Авторитетный инженер, бывший технический директор Renault, а ныне консультант команды Marussia F1 Пэт Симондс рассказал о краш-тестах, которые в обязательном порядке проходят все машины Формулы 1.
Вопрос: Машины Формулы 1 всегда проходили краш-тесты?
Пэт Симондс: Нет. До 1985 года было всего несколько пунктов в правилах, которые относились к безопасности. Первые тесты открыли нам глаза: сам тест состоял в том, что нос машины был закреплен на пластине и на него с большой силой воздействовали тяжелым маятником. Я очень хорошо помню тот первый тест. Это было похоже на очень сильный взрыв, после которого носовой обтекатель буквально превратился в карбоновую пыль. С тех пор мы намного продвинулись вперед.
Вопрос: Какие части машины подвергают тестам?
Пэт Симондс: Всего проводится пять динамических тестов: два на фронтальный удар, один на боковой, один на задний, и еще один удар приходится на рулевую колонку. Кроме того, существует 13 статических тестов, которые определяют способность базовой структуры выдерживать огромную силу, воздействующую на детали в момент аварии на высокой скорости. Если динамическим тестам подвергается только одно шасси, то статические проходят все.
Вопрос: В чем отличие между динамическими и статическими тестами?
Пэт Симондс: Динамические тесты – это полноценные краш-тесты, во время которых для проведения фронтального теста шасси устанавливают на тележку и разбивают о стену. Во время боковых тестов шасси жестко закрепляется, а тяжелая тележка ударяет его сбоку. Такая же процедура используется и во время проведения теста задней части шасси. Для проведения статических тестов используются огромные гидравлические стержни, которые с большой силой давят на определенные точки шасси, хотя это воздействие происходит относительно медленно.
Вопрос: Во время краш-тестов используются манекены? Какие нагрузки они должны выдерживать?
Пэт Симондс: Манекен используются во время фронтального краш-теста. Он весит 75 килограммов, что довольно много для гонщика. Во время теста нагрузка на грудную клетку не должна превышать 60 g в течение 0,003 секунд. Другими словами, в момент пикового отрицательного ускорения вес манекена увеличивается до 4,5 тонн.
Вопрос: Какие нагрузки должна выдерживать каждая из испытываемых областей?
Пэт Симондс: В тестах применяются два типа нагрузок. Первый – это воздействие на саму структуру. Это означает, что шасси не должно разрушаться, если удар приходится под небольшим углом. Другие тесты должны показать, что шасси достаточно прочное, чтобы выдержать нагрузки, которые могут возникнуть во время аварий. Например, боковая сторона кокпита должна выдерживать нагрузку до 30 тонн. При этом допускается лишь 15-миллиметровая деформация, и не должно быть никаких признаков разрушения структуры.
Вопрос: Как защищен топливный бак?
Пэт Симондс: Топливный бак – особый случай. Боковые части шасси и днище в области бака должны пройти строгий нагрузочный тест, но и сам бак сделан из материала, который называется FT5. Это прорезиненный стойкий к разрушению кевларовый материал, который используется в бронированных машинах. Его сопротивление на разрыв составляет девять тонн.
Вопрос: Требования, которые предъявляются для прохождения теста, с каждым годом становятся строже?
Пэт Симондс: FIA и команды постоянно повышают стандарты безопасности, поэтому пройти краш-тесты не так просто. Проблема не только в том, чтобы какие-то элементы сделать более прочными или жесткими. Необходимо добиться соответствия требованиям, связанным с необходимостью поглощать значительное количество энергии удара, но отрицательные ускорения при этом должны оставаться на достаточно низком уровне, чтобы минимизировать возможные травмы, которые может получить гонщик. Отдельная трудность связана с тем, что физические параметры машины Формулы 1 очень жесткие.