Реми Таффен, главный моторист Renault Sport F1, рассказал об особенностях подготовки и эксплуатации двигателей в дни сингапурского гоночного уик-энда.
Реми Таффен: «В Сингапуре нас ждут совершенно иные сложности, не такие, как в Спа или Монце, где многое решает мощность мотора. Прежде всего, это уличная трасса, вьющаяся между самых известных достопримечательностей города и представляющая собой серию медленных поворотов, которые нужно проходить на относительно небольших оборотах.
На контрасте с Бельгией и Италией, мощность двигателя на этой трассе играет далеко не самую важную роль, поскольку на полном газу гонщики проходят меньше 45% круга при средней скорости на уровне 170 км/ч. Поскольку конфигурация 10-го поворота изменена, и на месте прежней шиканы теперь будет обычный левый поворот, то педаль акселератора останется полностью выжатой несколько дольше, что также приведет к некоторому росту расхода топлива.
Но в целом характеристики сингапурской трассы остаются неизменными: здесь не столь важна максимальная скорость, поэтому особое внимание мы уделяем максимально плавному набору мощности с низких оборотов и хорошему отклику двигателя при нажатии на педаль газа на выходе из многочисленных поворотов.
Особенности конфигурации трассы, где торможения постоянно чередуются с короткими и резкими разгонами между поворотами, означают, что расход топлива в Сингапуре выше, чем на большинстве Гран При. Поэтому мы должны соблюдать максимальную точность, настраивая двигатель, чтобы по возможности избежать лишнего веса. Важно добиться, чтобы на финише в баке машины не осталось слишком много топлива, что повлечёт потери времени на каждом круге. Но при этом нельзя допустить, что бензина окажется недостаточно, тем более что по ходу дистанции гонщики постоянно меняют режимы работы мотора, варьируя состав топливной смеси.
Тем не менее, поскольку сингапурская трасса не столь чувствительна к мощности мотора, мы можем применять такие настройки двигателя, при которых снижается потребление топлива за счёт обеднения смеси, что позволяет заливать в бак несколько меньше бензина. Правильно определиться с необходимым количеством бензина перед стартом гонки – одна из самых сложных задач, которые приходится решать в этот уик-энд, тем более что инженерам приходится учитывать высокую вероятность изменения погоды и появления автомобиля безопасности.
Как ни странно, но до сих пор ни один Гран При Сингапура не сопровождался дождём, хотя влажность воздуха всё равно превышает 80%. Этот фактор тоже учитывается при выборе настроек двигателя, поскольку чем больше в воздухе влаги, тем меньше в нем кислорода, что приводит к незначительному падению мощности. Но с этим всегда приходится считаться, когда гонки проходят на трассах, расположенных близко к уровню моря, и мы это учитываем, занимаясь настройкой силовых агрегатов, даже если к их мощности в конкретном случае предъявляются не самые высокие требования.
Также надо внимательно следить за температурами, тем более, сингапурская гонка – самая продолжительная в году. Ночью воздух обычно остывает на 5 – 6 градусов, но из-за близости трассы к городским зданиям, температуры всё равно остаются довольно высокими. Поэтому необходимо тщательно контролировать работу систем охлаждения, что особенно важно, поскольку машины едут относительно медленно и находятся на трассе близко друг к другу, что ведет к повышенному нагреву. По всем перечисленным причинам мы стараемся использовать для этой гонки двигатели, чей ресурсный цикл подходит к концу».