В Force India довольны числом заработанных очков – 109 против 69 в прошлом году, но по сравнению с 2011-м команда потеряла одну позицию в Кубке конструкторов, и если ближайшим соперникам из Williams и Sauber удавалось подниматься на подиум, то для Force India лучшим результатом оказалось 4-е место на финише.
Sahara Force India F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2011 | 19 | 6 | 69 | 6 | 6 |
2012 | 20 | 7 | 109 | 4 | 4 |
Нико Хюлкенберг | 20 | 11 | 63 | 4 | 4 |
Пол ди Реста | 20 | 14 | 46 | 6 | 4 |
В конце 2011-го команда рассталась с Адрианом Сутилом, подписав контракт с Нико Хюлкенбергом, который после увольнения из Williams провёл сезон в роли тест-пилота индийской команды, выезжая только по пятницам. Перед началом сезона многие были уверены, что Нико потребуется время на адаптацию и он почти наверняка уступит Полу ди Ресте, но всё сложилось иначе.
За несколько дней до начала зимних тестов команда собрала журналистов в Сильверстоуне, чтобы презентовать новую машину и провести её первую обкатку. Хюлкенберг был представлен в роли основного пилота, а Жюль Бьянки – в качестве третьего гонщика – по ходу сезона француз девять раз садился за руль во время пятничных свободных заездов. В 2011-м Force India заняла шестую строчку в Кубке конструкторов, и на презентации владелец команды Виджей Малья озвучил новую цель – борьбу за пятое место по итогам сезона.
VJM05 – вторая машина Force India, разработанная под руководством технического директора Энди Грина, присоединившегося к команде летом 2010-го. Мотор и KERS – от Mercedes-Benz, коробка передач и гидравлика – от McLaren Applied Technologies. Команда без проблем отработала зимние тесты, а 22 февраля Хюлкенберг даже возглавил протокол дня в Барселоне.
В Мельбурне Нико подтвердил потенциал машины, пробившись в финал квалификации, после двух первых гонок сезона на счету обоих пилотов были очки, но успехи оказались скромными и часто сменялись неудачами – в непредсказуемой первой половине чемпионата везло многим, но не гонщикам Force India.
Машина недостаточно эффективно работала с резиной и уступала в аэродинамике – она оказалась весьма надёжной, но не слишком быстрой. Машины соперников тоже были надёжны, а без их сходов пилотам Force India оказалось непросто претендовать на очки. До летнего перерыва команда четырежды покидала трассу без очков на финише, потом удалось добиться большей стабильности.
Лучшей для Force India в прошедшем сезоне стала гонка в Валенсии – на городской трассе Хюлкенберг был классифицирован пятым, ди Реста седьмым – команда заработала 16 очков, а лучшего личного результата оба пилота добились уже во второй половине сезона, когда Нико финишировал четвёртым в Спа, а Пол – три недели спустя в Сингапуре. В карьере обоих гонщиков это лучшая позиция на финише.
Со стороны отношения Нико и Пола выглядели бесконфликтными, но напряженность нарастала, и на старте Гран При Абу-Даби пилоты столкнулись друг с другом – для Хюлкенберга гонка на этом закончилась, а ди Реста откатился в конец пелотона. В Force India очень надеялись побороться хотя бы за шестую позицию в Кубке конструкторов, но даже неудачи Sauber в концовке сезона не позволили индийской команде навязать им борьбу.
Хюлкенберг переиграл ди Ресту в квалификации – со счётом 12-8, и в гонках, заработав 63 очка против 46 у шотландца, для которого этот сезон может оказаться ключевым – по слухам, его поражение очень расстроило руководство компании Mercedes, поддерживающей карьеру Пола.
Успехи же Нико привлекли внимание соперников – он провёл переговоры с несколькими командами и в итоге подписал контракт с Sauber, где проведёт следующий сезон.
В конце сезона Виджей Малья всё реже приезжал на Гран При – многие его компании столкнулись с финансовыми проблемами, но он и владелец компании Sahara Субрата Рой гарантировали Берни Экклстоуну стабильное и безопасное положение команды, а в ноябре Совет директоров Force India одобрил очередные инвестиции в размере 50 миллионов фунтов.
Состав команды на сезон 2013 года пока не определён – с желающими подписать контракт у Force India проблем нет, так что Малья может выбирать имена тех, кто стянет защитное покрывало с новой VJM06 в феврале следующего года.
У Force India нет причин рассчитывать на серьёзный прорыв в 2013-м, а ситуация в 2014-м во-многом зависит от прочности партнёрских отношений с поставщиками моторов.