Дженсон Баттон (Honda), Джанкарло Физикелла (Renault), Ральф Шумахер (Toyota), Александр Вурц (Williams)
Вопрос: Джанкарло, в Монако вы прибавили - это разовый успех или вы сможете развить его в Канаде?
Джанкарло Физикелла: Хотелось бы надеяться. Мы сосредоточились на конкретных проблемах и добились определенного прогресса, новое переднее антикрыло позволило прибавить в Монако, опередить BMW на финише, но та трасса действительно уникальна. Команда уверена в своих разработках, но пока мы не знаем, насколько конкурентоспособна будет машина с аэродинамическим пакетом, рассчитанным на небольшую прижимную силу.
Вопрос: Хотя тесты в Поль Рикар прошли успешно...
Джанкарло Физикелла: Да, там все получилось. В последний день я показал второе время, машина в подобной аэродинамической конфигурации выглядела сбалансированной - повод для оптимизма есть, но пока я не знаю, окажемся мы быстрее или проиграем BMW.
Вопрос: Вы дважды финишировали здесь вторым, в прошлом году приехали четвертым. Вам подходит эта трасса?
Джанкарло Физикелла: Да, в Канаде я четыре раза финишировал в тройке лучших, а в 1997-м именно здесь заработал свой первый подиум. Похоже эта трасса мне действительно подходит, хотя не могу сказать, что она простая - сцепление с асфальтом невелико, его не хватает в точках торможения, машина часто ведет себя нестабильно. Тем не менее мне здесь комфортно.
Вопрос: Расскажите о проекте гоночной академии, который вы запустили...
Джанкарло Физикелла: Хороший, очень хороший проект. Я хочу дать людям, которые любят этот спорт, возможность учиться, совершенствовать свои умения. Скажу сразу, к моей отставке этот проект отношения не имеет, я не хочу уходить из Формулы 1 и планирую еще много лет провести в чемпионате. Гоночной академией займутся специалисты, я буду контролировать ситуацию, но все же сосредоточусь на гонках.
Вопрос: У вас была собственная команда в GP2, теперь гоночная академия, что дальше?
Джанкарло Физикелла: Я люблю этот спорт. Однажды придется принять решение об окончании карьеры гонщика, но я хочу остаться в автоспорте.
Вопрос: Дженсон, успех на квалификации в Монако был разовым?
Дженсон Баттон: Мы добились определенного прогресса в квалификации, хотя успеху в Монако отчасти способствовала авария Кими. Увы, результаты в гонке не соответствовали ожиданиям команды. До финиша добрались 19 машин, мы заняли места в середине таблицы, не угадав со с стратегией и износом резины. Еще один урок.
Вопрос: Вы ждете серьезных улучшений перед французской гонкой?
Дженсон Баттон: Да, думаю, мы прибавим. В каждой гонке появляются какие-то новинки, но сейчас мы уже не ставим на машину решения, которые могут не сработать, как в начале сезона, а гонку в Маньи Кур я действительно жду с нетерпением.
Что касается Канады, здесь важна стабильность машины при торможении, вы должны ей доверять. До Монако, я вряд ли получил бы удовольствие от этой гонки, но с тех пор мы здорово прибавили в управляемости и должны быть умеренно конкурентоспособны. На тестах в Поль Рикар команда сделала шаг вперед, дефицит скорости все еще есть, но появилась стабильность, а с ней и уверенность в машине. Надеюсь, это станет опорой в ближайших Гран При.
Вопрос: Стартовав вторым, вы финишировали здесь третьим в 2004-м, заработали поул в 2005-м - неплохие результаты...
Дженсон Баттон: Да, в Канаде я хорошо квалифицировался, первое и второе место за два года. Не помню, с какого места я стартовал в прошлом году, но это не имеет значения, важно воплотить стартовую позицию в хороший результат на финише. Было бы здорово заработать очки. Знаю, что это непросто, учитывая высокую конкуренцию и проблемы с надежностью, но хочется надеяться, что здесь мы добьемся большего, чем в Монако.
Вопрос: Алекс, мне подсказывают, что вы отмечаете десятую годовщину дебюта в Формуле 1...
Алекс Вурц: Благодарю за напоминание!
Вопрос: Чувствуете себя возрастным гонщиком?
