История не допускает сослагательного наклонения, но карьера гонщика часто зависит от принятых им решений. Одни при этом доверяют интуиции, другие предпочитают действовать расчетливо, но и в том, и в другом случае многое зависит от Госпожи удачи: всегда важно в нужное время оказаться в нужном месте. В 1991-м Жан не угадал, подписав контракт с Ferrari. Он мог бы добиться большего в Williams, но предпочел сесть за руль легендарной красной машины, о чем, как истинный итальянец (несмотря на французский паспорт), мечтал с детства. А что наша жизнь, как не попытка воплотить детские мечты?
В юности Жана больше привлекало ралли и свою карьеру он начал с гонок на Renault R5 – а продолжил в Формуле 3, где поначалу выступал как частник, а затем получил контракт в команде Oreca, в составе которой и стал чемпионом Франции в 1987 году. Следующей ступенькой была Формула 3000, но первый сезон сложился неудачно: Жан явно уступал своим напарникам, Джонни Херберту и Роберто Морено, и уже начал было терять веру в себя, но его поддержал Эдди Джордан, предложив место в своей команде и даже поселив француза в своем доме. Алези отблагодарил своего нового наставника сполна, завоевав титул чемпиона международной Формулы 3000 в 1989 году.
Он выступал настолько ярко, что фирма Camel, спонсировавшая команду Джордана в Ф3000, в середине сезона организовала для Жана несколько гонок в Формуле 1 в составе Tyrrell, которую она тоже спонсировала. Дебют, который пришелся на Гран При Франции в «Поль Рикаре», получился блестящим: Жан стартовал 16-м, по ходу гонки пробился на второе место, а финишировал четвертым! Этот результат он повторил в Хересе на Гран При Испании, а следующий сезон начал с отличного выступления в американском Финиксе, где, стартовав четвертым, на первом же круге захватил лидерство и лишь в середине гонки, после короткой, но напряженной схватки со взаимными обгонами, уступил победу Айртону Сенне.
На него обратили внимание, и Фрэнк Уильямс предложил подписать контракт на 1991 год. Стороны почти договорились, но тут поступило предложение и от Ferrari, и Жан вопреки советам друзей предпочел перейти в команду из Маранелло. Ferrari в тот момент переживала очередной кризис, а Williams была на подъеме. В 1991 году ее гонщики выиграли 7 Гран При, а в 1992-м Найджел Мэнселл завоевал в ее составе чемпионский титул.
Ну а для Жана пять лет, проведенные в Ferrari, оказались сплошным мучением. За рулем Tyrrell ему удавалось бороться с лучшими, а на итальянской машине он зачастую с трудом добирался до финиша: 42 схода в 81-й гонке и лишь одна победа, в Канаде, в 1995-м, как раз перед расставанием.
К тому времени в Ferrari сменилось руководство, уже был подписан контракт с Михаэлем Шумахером, и два француза – Жан Алези и Жан Тодт, менеджер Ferrari, не сумели найти общего языка. Алези ушел в Benetton, сменив команду, которую начали перестраивать под Шуми, на команду, в которой Михаэль дважды стал чемпионом мира. В 1996 и 1997-м Жан тринадцать раз поднимался на подиум, восемь раз финишировал вторым и закончил оба сезона на четвертом месте, но и здесь отношения с руководством не сложились – Жан предпочитал подчиняться велению сердца, а потому выступал очень нестабильно.
Поняв, что предложений от топ-команд больше не будет, француз всерьез подумывал об уходе из Формулы 1, но Герхард Бергер, старый друг Жана, посоветовал не торопиться, и Алези провел еще пару сезонов в Sauber, пару в Prost и закончил карьеру в Jordan. В октябре 2001-го Жан объявил об уходе из Ф1 и подписании контракта с заводской командой Mercedes-Benz немецкого кузовного чемпионата DTM (в качестве бонуса к которому были приурочены разовые тесты за рулем McLaren Формулы 1).
В 2005 году ходили слухи о создании в Формуле 1 второй команды McLaren в кооперации с японской компанией Direxiv. Предполагалось, что Алези должен был занять в этой команде пост спортивного директора, но FIA отвергла заявку японцев, отдав предпочтение британской Prodrive, и проект рассыпался.
В конце 2006 года Жан Алези объявил о завершении своих выступлений в DTM. Означает ли это завершение его спортивной карьеры? Как знать…
Даты
- 1964 год - чемпионом мира стал Джон Сертис
- 1964 год - Кубок Конструкторов достался Ferrari
- 18.03.1964 родился Алекс Каффи
- 19.03.1964 родился Никола Ларини
- 26.03.1964 родился Мартин Доннелли
- 06.05.1964 родился Андреа Кьеза
- 30.05.1964 родился Андреа Монтермини
- 11.06.1964 родился Жан Алези
- 25.06.1964 родился Джонни Херберт
- 20.07.1964 родился Берндт Шнайдер
- 24.08.1964 родился Эрик Бернар
- 19.09.1964 родился Энрико Бертаджа
Гонщики
- 5664 круга проехал Жаки Икс
- 2364 круга проехал Филип Стрейф
- 2264 круга проехал Лука Бадоер
- 964 круга проехал Рейне Висел
- 464 круга проехал Франсуа Эсно
- 464 круга проехал Филип Этанцелен
- 364 круга проехал Джордж Коннор
- 277.64 очка заработал Хуан Мануэль Фанхио
- 186.64 очка заработал Стирлинг Мосс
- 164 раза лидировал Тьери Бутсен
- 164 круга лидировал Патрик Дэпайе
- 164 раза участвовал в Гран При Рене Арну
- 164 раза участвовал в Гран При Тьери Бутсен
- 127.64 очка заработал Майк Хоторн
- 64 старта у Тео Фаби
- 64 раза участвовал в Гран При Дерек Дэли
- 64 раза участвовал в Гран При Анри Пескароло
- 64 круга проехал Джей Чемберлен
Шасси
- 264 старта с первого ряда у Williams
Моторы
- 11664 круга проехал мотор Judd
- 264 очка заработал мотор Offenhauser
- 64 раза участвовал в Гран При мотор Ilmor
Страны
- 2164 очка заработали немецкие гонщики
- 264 раза канадские гонщики участвовали в Гран При
- 64 старта у ирландских гонщиков
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров, Андрей Ларинин.