по вине третьих лиц и внешних факторов, а стали следствием ошибок гонщиков команды, федерация отказала.
Пришедший на помощь Williams Колапинто произвёл хорошее впечатление, его поддерживали латиноамериканские болельщики и спонсоры, но в основной состав команды на сезон 2025 года он не попал. В Williams больше не хотели работать с новичками.
В следующем году напарником Алекса Элбона станет опытный Карлос Сайнс. С ними руководитель команды Джеймс Ваулз надеется переломить ситуацию, найти дорогу в будущее и вернуть Williams на прежние позиции. Но пока об этом остаётся только мечтать.