Себастьян Феттель входит в пятерку самых молодых пилотов Формулы 1 – но, в отличие от других юниоров, вроде Хайме Альгерсуари или Нико Хюлкенберга, считается одним из фаворитов стартующего на этой неделе сезона. При этом многие называют немца самым обаятельным и уравновешенным гонщиком в паддоке.
«Кто-то может сказать, что внимание ко мне в этом году возрастет, но на самом деле это не так, - сказал Феттель в интервью британской Guardian. – Ведь в гонки решил вернуться один немецкий ветеран, и вся страна будет следить только за ним, что хорошо для меня. Снимаю перед ним шляпу».
Улыбнувшись, гонщик и впрямь махнул кепкой в сторону стоящего неподалеку моторхоума Mercedes и продолжил: «В этом сезоне нам очень повезло – все говорят только о гонках, а не о политике или бизнесе. У нас есть Ferrari, McLaren, Mercedes и Red Bull – это четыре команды и восемь пилотов. И пока невозможно сказать, кто из них впереди. Один из нас финиширует первым, другой – восьмым, а остальные окажутся между ними.
Нас ждет очень интересное противостояние между напарниками. Смотрите – в McLaren выступают два британца, Льюис и Дженсон. Не думаю, что для Дженсона всё сложится так уж просто. Льюис очень быстр и работает с командой уже много лет. Вспомните, что он сделал в 2007-м, когда в McLaren выступал Фернандо Алонсо. Потому я с большим интересом буду следить за ситуацией в McLaren, а также и в Ferrari.
Немецкие болельщики, конечно, куда больше интересуются сражением двух пилотов из Германии – Михаэля и Нико в Mercedes GP, и во всех этих командах может много чего случиться. Ну а самой предуктивной комбинацией мне видится наша пара с Марком Уэббером, потому что у нас нет никаких проблем. Разумеется, в каждой гонке он хочет опередить меня, а я – его, но мы отлично ладим».
Феттель не очень любит вспоминать, что их взаимоотношения с австралийцем не всегда были удачными. В 2007 году Себастьян, тогдашний дебютант Ф1 из команды Toro Rosso, врезался в машину Марка во время дождливого Гран При Японии, лишив австралийца подиума или даже победы. Тогда Уэббер в раздражении бросил: «Все беды из-за этих детей».
В прошлом сезоне гонщики соперничали уже в ином качестве: будучи напарниками по Red Bull, они пытались настичь Дженсона Баттона, когда тот выиграл шесть из семи первых гонок. «Вы же знаете Марка, - говорит Феттель. – Он никогда не боится говорить то, что думает. И после той аварии в Японии он был прямолинеен. Он рассердился, да и я пребывал не в лучшем настроении, но после принес свои извинения. С тех пор у нас никогда не было проблем».
За два последних года молодой немец однозначно дал понять всему гоночному миру, что в его лице Формула 1 получила новую звезду первой величины. В 2008 году под проливным дождем в Монце он стал самым юным в истории победителем квалификации, а затем и гонки, а в следующем сезоне одержал еще четыре победы и завоевал звание вице-чемпиона мира. Разумеется, это не могло не отразиться на популярности гонщика.
«Все эти люди, говорящие, что однажды я стану чемпионом, не делают меня быстрее. Ты должен верить в себя, - уверен он. – Меня частенько называют маленьким Шуми. Я от этого не в восторге – но понимаю болельщиков. Когда в Британии национальной гоночной иконой был Найджел Мэнселл, ситуация была точно такой же: «Кто же будет нашим следующим Мэнселлом?» - спрашивали все. Только те, кто не добиваются успехов, не становятся примерами для подражания».
Интересно, что в отличие от того же Шумахера, которого не слишком любят за пределами родной страны, личные качества Себастьяна позволяют ему завоевывать сердца поклонников по всему свету. Многих британцев он покорил тем, что слушает записи The Beatles с виниловых пластинок и может цитировать большие фрагменты классических английских юмористических шоу Monty Python и Little Britain.