Алекс Вурц: Нет, нисколько. Это было десять лет назад, хотя кажется - только вчера. Многое изменилось с тех пор, я несколько лет работал тест-пилотом, теперь вернулся в гонки. Джанкарло уже сказал, если вы любите спорт, совсем не важно, сколько лет вы в нем находитесь. Я не думаю о возрасте, о том, сколько лет я гоняюсь. Пока горит огонь в глазах, нужно продолжать!
Вопрос: Возвращение в гонки оказалось трудным или наоборот - естественным?
Алекс Вурц: Не гоняться гораздо сложнее, нужно убеждать себя в том, что всякая работа важна, и я рад, что смог вернуться в гонки. Дженсон уже сказал, конкуренция очень высока, но для меня, для каждого из нас это лишь дополнительный вызов. Мы пришли в Формулу 1 не за легкой жизнью.
Вопрос: Очки в прошлой гонке принесли облегчение?
Алекс Вурц: Нет, ведь и напряжения не было. Я был быстр, не испытывал проблем с настройкой машины и знал, что очки - дело времени. В первых Гран При не повезло, зато в Монако получилось реализовать стратегию единственного пит-стопа и заработать свои первые два очка за Williams. Хотя конечно, это приятно!
Вопрос: Машина превосходит ваши ожидания?
Алекс Вурц: Нет, она им соответствует. Вы знаете, что в прошлом году Williams закончила сезон на восьмом месте в Кубке Конструкторов, учитывая конкурентоспособность чемпионата и усилия автопроизводителей, рассчитывать на мгновенный прогресс не приходится, но команда действительно прибавила. У нас отличные специалисты, которые умеют работать сообща. Никакого личного эгоизма, у всех одна, общая цель, и это здорово мотивирует. Если мы наберемся терпения и сохраним целеустремленность, думаю, Williams добьется серьезного прогресса. Я не вижу причин, которые могли бы помешать, но повторюсь - конкуренция в современной Формуле 1 настолько высока, что каждая мелочь имеет значение. Нужно сосредоточенно двигаться вперед и добиться успеха в том, о чем мечтает каждый - сделать свою машину быстрее.
Вопрос: Ральф, вы несколько раз стартовали в Канаде с поула, выиграли гонку в 2001-м, потом финишировали вторым и были дисквалифицированы. Очевидно, прежде трасса вам подходила, а что на этот раз?
Ральф Шумахер: Не знаю, где-то мы быстры, где-то нет, у меня проблемы с машиной - посмотрим. Алекс только что сказал, конкуренция очень высока. Honda, Renault и Red Bull прогрессирует, а мы боремся с ними за очки.
Вопрос: В первых гонках вы неплохо квалифицировались, а потом откатились к аутсайдерам. Когда рассчитываете вернуться?
Ральф Шумахер: Надеюсь, уже в Монреале, посмотрим. Команда прогрессирует, на квалификации в Монако помешал трафик, хотелось бы избежать подобных проблем в субботу.
Вопрос: Какой результат вас устроит?
Ральф Шумахер: Трудно сказать, пока мы не знаем соотношения сил на канадской трассе. Если все получится, сможем бороться с командами, которые я упомянул. Давайте подождем.
Вопрос: Ситуация критическая, в конце года заканчивается ваш контракт...
Ральф Шумахер: Острота вопроса видимо вызвана результатами, но все в порядке - за меня не волнуйтесь.
Вопрос: А вы не волнуетесь?
Ральф Шумахер: Пока нет.
Вопросы с мест
Вопрос: Дженсон, год назад Honda здорово прибавила во второй половине сезона, вы заработали массу очков. Подобного прогресса стоит ждать и в этом году, или сейчас лучше сосредоточиться на 2008-м?
Дженсон Баттон: Если думать о 2008-м, то нужно начинать с доработки существующей машины. В этом году мы пробовали начать с чистого листа, это не сработало. Любой прогресс, которого мы добьемся сегодня, поможет и в 2008-м.
Цель команды - выигрывать гонки и бороться за титул. В этом году не получилось, но мы обязаны прибавить. Не уверен в том, что удастся повторить прошлогодний прогресс, это был бы лучший способ закончить сезон, но переменных слишком много. Год назад мы хорошо начали сезон, затем последовал резкий спад и сильный финиш - не было стабильности, уверенной борьбы в первых рядах, и над этим мы серьезно работаем.
