У команд Mercedes, McLaren и Force India, разумеется, разные машины, но есть два момента, которые их объединяют: моторы производства Mercedes-Benz и проблемы с задними шинами. Журналисты немецкого издания Auto Motor und Sport решили проанализировать, нет ли здесь какой-то связи?
По идее, этого быть не должно. В конце концов, в Mercedes AMG работают профессионалы высшего класса, от Росса Брауна до руководителей всех технических подразделений. Но с тех пор, как Формула 1 перешла на шины Pirelli, у команды начались проблемы с износом задней резины. В этом году на некоторых трассах они настолько сильно влияли на скорость W03, что создавалось впечатление, будто инженеры Mercedes просто не знают, что делать.
Но проблемы с износом задних шин есть и у McLaren, и у Force India, хотя и не столь серьезные, как у заводской команды штутгартского концерна. Тем не менее, победитель недавнего Гран При Венгрии Льюис Хэмилтон признал, что «Lotus, Red Bull и Ferrari могут проехать на одном комплекте дольше, чем мы».
Нико Хюлкенберг, пилот Force India, тоже в какой-то мере стал жертвой интенсивного износа задней резины, что сказалось на его результатах в двух последних гонках. В квалификации он показывал весьма неплохую скорость, оба раза, и в Германии, и в Венгрии, пробившись в первую десятку. Но по ходу дистанции гонки задняя резина на его машине изнашивается довольно активно, и во второй половине каждого отрезка Нико приходится сталкиваться с прогрессирующей избыточной поворачиваемостью.
В общем, примерно схожие проблемы наблюдаются у трех команд, использующих одинаковые моторы. Наверняка, здесь есть некая связь. Как известно, двигатель Mercedes V8 – самый мощный из всех силовых агрегатов в современной Ф1 и развивает порядка 780 л.с. Наиболее заметно его преимущества проявляются в среднем диапазоне оборотов. С одной стороны, это неплохо, но с другой, в ситуациях, когда гонщику с трудом удается дозировать тягу, именно эта особенность может пагубно сказываться на ресурсе задних шин. В частности, резина Pirelli крайне чувствительная к пробуксовке ведущих колес: она быстро перегревается, и процессы деградации идут более интенсивно.
После гонки в Хоккенхайме пилоты Sauber Серхио Перес и Камуи Кобаяши в один голос говорили, что их соперникам из Force India удается намного быстрее разгоняться на выходе из поворотов: «Мы были в состоянии держаться вплотную за ними в начальной фазе разгона, но как только выходили на прямую, машины Force India сразу отрывались, пока резина на них была еще свежая». Косвенно это подтверждает предыдущий тезис. И если моторы Mercedes позволяют столь интенсивно разгоняться, нельзя исключать, что в момент пиковых ускорений гонщикам не всегда удается избежать пробуксовки ведущих колес.
Auto Motor und Sport приводит слова Росса Брауна, которые тоже это подверждают: «Характеристики двигателя имеют большое влияние на деградацию шин». Немецкие журналисты даже вспомнили одно из прошлогодних высказываний Рубенса Баррикелло, который провел свой последний сезон в Формуле 1 за рулем Williams-Cosworth: «Двигатель Cosworth – главный убийца шин, потому что его характеристики не отличаются гибкостью: или он вообще не выдает никакой мощности, или сразу всю».
Возможно, новые ограничения, связанные с настройками силовых агрегатов, введенные FIA после Гран При Германии, отчасти помогут Mercedes решить проблему износа задней резины. Кроме того, как признает Росс Браун, в какой-то мере характеристики двигателя зависят и от типа выхлопной системы, применяемой той или иной командой.
«Выхлопные системы, которые используют команды, основаны на применении разных концепций, – цитирует Брауна Auto Motor und Sport. – Если выводы выхлопной системы находятся внутри специальных пазов в боковых понтонах, тогда двигатели настраиваются по-другому…»
Иллюстрацией к этим словам может служить тот факт, что на машинах McLaren и Force India проблема износа задней резины стоит не столь остро, как на Mercedes W03. Однако, раз Росс Браун открыто поделился выводами, к которым пришли его инженеры, можно предположить, что в Брэкли уже вовсю идет работа по исправлению ситуации.