«Я увидел, какими могут быть британцы, год назад в Сильверстоуне. Думаю, это была не самая лучшая гонка для них, но после финиша все были очень довольны и приветливы, хотя я вовсе не был Льюисом или Дженсоном. Я поднялся на подиум – и тысячи человек громко приветствовали меня. Это было невероятно – я не ждал такого», - рассказал Феттель.
Но он может не только удивляться, но и удивлять. Свои дела 22-летний спортсмен ведет сам. «Ну, во всяком случае, пытаюсь, - улыбается он. – Я родился в самой обычной семье, мой отец был плотником, он работал на крышах – и мы всегда с удовольствием вместе ездили на гонки. На праздники мы никогда не устраивали дальних поездок – всегда отправлялись на картинг, и это нравилось даже моей старшей сестре. Она вела для меня подсчет времени кругов. Потому мне кажется совершенно естественным, что даже в Формуле 1 я занимаюсь своими делами самостоятельно – и советуюсь только с членами семьи и близкими друзьями.
Можно нанять менеджеров, и они будут рассказывать тебе, насколько ты хорош. Но родственники более откровенны, и у нас неплохо все получается. Люди говорят: «Менеджер нужен, чтобы заниматься рекламными контрактами и приносить деньги». Но меня все устраивает. Я хочу принимать решения самостоятельно. Иногда это очень здорово, потому что во время переговоров моим собеседником может оказаться очень опытный человек шестидесяти лет. Но скоро ты забываешь о разнице в возрасте и просто стараешься как можно лучше сделать свою работу».
Бывали ли у него промахи в деловых вопросах? «Нет, я не жалею ни об одном принятом решении. Проблема Формулы 1 в том, что вовлечены колоссальные деньги. Это огромный бизнес и, к сожалению, каждый здесь слишком занят собственными интересами и собственным карманом. Для кого-то это просто работа – и в этом большая сложность. Ты далеко не всегда можешь говорить то, что хочется. А для меня важнее всего гонки – и еще я хочу остаться тем же человеком, каким был всегда».
Человеческие отношения очень важны для молодого пилота. Он с удовольствием ходит на футбольные матчи франкфуртского Айнтрахта, но при этом следит за игрой с обычной трибуны: «Я никогда не пойду в корпоративную зону или вип-ложу. Я так просто не могу. Всегда хочется быть среди фанатов, которые кричат и поют. А в перерыве я с удовольствием спускаюсь вниз, отстаиваю очередь, и вместе со всеми покупаю сосиски».
Узнает ли кто-то в невысоком юноше вице-чемпиона мира и звезду Формулы 1? «Недавно я был на матче с Майнцем. Я глубоко надел шапку – и меня узнали всего несколько человек. При этом я не прятался, а просто вел себя, как и все вокруг, кутаясь от холода. Тогда мы выиграли и я был очень счастлив – именно за это я и люблю спорт».
Предстоящий сезон чемпионата мира ставит перед Себастьяном Феттелем непростую задачу. Теперь, в отличие от 2009-го, от него и Red Bull с самого начала будут ждать высоких результатов. «Год назад все было иначе. Никто не предполагал, что мы сможем бороться за титул, но теперь люди ожидают, что мы будем среди лидеров. Мне это по душе, но при этом я считаю очень важным здороваться со всеми механиками из маленьких команд, где я когда-то начинал. Иногда об этом забывают со временем», - говорит гонщик.
«В этом сезоне мне бы хотелось выиграть побольше гонок, и было бы здорово начать прямо с Бахрейна. Для меня это не самая любимая трасса, но в прошлом году я финишировал там вторым. Там не дают шампанского, но вручают очень красивые призы. У меня уже есть маленький серебряный – и я бы с удовольствием получил тот, что побольше, - говорит Себастьян Феттель. – Конечно, мне хотелось бы победить и в чемпионате мира, однако такие же планы есть ещё у семерых пилотов. Но мне хочется думать, что в этом сезоне я буду достаточно хорош».