1. Льюис Хэмилтон (McLaren)
2. Роман Грожан (Lotus)
3. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Льюис, похоже, вы постоянно держали ситуацию под контролем, за исключением, разве что, первой попытки в финальной сессии…
Льюис Хэмилтон: Пока уик-энд складывается удачно, команда проделала невероятную работу при подготовке машины. Приятно, что все наши новинки оказались эффективными – я пилотировал машину так, как раньше не мог себе позволить. Каждый круг в тренировке или квалификации удавался на славу – за исключением первой попытки в финале…
Вопрос: Роман, пожалуй, это как раз то, что нужно вашей команде – уверенное выступление в квалификации, поскольку в предыдущих гонках вы уже доказали, что машина достаточно быстра…
Роман Грожан: Да, в гонке мы, как правило, очень быстры, поэтому приятно вновь стартовать с первых рядов. Этап в Германии был для меня непростым, как и начало этого уик-энда, но команда приложила максимум усилий, чтобы помочь мне разобраться с настройками и выяснить, что пошло не так. В итоге я вернулся в группу лидеров, и завтрашняя гонка обещает быть весьма интересной.
Вопрос: Себастьян, в финале вы ограничились всего одной попыткой, поскольку до неё уже использовали все комплекты шин. Насколько сложно было вывести резину на пик эффективности?
Себастьян Феттель: Здесь нам труднее заставить машину и резину работать, как надо. Скорость есть, но ситуация осложняется, стоит хоть чуть-чуть отклониться от оптимального баланса – пожалуй, с этим мы столкнулись в квалификации, но от сессии к сессии смогли справиться. Правда, при этом мы израсходовали практически все комплекты шин, и я знал, что в финале у меня будет всего один свежий комплект.
Честно говоря, я не вполне доволен своей попыткой – можно было догнать Романа, но Льюис сегодня оказался недосягаем. Впрочем, учитывая прогресс, достигнутый по ходу дня в тренировке и квалификации, завтра мы должны быть вполне конкурентоспособны…
Вопрос: Льюис, если сравнить вас и лидера чемпионата – Фернандо Алонсо – по количеству очков, заработанных в нескольких предыдущих гонках, разница будет колоссальной. Насколько важна победа в завтрашней гонке для сохранения шансов на титул?
Льюис Хэмилтон: Спасибо, что напомнили! Это автоспорт, и я не скажу, что мы чувствуем себя спокойно – команда знает, что впереди много работы, и эта работа начинается уже в этот уик-энд.
Вопрос: Льюис, вы лидируете практически с самого начала уик-энда. Лучший по итогам вчерашних свободных заездов, быстрейший во всех квалификационных сессиях… Вам нравится эта трасса, и вы, должно быть, очень рады этому поулу?
Льюис Хэмилтон: Конечно! В Хоккенхайме Дженсон доказал, что подготовленные командой новинки позволили добиться прогресса – приятно подтвердить это в сегодняшней квалификации. Впереди длинная гонка, в которой всякое может случиться, поэтому важно сохранять спокойствие. Фантастическая погода, потрясающе красивый город с великолепными болельщиками – в общем, отличный день!
Вопрос: Вам уже доводилось стартовать здесь с поула, и вы дважды побеждали на Хунгароринге. Есть какой-то секрет для завтрашнего успеха?
Льюис Хэмилтон: Залог успеха в завтрашней гонке – хладнокровие и контроль за состоянием шин – здесь нет никакого секрета, всё, как всегда. Многое решит стратегия использования шин на дистанции и износ резины. Надеюсь, у меня получится хороший старт.
Вопрос: Как обстояли дела с длинными сериями кругов сегодня утром? Вчера команды не смогли выполнить эту часть работы, пришлось наверстывать уже в субботу…
Льюис Хэмилтон: Я не работал длинными сериями сегодня утром – мы провели их еще вчера без каких-либо проблем.
Вопрос: То есть, вы остались довольны?
Льюис Хэмилтон: Вчера всё выглядело неплохо, хотя трасса была не в лучшем состоянии и выводы делать сложно. Мы знаем, что Lotus, как и Red Bull, весьма конкурентоспособны на дистанции, но должны сосредоточиться на своей работе и надеяться, что новинки позволят нам прибавить. В предыдущей гонке Дженсон подтвердил прогресс команды – надеюсь, я сделаю это завтра.