Вопрос: Ральф, сегодня среди соперников нет вашего старшего брата. Что изменилось?
Ральф Шумахер: В последние четыре-пять лет я не боролся непосредственно с ним на трассе. Сейчас я чаще обедаю в одиночестве, но он будет здесь в этот уик-энд.
Вопрос: В проекте регламента на сезон 2011 года FIA предлагает устройство, способное накапливать энергию двигателя и использовать ее при обгоне - вы нажимаете кнопку и получаете кратковременную прибавку в мощности. Что вы думаете об этой концепции?
Дженсон Баттон: Я не думал об этом. Если эта штука помогает при обгоне - здорово, но подобные идеи нужно проверить и опробовать на гонщиках, для нашего спорта это что-то новое.
Алекс Вурц: Я не связан с PR-службой Honda, но если идея экологична, то вполне впишется в их маркетинговую стратегию. Мы используем моторы Toyota, у Toyota есть гибридные технологии, если Формула 1 решит двигаться в этом направлении - почему нет?
Ральф Шумахер: Если это поможет сделать спорт интереснее - отлично, но давайте дождемся воплощения.
Джанкарло Физикелла: Со всеми согласен. Это может быть здорово, может нет, но идею мы должны проверить.
Вопрос: Джанкарло, как смена поставщика резины повлияла на машину? Вам удобно с Bridgestone? Вы можете сравнить ситуацию с прошлогодней?
Джанкарло Физикелла: Вы знаете, что составы резины отличаются от прошлогодних, перейдя с Michelin на Bridgestone, мы потеряли, но сейчас наверстываем. Мне удобно с новой резиной, дебютировавшее в Монако новое переднее крыло позволило прибавить в стабильности.
Вопрос: Ральф, что огорчает вас больше всего в текущей ситуации?
Ральф Шумахер: Ничего конкретного. Я жалею об очках, которые не удалось заработать, о результатах команды, но не слишком расстроен. В автоспорте бывают трудные времена, в Формуле 1 это случалось с каждым - нужно бороться.
Вопрос: Команды ждут результатов, с каждой гонкой прессинг растет... Выходит, ваши контракты полностью зависят от машин, от конструкторов?
Алекс Вурц: Ваша личная конкурентоспособность важна, но с другой стороны результат - следствие работы команды. Он зависит от машины, от обратной связи с инженерами, от того, насколько вы полезны команде. Формула 1 - вершина автоспорта, вершина популярности. Работать здесь непросто и главное - результат гонки, в которой лично вы участвуете, поэтому у нас хорошие контракты, поэтому все мы здесь собрались.
Дженсон Баттон: Спрос велик, и с команд, и с гонщиков. Обе стороны должны выкладываться, иначе нужно что-то менять.
Джанкарло Физикелла: В Renault фантастическая атмосфера, а ответственность касается всех, ведь мы должны постоянно двигаться вперед. Со своей стороны я делаю все возможное и думаю, что в существующей ситуации мы добились максимума.
Ральф Шумахер: Все уже сказано, мне нечего добавить.
Вопрос: Жак Вильнев критиковал стиль Льюиса Хэмилтона, говорил, что отдельные его маневры достойны черного флага. Что вы думаете?
Дженсон Баттон: Я не видел этих маневров и ничего не могу сказать.
Ральф Шумахер: Не могу комментировать, я не видел.
Алекс Вурц: Не вижу проблем, но Жаку в будущем будет еще сложнее с комментариями.
Джанкарло Физикелла: Жак охотно общается с прессой и иногда говорит слишком много... (смех)
Вопрос: Алекс, в 1998-м вы попали в одну из самых запоминающихся аварий на этой трассе. Что вы помните и что чувствуете в этом повороте?
Алекс Вурц: Я хорошо выступал в том сезоне, много раз финишировал четвертым, набирал очки и надеялся на подиум, но в первом повороте меня подрезал Жан Алези и машина взлетела в воздух. В такой момент любой человек, даже самый бесстрашный, закрывает глаза. Закрыл и я. Через долю секунды открыл и увидел синий цвет. Ок, наверное это небо. Еще через мгновение увидел гравий и понял, что все складывается не лучшим образом.
