Первый сезон после смены владельцев волею случая принёс Williams восьмое место в Кубке конструкторов, но в 2022-м команда опустилась на привычную последнюю строчку.
Гонщик | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
А.Элбон | 21 | 19 | 4 | 6 | 9 |
Н.Латифи | 22 | 20 | 2 | 10 | 9 |
Н.де Вриз | 1 | 21 | 2 | 8 | 9 |
Williams Racing | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2022 | 22 | 10 | 8 | 6 | 9 |
2021 | 22 | 8 | 23 | 2 | 2 |
2020 | 17 | 10 | 0 | 11 | 11 |
2019 | 21 | 10 | 1 | 14 | 10 |
2018 | 21 | 10 | 7 | 10 | 8 |
В Формуле 1 первое и последнее место часто самые стабильные – если команда доминирует, то надолго, а если уступает по всем показателям, то долго будет последней. Но в 2022-м вместе с регламентом изменился и обладатель Кубка конструкторов, и явный аутсайдер.
Джордж Расселл перешёл в Mercedes, на его замену в Williams призвали Алекса Элбона, неплохо проявившего себя в Toro Rosso и Red Bull, но не подошедшего Хельмуту Марко и пропустившего прошлый сезон.
Николас Латифи остался в команде на третий, последний по контракту сезон – его семья помогала с финансированием. Зимой руководитель Williams Йост Капито заявил, что после ухода Расселла канадец получит отличный шанс себя проявить, но все понимали, что карьера Латифи близка к завершению. Свою роль он сыграл, позволив команде выжить в сложной экономической ситуации, всем пора было делать следующий шаг.
Кроме того, Логан Сарджент стал участником молодёжной программы. Команду покинул главный инженер Адам Картер.
Если в 2021-м Williams повезло в Венгрии и Спа, где команда заработала 20 очков из 23-х за сезон, а в 2022-м таких удач не было, да и машина не стала конкурентоспособнее. Технический директор Williams Франсуа-Ксавье Демезон не скрывал, что команда не уделила должного внимания FW44.
В Williams нацелились на возвращение команды на высокие позиции и работали на более отдалённую перспективу, разделив бюджет между несколькими проектами.
Здорово мешала раскачка, нестабильный баланс и деградация шин. Когда резину удавалось вывести в рабочий режим, машина позволяла бороться с соперниками по средней группе, если же нет – гонщики Williams оказывались позади. Многое зависело от условий характеристик конкретной трассы – там, где нужно было минимальное лобовое сопротивление, FW44 выглядела лучше.
Как и у многих, возникли проблемы с избыточным весом машины, решить которые по ходу сезона, учитывая ограниченный бюджет, оказалось невозможно. В Williams просто на какое-то время отказались от покраски крупных деталей – спонсоров всё равно не было, а без краски машина весила меньше. Это ничего не изменило, так что скоро краска появилась вновь.
По ходу сезона машина почти не обновлялась. Первые новинки появились уже летом – в Сильверстоуне и Австрии их опробовали на машине Алекса Элбона, а во Франции новинки получил и Николас Латифи. Соперники тоже не стояли на месте, так что расстановка сил не изменилась.
Гонщики Williams оценивают прошедший сезон по-разному. Если Элбон назвал его пока лучшим в своей карьере – во многих гонках он и правда смотрелся здорово, то Латифи назвал сезон худшим из трёх, проведённых в Williams. Он жаловался на отсутствие уверенности в машине, проблемы с тормозами – они действительно были – и в большинстве гонок оказывался последним.
Но когда после летнего перерыва Элбону неожиданно понадобилась замена – по ходу уик-энда в Монце его госпитализировали с аппендицитом и команда пригласила резервного пилота Ника де Вриза, он сразу же опередил Николаса, доказав, что дело не только в машине. Бывший участник молодёжной программы McLaren и чемпион Формулы Е дебютировал в Формуле 1 в 27 лет и в первой же гонке заработал два очка за девятое место.
Николас лишь однажды заработал очки – за девятое место под дождём в Сузуке, но уже там признал, что они никак не повлияют на его контракт. Добиться серьёзного прогресса за три года канадцу из обеспеченной семьи не удалось, скоро стало известно, что контракт продлён не будет – и это решение никого не удивило.
Алекс Элбон хорошо провёл сезон, вполне оправдав ожидания, но и он не мог ехать быстрее, чем позволяла машина. Тайский гонщик трижды финишировал в призовой десятке и заработал четыре очка, доведя общий счёт команды до восьми очков. У ближайшего соперника Williams, занявшего девятое место – AlphaTauri – 35 очков по итогам сезона. И между ними пропасть.
В 2023-м напарником Элбона станет молодой и перспективный Логан Сарджент – первый американский гонщик в Формуле 1 со времён Александера Росси в Manor Marussia в 2015-м. Сарджент закончил сезон Формулы 2 на скромном четвёртом месте, уступив победителю больше сотни очков, но этот результат обеспечил ему необходимые баллы для суперлицензии.
В Williams признают – они рискуют, подписывая контракт с дебютантом, но хотят сделать следующий шаг, воспитать собственного гонщика, на которого можно положиться в будущем. К тому же появление американского пилота привлечёт американских спонсоров, учитывая три американских этапа в календаре следующего сезона. Интерес взаимный и даже взаимовыгодный.
Йост Капито, руководитель команды: «В следующем году лучше не станет, это точно. Со стороны кажется, что мы сделали шаг назад, если судить по позиции в чемпионате. Но я смотрю на это иначе: очки, в прошлом году позволившие нам занять 8-е место, мы в основном заработали в Спа, где гонки фактически не было.
В этом году мы многое изменили, провели реструктуризацию, наладили рабочие процессы. Надо понимать, что созданием машины для этого сезона мы занимались в 2021-м, а Франсуа-Ксавье Демезон, наш новый технический директор, приступил к работе только в середине года.
В 2023-м мы должны бороться с командами средней группы. Приглашая Сарджента, мы идём на риск, ведь он новичок. Не стоит сравнивать его с таким опытным профессионалом, как Алекс Элбон. Но тут надо мыслить стратегически: если мы хотим воспитать своего гонщика, если хотим стать конкурентоспособными в будущем, то важно как можно раньше начать работать с молодым пилотом. Мы понимаем, что в следующем году не сможем заработать столько очков, сколько могли бы принести команде два опытных пилота. Но мы готовы на это пойти».
Через пару недель после окончания сезона руководитель команды Йост Капито и технический директор Франсуа-Ксавье Демезон покинули свои посты. В команде не назвали причину их ухода и пообещали вскоре назвать имена новых руководителей