Двойное ограничение потребления топлива – не более 100 кг на всю дистанцию гонки и не более 100 кг в час, стало серьёзным вызовом для команд и мотористов. В начале сезона некоторые команды были недовольны точностью датчиков, производства компании Gill Sensors, а в Мельбурне Даниэля Риккардо даже исключили из протокола гонки, когда в Red Bull Racing решили довериться собственным измерениям, но потом в Gill Sensors уточнили требования к установке датчиков и больше серьёзных проблем не возникало.
В интервью британскому F1Racing руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал об особенностях работы системы измерения потребления топлива…
Пэт Симондс: «Если упростить ситуацию, то ограничение количества топлива на всю дистанцию гонки определяет среднюю мощность двигателя внутреннего сгорания, а ограничение расхода в час – его максимальную мощность.
Двойное ограничение поставило инженеров в более сложные условия, но возросла и эффективность найденных решений. Прежние моторы V8 были весьма эффективными при полностью нажатой педали газа, но новые двигатели внутреннего сгорания, входящие в состав силовой установки в 2014-м, позволили сделать очень большой шаг вперёд. Сейчас, при схожем уровне мощности, команды используют примерно 65% от того количества топлива, что расходовалось год назад. Очевидно, что уже через несколько лет эти технологии будут использоваться в конструкции дорожных машин, а мы с вами станем меньше платить за бензин.
Создание точных датчиков с весом не больше 240 граммов и длиной до 150 миллиметров, стало сложной задачей. При этом, такой датчик должен стабильно работать не только на стендовых испытаниях, но и в непростых условиях на реальных машинах Формулы 1.
Принцип их работы заключается в посылке ультразвуковых импульсов через поток топлива – в сторону движения топлива и в противоположную. Поток может ускорить или замедлить такой импульс, поэтому, замеряя время его прихода, можно точно определить скорость потока. Каждый датчик калибруется индивидуально, в зависимости от типа и температуры топлива, специальная система на борту машины анализирует и собирает эту информацию, передавая FIA в режиме реального времени.
Расход топлива точно просчитывается, ведь любой лишний вес негативно влияет на скорость машины. Так было и в прежние годы, но в 2014-м этот фактор приобрёл критически важное значение. На каждом отрезке гонки расход просчитывается индивидуально с таким расчётом, чтобы его точно хватило на то, чтобы добраться до финиша и сдать необходимое количество на анализ. Инженеры постоянно сообщают гонщикам, какой режим работы двигателя нужно использовать в конкретный момент.
При необходимости гонщики могут экономить топливо, почти не теряя в скорости, немного ослабив усилие на педали газа перед торможением – они отрабатывают эти действия на симуляторе и умеют точно контролировать свои действия, чтобы добиться необходимого результата».