На страницах британского журнала F1 Racing технический директор Williams Пэт Симондс рассказал о том, как проводятся тренировки, какую информацию собирают на них команды и как потом её используют.
Пятничная тренировка крайне важна для команд, ведь в современной Формуле 1 у нас совсем мало возможностей что-то тестировать по ходу сезона. Так что в основном свои эксперименты мы проводим в это время. Часто можно видеть, что в начале тренировок на машинах установлены необычные измерительные приборы – с их помощью мы пытаемся понять нюансы поведения новейших аэродинамических разработок.
Подходы к первой и второй сессии свободных заездов разные, в основном из-за того, что мы должны соблюдать баланс между проведением экспериментов и работой с базовой информацией, которая используется при планировании тактики в ходе гоночного уик-энда. Как правило, во время первой тренировки мы стараемся провести всю экспериментальную работу, а также определить основные параметры настроек, чтобы получше подготовиться ко второй сессии.
В ходе второй тренировки нужно разобраться с разницей в поведении резины двух составов, с которыми мы имеем дело в конкретный уик-энд: речь идёт как о скорости, которой позволяют добиться шины, так и об их деградации на длинных сериях кругов. Если в первом случае мы работаем на трассе с относительно небольшой топливной нагрузкой, то во втором заливаем в баки машин примерно столько бензина, сколько требуется для преодоления полной дистанции гонки, чтобы обеспечить нужный уровень нагрузки на резину. В ходе длинной серии кругов мы одновременно получаем информацию об износе тормозов, расходе топлива и температурном режиме работы силовой установки.
Если же идёт дождь, всё заканчивается тем, что командам не удаётся собрать детальную информацию, которую хотелось бы получить. В таких случаях приходится полагаться на данные, основанные на прошлом опыте работы на этой трассе, а также на технологии компьютерного моделирования, которые становятся всё совершеннее. Используя всё это, стараемся выработать оптимальный подход к основным событиям уик-энда.
Скорость – понятие относительное. Для некоторых команд важно добиться хорошей скорости в пятницу, поэтому они настраивают свои машины ближе к тому, что нужно для квалификации – возможно, в отличие от остальных. Результаты во многом зависят от количества топлива в баках и от того, насколько настройки силовой установки близки к предельным. Отсюда следует, что положение той или иной команды в итоговых протоколах пятницы не всегда отражает её реальный потенциал в квалификации или гонке.
К сожалению, в дни гоночных уик-эндов мы ограничены во времени, а также в нашем распоряжении недостаточно комплектов резины, чтобы проводить эксперименты по-настоящему научным образом. На тренировках необходимо получить много важной информации, а кроме того беречь шины, поэтому мы не можем проводить тесты по классической схеме A-B-A, когда сначала используется вариант настройки A, через какое-то время меняется на вариант B, после чего мы вновь возвращаемся к варианту A – именно так построена работа на полноценных тестах. Значит, приходится в большей мере полагаться на субъективные оценки, чем хотелось бы. Тем не менее, делается всё, что только в наших силах, чтобы подкрепить эти оценки реальными данными.
Пожалуй, длинные серии кругов в ходе второй сессии в пятницу – самая важная часть подготовки к гоночному уик-энду. В это время мы стараемся частично воспроизвести гоночную ситуацию, чтобы определиться со скоростными характеристиками машины и получить данные, которые будут использоваться при разработке вариантов тактики.
Но как бы мы ни старались, информация, собранная в пятницу, не всегда подтверждается в воскресенье, ведь температура трассы может меняться, а на асфальте будет уже более значительный слой отработанной резины. Остаётся надеяться, что данные, полученные в пятницу днём, окажутся более репрезентативными, чем информация, собранная в ходе утренней сессии.
Также мы уделяем немало времени анализу результатов, показанных соперниками. И если по какой-то причине нам не удаётся самим провести длинные серии кругов, мы используем эти данные, чтобы выяснить, какой информации нам не хватает. Даже если обе сессии прошли идеально, мы должны адекватно оценить наш уровень конкурентоспособности, поскольку от него напрямую зависит наш подход к тактике гонки.
Мы детально изучаем результаты соперников, и выводы, к которым может прийти команда, порой заставляют вносить коррективы в тактические схемы. Например, бывает, что та или иная команда настраивает свои машины на прижимную силу, уровень которой ниже оптимального. Она может так поступить, если видит, что у непосредственных соперников есть скоростное преимущество на прямых, ведь даже при условии, что более сильный прижим обеспечивает более высокие результаты на круге, дефицит максимальной скорости всё равно затруднит обгоны – следовательно, осложнит гонку.
Внимательный анализ данных, полученных в пятницу, позволяет получить достаточно адекватное представление о скорости соперников как в квалификации, так и в гонке. Но надо быть осторожными с выводами и смотреть не только на время лидеров, но также принимать во внимание подходы, практикуемые разными командами. Например, в пятницу кто-то может настроить силовые установки на режим пониженной мощности, чтобы обеспечить необходимые пиковые параметры и надёжность в дальнейшем. Точно так же некоторые команды в пятницу могут заливать в баки машин для длинных серий кругов столько же топлива, сколько заливают перед стартом Гран При, тогда как другие могут ориентироваться на уровень топливной нагрузки, характерный для более поздней фазы гонки.
Все мы следуем своим привычным подходам, и если практикуемая вами стандартная схема, которой вы придерживаетесь во время тестов, оказывается на руку соперникам, вполне вероятно, что и они выберут такую же схему на весь сезон.