Гибридные силовые установки применяются в Формуле 1 уже четвёртый сезон, однако команды чемпионата по-прежнему сталкиваются всё с теми же проблемами, что мешали им работать в первый год, когда новые технологии были ещё не вполне отработаны.
Двигатели и прочие элементы силовых установок до сих пор часто выходят из строя, и в Монце последствия этого проявились в полной мере: штрафов было столько, что перестановки на стартовом поле по сложности граничили с абсурдом.
В дни итальянского гоночного уик-энда Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing, категорично заявил: «Эти гибридные силовые установки вообще ничего не дали Формуле 1 с тех пор, как мы на них перешли».
В Монце Mercedes были вновь недосягаемы, но и все машины других двух команд, использующих двигатели, построенные в Бриксуорте, финишировали в первой десятке. По мнению немецкого эксперта Михаэля Шмидта, которым он поделился на страницах Auto Motor und Sport, это совершенно не случайно. С лидерами чемпионата могла как-то соперничать только Ferrari, но Себастьян Феттель на финише проиграл Льюису Хэмилтону больше полминуты. Даниэль Риккардо, в принципе, смотрелся очень неплохо, двигатель Renault позволил ехать достаточно быстро, и австралиец смог красиво отыграться, несмотря на старт с далёкой 16-й позиции. А вот ни одна из машин McLaren до финиша не доехала, правда, силовая установка Honda подвела только Стоффеля Вандорна; Алонсо, хоть и был классифицирован, сошёл из-за поломки коробки передач.
Auto Motor und Sport приводит такую статистику: согласно замерам топливной эффективности, произведённым в Спа, Mercedes по этому показателю опережает Ferrari на 2,5%, Renault – на 4%, а Honda – на все 7%. Это примерно отражает разницу в эффективности силовых установок в целом.
Если уж в этом году мы стали свидетелями многочисленных штрафов за замену двигателей, а ведь по регламенту каждому гонщику выделено на сезон 4 силовых установки, то что же будет в следующем, когда это число должно сократиться до 3-х? Уже звучат голоса за то, чтобы оставить этот лимит на уровне 2017 года, но для того, чтобы скорректировать регламент, необходима единогласная поддержка. Однако Mercedes и Renault против, потому что уже разработали двигатели с повышенным ресурсом.
Появились предложения как-то пересмотреть систему штрафов, но это тоже не решение проблемы. В любом случае, главный вывод, к которому пришла Формула 1, состоит в том, что силовые установки всё-таки чересчур сложны технически и слишком дорого обходятся, хотя с последним тезисом согласны не все.
Что касается сложности, то с этим не поспоришь. И именно это отпугивает от Формулы 1 независимых производителей, и можно сказать, что в итоге чемпионат оказался под диктатом автоконцернов. А для спорта это всегда плохо. Два года назад команда Red Bull Racing чуть не осталась без двигателей, теперь в похожей ситуации оказалась McLaren. Забавно, что в Уокинге сейчас потратили столько усилий, чтобы получить силовые установки Renault, от которых Red Bull фактически отказалась осенью 2015-го. Циники уже говорят, что McLaren поменяет самые плохие двигатели на просто плохие.
Остаётся надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону после 2021 года, когда Формула 1 перейдёт на новый технический регламент, который пока ещё только обсуждается. Судя по всему, на смену нынешним сложнейшим силовым установкам придут более простые двигатели V6 с двойным турбонаддувом и более мощным мотор-генератором MGU-K, а от MGU-H придётся отказаться. Также команды, вероятно, будут использовать стандартные накопители энергии, мотор-генераторы и турбины.
Однако переговоры ещё далеко не закончены, например, в Mercedes и Renault не хотят отказываться от MGU-H, поскольку считают, что это технологии будущего. Однако мотор-генератор, преобразующий энергию выхлопных газов в электрическую – наиболее сложный элемент силовой установки, это слабое звено, чаще всего доставляющее головную боль и мотористам, и командам.
Но главное в том, что подавляющему большинству болельщиков, ради которых и существует Формула 1, совершенно дела нет до всех этих замечательных мега-технологий завтрашнего дня. Да и слава штутгартской марки вряд ли станет меньше, если гонщики Mercedes продолжат побеждать на машинах, на которых вместо нынешних силовых установок будут стоять двигатели V6 Biturbo с обычной системой рекуперации кинетической энергии.