Небольшие команды часто обвиняют в том, что при выборе пилотов они руководствуются не гоночными качествами, а их финансовой состоятельностью. Руководители Caterham и Sauber Сирил Абитебул и Мониша Кальтенборн рассказали о своём видении проблемы рента-драйверов в современной Формуле 1...
Вопрос: Сирил, какой смысл вы вкладываете в словосочетание рента-драйвер?
Сирил Абитебул: Сперва я хочу сказать, что даже в ведущих командах есть гонщики, пользующиеся спонсорской поддержкой. Об этом нельзя забывать.
Вопрос: Например, Фернандо Алонсо?
Сирил Абитебул: Не хочу называть имен.
Вопрос: Но все же, кто для вас рента-драйвер?
Сирил Абитебул: Гонщик, чьи финансовые возможности оцениваются выше гоночных. Я не считаю рента-драйвером быстрого пилота, который смог принести в команду немного денег. Мне кажется, я нашел очень удачное определение!
Вопрос: Госпожа Кальтенборн, как вы относитесь к рента-драйверам?
Мониша Кальтенборн: Моя принципиальная позиция в том, что определение рента-драйвер не совсем корректно. В Формуле 1 очень мало команд, поэтому даже невероятно талантливому гонщику практически невозможно попасть в чемпионат, не имея спонсорской поддержки. Наш новый гонщик [Сергей Сироткин] сказал мне, что ему не нравится этот термин. Факт в том, что большинство пришедших молодых пилотов имеют поддержку, но единственное, что по-настоящему имеет значение - это скорость. Думаю, со временем это определение уйдет в прошлое.
Вопрос: Даже Ники Лауда когда-то был рента-драйвером, но потом выиграл три чемпионских титула…
Мониша Кальтенборн: У каждого гонщика есть спонсоры. Некоторые продолжают поддерживать пилота вплоть до завершения карьеры, даже если ему удаётся достигнуть высоких результатов.
Вопрос: Сирил, могут ли наступить времена, когда гонщики будут вынуждены платить 25 миллионов, чтобы только получить место в команде?
Сирил Абитебул: Я считаю, что к проблеме нужно подходить с другой стороны. Идет ли на пользу Формуле 1 приглашение гонщиков, готовых заплатить 25 миллионов, чтобы сесть за руль? Думаю, нет. Несколько лет назад, когда в чемпионате было больше автопроизводителей, командам было легче находить бюджет, но с их уходом ситуация осложнилась.
Формула 1 – очень интересная рекламная площадка. Я думаю, что через несколько лет финансовая ситуация изменится в лучшую сторону. Я связываю большие надежды с новым техническим регламентом. О моторах 2014 года сказано немало, надеюсь, они заинтересуют новых инвесторов и спонсоров.
Вопрос: Спонсоры не всегда могут заметить молодого талантливого гонщика, есть риск, что потенциальный чемпион никогда не пробьется в Формулу 1…
Сирил Абитебул: Естественно, риск существует. Не так давно мы обсуждали с Renault шаги, которые позволят участникам молодежных серий попасть в Формулу 1. GP2 – отличный чемпионат, проходящий в рамках уик-эндов Формулы 1. В Мировой серии Renault тоже выступают перспективные пилоты, однако мы видели, что даже чемпионам двух этих серий не всегда удается попасть в Формулу 1. На это есть причины, но мы должны что-то предпринять, чтобы талантливые гонщики переходили в Формулу 1. Например, у нас есть своя молодежная программа.
Вопрос: Представьте, что вам нужно выбрать из двух гонщиков. Один быстрее на три десятых, а второй готов заплатить на три миллиона больше. Кого вы возьмете в команду?
Сирил Абитебул: Здесь нет универсального ответа. Решение зависит от того, какие задачи нужно решать сейчас, и какие у команды планы на среднесрочную перспективу. Например, у нас были определенные ожидания, связанные с текущим сезоном, но они отличаются от того, что мы ждем в 2014-м, поскольку предстоят кардинальные перемены в техническом регламенте.
Вопрос: Госпожа Кальтенборн, как вы относитесь к тому, что по экономическим причинам команды вынуждены приглашать не самых быстрых гонщиков, но готовых платить?
Мониша Кальтенборн: Это неправильное развитие Формулы 1. Нужно снижать стоимость участия в чемпионате.