Вопрос: Роман, первая квалификация в первом ряду – насколько вы довольны?
Роман Грожан: Очень доволен! Мы начали этот уик-энд почти сразу после Гран При Германии, который для меня стал катастрофой. Мы много работали, чтобы понять, где допустили ошибку, и почему я не мог пилотировать так, как в начале сезона. В третьей части свободных заездов машина стала намного быстрее, хотя первая сессия обернулась кошмаром.
После того, как мы вернули скорость, команда пыталась разобраться, что до этого мы делали неправильно. Здорово, что в итоге я завоевал позицию в первом ряду – особенно в Венгрии, где обгонять крайне сложно. Здесь необходимо стартовать как можно выше, так что первая часть задачи выполнена. Надеюсь, завтра я смогу контролировать темп, сохранять эффективность шин столько кругов, сколько нужно, и бороться с Льюисом.
Вопрос: Вы прибавили в скорости – полагаете, с полными баками дела пойдут столь же удачно?
Роман Грожан: Обычно наша машина более конкурентоспособна на дистанции гонки, чем в квалификации, поэтому здорово, что я стартую из первого ряда. Команда больше чем обычно работала с квалификационными настройками, ведь в Венгрии стартовая позиция очень важна. Надеюсь, завтра с полными баками машина поедет действительно здорово. Хочется верить, что с темпом проблем не будет.
Вопрос: Мы наблюдали, как в разных поворотах многие гонщики неоднократно выезжали за пределы трассы. Как вы планируете завтра побороться за подиум?
Роман Грожан: Главное – всё время оставаться на трассе, но сначала нужно хорошо стартовать. Посмотрим, где мы окажемся на первых метрах дистанции, как поведет себя машина. Надеюсь, все будет так же здорово, как в Бахрейне или Канаде – тогда мы сможем побороться за отличный результат.
Вопрос: Себастьян, результаты по ходу уик-энда выглядят нестабильно – не только у вас, но и у вашего напарника…
Себастьян Феттель: В этот уик-энд нам оказалось сложнее добиться необходимого баланса. Машина быстра, иногда даже очень быстра, но постоянно добиваться от неё максимума почему-то оказалось непросто. Вчера мы были довольны поведением RB8, сегодня утром – нет, в квалификации ситуация немного улучшилась. Посмотрим, что будет дальше. Гонка обещает быть интересной, с полными баками мы едем даже увереннее, чем с почти пустыми – скоро узнаем, что у нас получится.
Вопрос: Вчера вы сказали, что команде есть, в чем прибавить, однако утром этого не произошло, не так ли?
Себастьян Феттель: Не совсем так. Вчера дела шли не так уж и плохо, однако сегодня утром машина вела себя менее стабильно – в этом плане мы несколько откатились назад.
Впрочем, перед началом квалификации нам удалось вернуть скорость, мы прогрессировали от сессии к сессии – правда, для этого пришлось дополнительно использовать два комплекта мягких шин… или всего один комплект сверх плана, что явно не радует. Из-за этого в финале пришлось ограничиться единственной попыткой, но в итоге мы использовали ровно столько же комплектов, сколько наши соперники.
Посмотрим, что получится в гонке. Сегодня Льюис был очень быстр, почти недосягаем. Опять же, не так уж и плохо стартовать третьим, с чистой стороны трассы, а до первого поворота здесь очень длинный отрезок прямой…
Вопросы с мест
Вопрос: (Леонид Новожилов – F1 Life, Россия) Льюис, вы удивлены? Это ваш 22-й поул!
Льюис Хэмилтон: Привет! (отвечает по-русски) Я выучил это в Москве, удивлены?
Я отлично помню все свои поулы, поскольку всегда стремлюсь к лучшему результату. Прессинг, который испытываешь в попытке показать идеальный круг, по-своему заводит, а если у тебя все получается, ощущаешь невероятный прилив сил. В этот уик-энд у нас нет проблем со скоростью, и я понимал, что для поула нужно просто сработать без ошибок. Если бы первая позиция досталась кому-то другому, я был бы крайне огорчен, но, к счастью, этого не произошло.