Машина перевернулась пять или шесть раз, но я понял, что обошлось без травм, попросил команду по радио о запасной машине, вылез из кокпита и отбежал в сторону. Через некоторое время подъехал Сид Уоткинс на медицинской машине: "Если ты так бегаешь, значит и в гонке участвовать можешь". Я пересел в запасную машину, стартовал с последнего ряда и финишировал четвертым. Никаких проблем после той аварии не было, разве что приходится часто о ней рассказывать.
Вопрос: Ральф, немецкая пресса считает, что после двух североамериканских этапов вас могут заменить. Ответ Джона Хауэтта этого не отрицает, могли бы вы разъяснить ситуацию? Останетесь ли вы в команде до конца сезона?
Ральф Шумахер: Не знаю, что ответить, вы же понимаете, что не всему написанному можно верить. И я, и команда не удовлетворены результатами, сейчас мы работаем, чтобы изменить ситуацию. Ничего другого не обсуждалось.
Вопрос: Что вы думаете об идее ночных гонок? Это опасно?
Ральф Шумахер: Эти предложения обсуждаются в прессе, мы знаем примеры таких гонок в Америке, но от FIA официальной информации не поступало. Я лично, как директор профсоюза гонщиков, полагаюсь на федерацию, доверяю их стандартам и знаю, что если мы будем участвовать в ночных гонках, то это будет безопасно. Я буду счастлив выйти на старт, за других говорить не могу. Пока идея только формируется, нет смысла ее обсуждать.
Джанкарло Физикелла: Если решится вопрос с освещением, то это действительно интересная идея для Формулы 1.
Дженсон Баттон: Ральф уже сказал, всерьез эта идея пока не обсуждалась. Думаю, что стандарты безопасности будут теми же, как и в других Гран При, о большем мы и не просим.
Алекс Вурц: Ральф - директор профсоюза, я согласен с его мнением.
Вопрос: Джанкарло, вы говорите, что машина лучше сбалансирована, но в начале сезона многие считали новую Renault непредсказуемой на трассе. Теперь она предсказуема?
Джанкарло Физикелла: Да, особенно с новой подвеской и передним антикрылом, которое мы использовали в Монако. В начале сезона машине не хватало стабильности при торможении, особенно в быстрых поворотах, теперь все гораздо лучше. Шаг вперед? Да.
Вопрос: Дженсон, вы говорили о возможном прогрессе машины в Маньи-Кур, но что думают о ситуации люди из руководства компании, из Токио? Они разочарованы?
Дженсон Баттон: Все, кто участвуют в проекте знают причины наших неудач в первой части сезона. Но это не говорит о том, что в команде изменилась атмосфера, нет. Каждый из нас делает все возможное, чтобы исправить допущенные ошибки. В команде все хорошо, и в Великобритании, и в Японии. Я участвовал в обсуждении идей дальнейшего развития, мы уверенно движемся вперед.
Вопрос: Вы контактировали с людьми из Токио?
Дженсон Баттон: Конечно, и лично, и через команду.
Вопрос: Какова ваша роль в будущем реструктурировании команды и с кем общались с японской стороны?
Дженсон Баттон: Я не могу обсуждать внутрикомандные вопросы, но гонщик должен обеспечивать обратную связь с инженерами, правильные люди должны быть на правильном месте - у всех нас одна, общая цель. Гонщику нужно чувствовать поддержку команды, команде нужно верить в гонщика, а каким будет результат - время покажет.
Вопрос: Двадцать Гран При за сезон, вы за или против?
Дженсон Баттон: Двадцать Гран При? Мне эта идея нравится, больше гонок, меньше тестов - это здорово. Мы - гонщики, мы любим гоняться, и двадцать Гран При - не проблема.
Алекс Вурц: Если вспомнить о деньгах, то двадцать Гран При - это двадцать шансов заработать очки, получить призовые.
Дженсон Баттон: (перебивает) Если вы не платите за переезды...
Алекс Вурц: Вы платите?
Дженсон Баттон: Нет.
Алекс Вурц: В конце концов это проблема логистиков команды, а не гонщиков. Если меня попросят, я готов участвовать в 20, 25, в 30 Гран При, для меня это не проблема.
Ральф Шумахер: Тридцать - пожалуй много, но двадцать - почему нет?
Джанкарло Физикелла: Я согласен. Меньше тестов, больше гонок - это здорово!