Трехнедельный августовский перерыв в чемпионате совершенно не означает, что в напряженном графике команд наступило полное затишье. Разве что не надо никуда ехать или лететь, перевозя тонны оборудования и техники, и можно спокойно поработать в конструкторских бюро и на фабриках, готовясь к заключительной фазе сезона.
Впрочем, слово «спокойно» вряд ли уместно, когда речь идет о Формуле 1. Чемпионат развивается настолько бурно, что сегодня практически перед всеми командами и гонщикам стоят задачи разного уровня сложности, но требующие безотлагательных решений. Одна из таких задач – подготовка к предстоящей гонке в Валенсии, которая пройдет на новой, можно сказать, неизвестной трассе.
Положение Williams в турнирной таблице чемпионата не назовешь завидным, однако британская команды – один из старожилов современной Формулы 1, в этом году она отметила свое 30-летие, и опыт, накопленный за эти годы, помогает ей в ситуациях, когда предстоит впервые осваивать очередную «трасса инкогнита».
Род Нельсон, главный гоночный инженер Williams: «Мы начали предварительное изучение автодрома уже несколько месяцев назад, получив ее архитектурные чертежи и информацию FIA. На этой основе создали свою черновую карту трассы, воспроизвели ее конфигурацию методами компьютерного моделирования и начали примерно прикидывать, какие могут потребоваться настройки аэродинамики, каким будет износ тормозов и шин.
Получив предварительную информацию о необходимом уровне прижимной силы, мы уже могли проектировать и изготавливать новые элементы аэродинамического обвеса, специально предназначенные для этой трассы. По мере того, как гонка приближалась, мы получали все больше сведений от ее организаторов и от FIA, которые дополняли и уточняли картину».
Современные компьютерные симуляторы позволяют гонщикам заранее потренироваться в прохождении виртуальной трассы, привыкнуть к ее конфигурации и траекториям прохождения поворотов, однако ничто не может заменить живых впечатлений.
«Ничто не может заменить прогулку по трассе, когда мы вместе с гонщиками обсуждаем возможные проблемы, обследуем бордюры, обочины, зоны безопасности, расстояние до отбойников» – признает Нельсон.
Нико Росбергу не терпится увидеть трассу воочию, но пока приходится ограничиваться работой на симуляторе и изучать видеозаписи, сделанные во время недавних гонок GT, состоявшихся на новой трассе в Валенсии.
Нико Росберг: «Я собираюсь посмотреть видеозаписи, сделанные с камер, установленных на машинах GT: это вполне позволит получить представление о трассе. Но придется поломать голову над настройками, сравнивая Валенсию, например, с Монако, и, отталкиваясь от этих первых выводов, постепенно изучать трассу уже во время гоночного уик-энда.
С такими уличными автодромами всегда одна и та же проблема: сначала сцепление шин с асфальтом весьма низкое. Обычную трассу ты разучиваешь кругов за 15, иногда даже за 10. На освоение уличных трасс уходит больше времени: надо проехать, пожалуй, 20 кругов.
Но все команды находятся примерно в равном положении, все будут изучать Валенсию с нуля. Поэтому перед всеми стоит непростая задача: поскорее добыть побольше информации и как можно лучше подготовиться. Эта гонка обещает быть по-настоящему интересной».
Может быть, именно в Валенсии Williams удастся поправить свое турнирное положение? Напомним, Гран При Европы состоится 22-24-го августа.