Вопрос: (Петер Вамози – Vas Nepe) Роман, если завтра у вас получится выиграть гонку, вы станете следующим победителем в составе Lotus после Айртона Сенны. Что вы об этом скажете? Это дополнительный прессинг?
Роман Грожан: Не думаю, что здесь есть какой-то дополнительный прессинг – в Формуле 1 и без того очень непросто. Если завтра у меня получится выиграть гонку, то я смогу отблагодарить всю команду, всех наших сотрудников здесь и на базе, за работу, проделанную с начала сезона, за всё то, чего мы добились. И если я окажусь следующим после Айртона Сенны гонщиком, которому удалось выиграть Гран При за рулём Lotus, это лишь усилит радость.
Вопрос: (Жюльен Фебро - L’Equipe) Два вопроса для Романа. Что значит для вас сегодняшний результат? Вам удалось разобраться в причине нехватки скорости в пятницу? И ещё: если бы вам предложили поменяться позициями с Себастьяном Феттелем, вы бы согласились?
Роман Грожан: Нехватка скорости? Здесь несколько факторов. По ходу сезона мы не раз наблюдали, что иногда сложно добиться оптимальной работы шин. В предыдущих двух гонках результаты соответствовали форме команды, но мы уже наблюдали признаки того, что порой ситуация складывается не так, как хотелось бы. Пришлось поработать над этим – мы вернулись к базовым настройкам и старались избегать факторов, способных осложнить проблемы. Второе место стало приятным сюрпризом: мы были не в лучшей форме, но прибавляли с каждым кругом, да и состояние трассы немного улучшилось, что тоже помогло.
Поменяться позициями? Нет, я уже стартовал третьим, а сегодня квалифицировался вторым – надеюсь, когда-нибудь завоюю поул. Чем выше результат, тем лучше. Да, здесь есть чистая и грязная стороны трассы, но в Барселоне гонщики, стартовавшие со второй и четвертой позиций, в первом повороте были первым и третьим, а тот, кто стартовал первым и третьим, в итоге оказались вторым и четвертым. Хочется верить, что получится так же!
Вопрос: (Геза Сураний – Heves Megyei Hirlap) Роман, в четверг вы сказали, что для борьбы за победу необходимо стартовать как можно выше. Сегодня вы квалифицировались вторым – пришло время для дебютной победы?
Роман Грожан: Хороший вопрос. На самом деле, вы всегда гоняетесь ради победы. В этом плане квалификация – хорошая разминка, поскольку мы пытаемся проехать идеальный круг, и если удается настроить машину так, что она позволяет ехать в полную силу, испытываешь потрясающее чувство.
Ну а в гонке главная цель – победа. Не верьте тому, кто скажет, что приехал на уик-энд без мысли о победе. Завтра мы выйдем на старт, чтобы бороться за первое место, но для этого нужно собрать все воедино. Задача на квалификацию выполнена, теперь необходим хороший старт, эффективный прогрев резины, уверенные пит-стопы и стабильный темп на всей дистанции.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Роман, завтра вы будете учитывать негативный опыт предыдущих гонок, когда уже на первом круге вы становились участником каких-то инцидентов, чтобы избежать повторения неприятностей?
Роман Грожан: Я использую весь опыт, чтобы прогрессировать от круга к кругу, от гонки к гонке.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Вопрос ко всем. В этом году организаторы сменили асфальт в последнем повороте. Что вы скажете? Это явное улучшение? На каком участке трассы покрытие выглядит хуже, чем на других?
Льюис Хэмилтон: В последнем повороте асфальт просто фантастический, намного лучше, чем в предыдущие годы. Организаторы проделали отличную работу, теперь по всей длине трассы уровень сцепления стабильно высокий.
Роман Грожан: Сейчас проходить последний поворот намного легче, чем во времена моих выступлений в GP2.
Вопрос: (Дорел Сант – MSSport1) Роман, полагаете, вы проехали действительно удачный круг? Себастьян сказал, что его попытка была не оптимальной, и он вполне мог вас догнать…
Роман Грожан: Честно говоря, круг был не идеальным. Редко бывает так, что после завершения попытки вы говорите, что могли бы прибавить лишь в паре моментов. А в Венгрии проехать удачный круг особенно сложно, так что моя попытка получилась далеко не совершенной. По сравнению с Кими, я менее удачно прошел первый поворот, но в остальном сработал неплохо.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Себастьян, оставим тему шин. Если рассматривать сезон в целом, что важнее – постоянно дорабатывать машину, или адаптировать свой стиль пилотирования?
