Вряд ли современному поколению болельщиков Ф1 нужно объяснять, что такое доминировать в гонках Гран При. Перед глазами живой пример: Михаэль Шумахер и Ferrari, блестящий образец плодотворного сотрудничества гонщика и команды. Но история автоспорта знает не менее (а в чем-то, возможно, и более) яркий пример взаимоотношений такого рода: Джим Кларк и Lotus. Точнее, Джим Кларк и Колин Чепмен. Летучий шотландец провел в Формуле 1 восемь лет, 72 гонки, увенчанные 25-ю победами и двумя чемпионскими титулами, – и все это исключительно в составе команды Чепмена.
Их первая встреча произошла на второй рождественский день 1958 года – на гоночной трассе, где 22-летний шотландец за рулем частного Lotus Elite славно погонял в одной из гонок создателя этой машины, Колина Чепмена. Их дуэль закончилась победой основателя Lotus, но Кларк произвел на Чепмена настолько сильное впечатление, что он тут же предложил своему сопернику место в своей команде.
К тому времени за плечами у Кларка была неплохая гоночная карьера в ралли, горных и кольцевых гонках, которая началась, когда ему не было еще и 18 лет: втайне от родителей (которые были, мягко говоря, не в восторге, когда узнали об увлечении сына) Джим начал гоняться вдвоем с приятелем на его машине. Кларк оказался бесстрашным и быстрым гонщиком, которого отличал невероятно мягкий стиль вождения машины. К моменту встречи с Чепменом он успел одержать 18 побед и получить приглашение в заводскую команду Aston Martin в Формуле 1.
Проект Aston Martin не был реализован (компания была настолько увлечена гонками на спортивных машинах, принесшим ей немало успехов, что безнадежно отстала от соперников в разработке шасси Ф1 – и в итоге без сожаления похоронила этот проект), и Кларк, оказавшись не у дел, принял приглашение Чепмена. В 1959-м он выступал в составе Lotus в гонках Формулы Junior и Формулы 2, а в 1960-м дебютировал в Формуле 1.
Уже в 1962-м году Кларк вел борьбу за чемпионский титул, который ускользнул от него лишь в самой последней гонке. Он вошел в историю Формулы 1 как двукратный чемпион мира, победив в 1963-м и 1965-м, а вполне мог завоевать корону в 1964-м и 1967-м – будь надежнее его машина. Современники безоговорочно признавали его лучшим гонщиком своего поколения. Джим одержал победу в Инди-500 (в 1964-м, а еще дважды финишировал в этой гонке вторым), был трехкратным чемпионом зимней серии Tasman, третьим призером Ле-Мана (который, впрочем, никогда особо не жаловал). Он выступал в ралли и едва не выиграл RAC Rally в 1966-м (за рулем, естественно, Lotus Cortina), с удовольствием гонялся в Формуле 2, туринге, на спортпрототипах. Ему во многом обязана своей славой команда Lotus, инженерный гений создателя которой, Колина Чепмена, блестяще сочетался с гоночными талантами Джима Кларка.
Его считали самым надежным и осмотрительным гонщиком тех лет. И когда в апреле 1968-го года Джим Кларк погиб в гонке Формулы 2 в Хокенхайме (причиной аварии на одной из скоростных прямых стала лопнувшая задняя покрышка), потрясенный Крис Эймон не удержался от высказывания: «Уж если это произошло с Джимми, какие шансы уцелеть имеют все остальные?..»
Даты
- 1965 год - чемпионом мира стал Джим Кларк
- 1965 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
- 27.02.1965 родился Педру-Матуш Чавес
- 27.03.1965 родился Грегор Фойтек
- 05.09.1965 родился Дэвид Брэбэм
- 10.11.1965 родился Эдди Ирвайн
Гонщики
- 2465 кругов проехал Рольф Штоммелен
- 1965 кругов проехал Артуро Мерцарио
- 765 очков заработал Джонни Бойд
- 665 кругов проехал Манни Айюло
- 365 кругов проехал Нано да Силва-Рамос
- 165 кругов лидировал Жан Алези
- 165 кругов лидировал Ли Уоллард
- 165 стартов у Ярно Трулли
- 165 раз участвовал в Гран При Мартин Брандл
- 165 раз участвовал в Гран При Жак Вильнёв
- 165 раз участвовал в Гран При Мика Хаккинен
- 165 раз участвовал в Гран При Джонни Херберт
- 165 раз участвовал в Гран При Ральф Шумахер
- 65 поулов у Айртона Сенны
- 65 очков заработал Алессандро Наннини
Шасси
- 565 кругов лидирования у Ligier
- 265 стартов с первого ряда у McLaren
- 65 участий в Гран При у Coloni
Моторы
- 8965 кругов проехал мотор Yamaha
- 1565.5 очков заработал мотор Honda
- 65 подиумов у моторов BRM
Страны
- 85365 кругов проехали американцы
- 12865 кругов проехали канадцы
- 1165 кругов канадцы лидировали в гонке
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин.