В интервью британскому F1Racing руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал об особенностях работы с шинами в Формуле 1…
Пэт Симондс: «Каждый год Pirelli предоставляет четыре состава сликов для сухой погоды на весь сезон, отличающиеся по степени жесткости. Из этих четырех составов в Pirelli выбирают по два на каждую гонку. Кроме того, они привозят дождевые и промежуточные шины. Промежуточные нужны, когда трасса слишком мокрая для сликов, но воды недостаточно, чтобы использовать дождевые шины без риска их перегрева и быстрого износа.
Во время уик-энда у каждого гонщика есть семь комплектов более жестких и шесть комплектов более мягких шин, а также четыре комплекта промежуточной и три комплекта дождевой резины. Есть несколько ограничений на использование шин, главное из них – пилот, вышедший в финал квалификации, должен стартовать на том комплекте, на котором показал лучшее время во второй сессии.
Разница между двумя составами – достаточно сложная тема. Упрощенно их называют более жесткими и более мягкими, но свойства составов зависят от множества характеристик, в зависимости от которых необходимо применять особый подход к их использованию.
Одно из отличий – диапазон рабочих температур, который нужно поддерживать, чтобы резина работала эффективно. Самая сложная ситуация – когда один состав требует более высокой температуры, а другой – более низкой, чем погода по ходу сессии. В этом случае приходится искать компромисс, ведь команды обязаны использовать оба состава во время гонки на сухом асфальте.
Обычно мы используем разные конфигурации воздуховодов, чтобы горячий воздух от тормозных дисков или нагревал шину, или наоборот отводился от нее. Гонщик поднимает температуру, прогревая шины перед быстрым кругом в квалификации и нагружая резину во время гонки. Если шина перегревается, пилот должен скорректировать подход к прохождению скоростных поворотов.
Для каждого состава идеальная рабочая температура меняется от трассы к трассе в зависимости от характеристик асфальта. Причём, по ходу уик-энда состояние трассы тоже меняется, что необходимо учитывать при работе с шинами. Команды используют лазерные сканеры, чтобы оценить абразивность покрытия, проводится специальное моделирование, позволяющее определить оптимальную температуру шин. Эти показатели по ходу уик-энда контролируются с помощью инфракрасных датчиков внутри колеса.
Есть три параметра, которыми руководствуются шинники при выборе составов для конкретной трассы. Во-первых, количество и характеристики поворотов, а также длина прямых – для оценки необходимого ресурса шин. Во-вторых, характеристики асфальта. В-третьих, статистические данные о типичной погоде, чтобы понять, каких условий можно ждать по ходу уик-энда. Вероятно, в 2016-м составы резины на гонку будут выбирать не шинники, а команды, что добавит интриги».