Себастьян Феттель: Выжимать максимум из шин? Сложный вопрос. Я мог бы дать вам столь же сложный ответ, но вы сами видели, что в нынешнем сезоне у команд возникают проблемы не столько с подготовкой новинок, сколько с их адаптацией.
Возьмем, к примеру, Lotus: в Китае они представили обновленный аэродинамический обвес, от которого впоследствии пришлось отказаться. Что-то подобное произошло и с McLaren, и с нами. Почему так получается? Просто вы понимаете, что прибавки в скорости нет.
В этом году всем участникам гораздо сложнее разобраться в поведении машины – во многом из-за шинного фактора. Единственное, что известно точно – это то, что сейчас у нас меньше прижимной силы, чем раньше. Когда прижимной силы достаточно, проще переключиться на работу с шинами, но в нынешней ситуации попасть в оптимальный диапазон их эффективности в нужный момент очень сложно. Пожалуй, по этой причине результаты выглядят менее стабильно.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Вопрос ко всем: после завтрашней гонки вы отправитесь на самый длинный летний перерыв в истории Формулы 1. Для вас это возможность набраться сил, или вы всё же опасаетесь потерять часть концентрации перед следующим этапом в Спа?
Роман Грожан: Для меня это шанс провести медовый месяц!
Себастьян Феттель: Да, у нас иная ситуация. Сезон очень длинный, если сравнить с другими видами спорта, а в этом году он самый продолжительный в истории Формулы 1. Даже если вам хочется продолжать работу, иногда нужно взять паузу и отдохнуть – мы постараемся этим воспользоваться.
Льюис Хэмилтон: Перерыв особенно важен для команды. Сотрудники постоянно переезжают с места на место, работают сутки напролет… Всё это время они находятся вдали от своих семей, а время, проведенное с родными – самое главное. Отпуск позволит им немного расслабиться и подготовиться к завершающей фазе сезона, которая обещает стать ещё более напряженной.
Вопрос: (Марко Дегл’Инносенти – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, возможно, этот вопрос вам несколько надоел, но мне хотелось бы узнать, не связана ли нехватка скорости с изменением картографии мотора?
Себастьян Феттель: Вряд ли изменение картографии повлияло на нас так сильно, как кажется многим. Я уже говорил, что в этот уик-энд нам сложнее найти оптимальный баланс, дело вовсе не в настройках мотора.
Вопрос: (Джоо Габор – Index) Роман, вы верите во второй шанс?
Роман Грожан: Да, особенно в шанс получить второй шанс! Я рад возможности снова выступать в Формуле 1, даже если сейчас мне приходится намного сложнее. Когда теряешь то, что тебе действительно нравится, быстро понимаешь, сколь много оно для тебя значит. Я горжусь тем, что являюсь частью Lotus F1 Team – мы вместе развиваемся, вместе проводим удачный сезон. Я счастлив быть здесь и безумно рад своему возвращению в Формулу 1.
Вопрос: (Петер Фаркас – Auto-Motor) Насколько я понимаю, завтра есть определенная вероятность дождя. Вы учитывали это при выборе настроек?
Себастьян Феттель: Нет. Сейчас настройки в меньшей степени влияют на скорость, чем раньше, и чисто дождевых регулировок попросту не существует.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Обгонять в Венгрии очень сложно. Не получится ли так, что количество кругов, которое вы сможете проехать на более мягкой резине в начале гонки, станет ключевым фактором в борьбе за результат?
Роман Грожан: Ключевой фактор – стратегия. Если шины позволяют задержаться на трассе дольше соперников, а вы предполагаете какие-то трудности ближе к финишу гонки – как уже бывало с некоторыми машинами, можно остановиться раньше, чем планировалось, и минимизировать риск. Завтра у наших стратегов будет насыщенный день, но мы постараемся сработать максимально эффективно.
Перевод: Валерий Карташев