Материал подготовлен при спонсорской поддержке Musa Motors - лучшего выразителя торговой марки Land Rover по итогам 2007 года |
Участники – Роберт Кубица (BMW Sauber), Кими Райкконен (Ferrari), Адриан Сутил (Force India), Себастьян Феттель (Toro Rosso).
Вопрос: Себастьян, дебют новой машины в Монако получился великолепным! Что вы об этом думаете?
Себастьян Феттель: Нам немного повезло с погодой. Если вы посмотрите на результаты тренировок, мы находились не в лучшей форме, но для нас было крайне важно представить STR03 уже в Монако. Уличная трасса - не самое идеальное место для дебюта, но пилоты должны как можно раньше узнать новинку. В хаотичной воскресной гонке требовалось одно – удержаться на трассе и не допустить ошибку. Я очень рад набранным очкам.
Вопрос: Какова атмосфера в команде после такого успеха?
Себастьян Феттель: Все счастливы. С предыдущей, да и с сегодняшней машиной набранные очки – нечто особенное, это лучшая мотивация. А вчера мы погонялись на картах и очень весело провели время.
Вопрос: Ни вы, ни ваш напарник ни разу не выступали здесь за рулем машин Формулы 1, а доводилось ли вам вообще бывать в Монреале?
Себастьян Феттель: Я был здесь в прошлом году, но не выезжал на трассу.
Вопрос: Насколько сложной может стать для вас двоих эта гонка?
Себастьян Феттель: В Монако мы смогли опробовать новую машину во всевозможных погодных условиях, это должно помочь. Да, мы не выступали здесь на этих машинах, но Себастьен знает трассу по гонкам Champ Car. Надеюсь, больших проблем не будет.
Вопрос: Но, возможны трудности…
Себастьян Феттель: Да, это ведь уличная трасса, и завтра асфальт будет скользким. Впрочем, ничего нового, нужно изучить конфигурацию, нанести на полотно немного резины и постепенно прогрессировать.
Вопрос: Адриан, невероятное количество эмоций в Монако. Можете подвести итоги прошлой гонки?
Адриан Сутил: Отличная гонка, даже если она закончилась аварией. Мы получили возможность показать хороший темп. Разумеется, дождливая погода сыграла свою роль, в подобных условиях мы всегда выглядели неплохо. Я рад за себя и команду, все шло очень неплохо – у нас была отличная стратегия, хорошая скорость, и в целом впечатления от гонки только положительные.
Вопрос: Что вы думаете о Гран При Канады?
Адриан Сутил: Мне нравится эта трасса. Она непростая – уровень сцепления с асфальтом здесь всегда недостаточный, а на поребриках машину сильно раскачивает. С нетерпением жду начала тренировок, новая машина ведет себя намного лучше прошлогодней, надеюсь, мы улучшим прошлогоднее время на круге и неплохо выступим в воскресенье.
Вопрос: Погода может быть такой же, как в Монако?
Адриан Сутил: Да, возможно, здесь также пойдет дождь. Я не видел прогноз, но главное – не терять концентрацию. На подобных трассах легко совершить ошибку и сойти с дистанции, нужно просто добраться до финиша, и тогда у тебя есть шанс оказаться на весьма высокой позиции.
Вопрос: Как вы оцениваете прогресс команды? Гонщик никогда не назовет машину достаточно быстрой…
Адриан Сутил: Пока машине действительно не хватает скорости, и мы делаем все возможное, чтобы добиться большего. Наши инженеры подготовили несколько новинок, но о серьезной доработке речь не идет, поэтому уик-энд обещает быть непростым. Впрочем, нужно сохранять оптимизм и выкладываться по максимуму. Проблем с мотивацией нет, продолжаем работу.
Вопрос: Роберт, вы вернулись на трассу, на которой в прошлом году попали в жуткую аварию. Что вы чувствуете?
Роберт Кубица: Автодром имени Жиля Вильнева – один из любимых, хотя в прошлом году именно здесь я попал в очень неприятную аварию. Я рад возвращению – синоптики обещают дождь, возможно, ситуация будет такой же, как в Монако, но там мы выступили неплохо, поэтому я надеюсь снова набрать очки.
Вопрос: Вы планируете снова встретиться с маршалами, медсестрами госпиталя?
Роберт Кубица: Надеюсь, эта встреча не состоится. Да, в прошлом году они отлично сработали, и я снова благодарю их, но госпиталь – не лучшее место для встречи. Нужно думать о гонке и надеяться, что она пройдет без проблем.
Вопрос: Вы уже оценили последствия реконструкции трассы?
Роберт Кубица: Я что-то слышал об этом, но не видел самих изменений. Посмотрю позже.
Вопрос: Второе место в Монако, несомненно, придало вам сил?
Роберт Кубица: Уик-энд прошел неплохо – в самом начале гонки трасса была очень мокрой, потом стала подсыхать, и мы перешли на шины для сухой погоды. Думаю, я пилотировал очень хорошо – конечно, всегда можно прибавить, но тогда сделать это было нелегко. В четверг и субботу нам казалось, что машина не способна финишировать на втором месте, но в дело вмешалась погода, и после шести гонок я уступаю лидеру чемпионата всего шесть очков. Надеюсь, мы сможем подтянуться к Ferrari и McLaren.
Вопрос: Кими, ваши мысли о гонке в Монако? Вы посмотрели повтор по телевизору?
Кими Райкконен: Я не смотрел повтор, но могу повторить то, что уже говорил – в той гонке все прошло не так, как мы планировали, и я не набрал очков. Она в прошлом, надеюсь, здесь мы выступим лучше.
Вопрос: Каково это – ехать по трассе с низким уровнем прижимной силы, без возможности торможения двигателем и трекшн-контроля?
Кими Райкконен: Будет сложнее, чем в предыдущие годы, правда, у нас более совершенная машина. Все зависит от настроек, но вряд ли нас ждут какие-то сюрпризы – разница в скорости окажется незначительной. Поначалу асфальт будет довольно скользким, но как только мы прикатаем шины, дела пойдут лучше.
Вопрос: На автодроме имени Жиля Вильнева вы всякий раз финишировали в очках, а в 2003 году пробились с двадцатого на шестое место. Вам нравится эта трасса?
Кими Райкконен: Да, мне по душе это место – здесь случалось всякое, но я неизменно набирал очки. Надеюсь, и в этот раз обойдется без проблем. У нас есть скорость, с которой можно рассчитывать на победу, посмотрим, как сложится уик-энд.
Вопрос: Учитывая результаты предыдущих этапов, эту гонку можно считать исключительно важной для вас?
Кими Райкконен: Нет. Разумеется, мы предпочли бы набрать максимум очков, нежели в очередной раз уступить Льюису, но до конца сезона еще далеко, кроме того, бывали времена и похуже. О победе любой ценой речи не идет, но мы хотим добиться хорошего результата.
Вопросы с мест
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Роберт, вы - один из четырех претендентов на титул. Насколько эта трасса подходит вашей машине, и не считаете ли вы, что вам следует выступать стабильнее, чем Ferrari и McLaren, чтобы сохранить шансы на итоговую победу?
Роберт Кубица: Единственный способ не отстать – стабильно набирать максимум очков в каждой гонке, и я стараюсь: не считая гонку в Австралии, моим худшим результатом стало четвертое место в Барселоне и Стамбуле. Если мы хотим одолеть Ferrari и McLaren, нужно улучшить машину, но, как сказал Кими, до конца сезона еще очень далеко, мы делаем все возможное. Когда-нибудь наша команда окажется впереди.
Вопрос: (Рэнди Филлипс – The Gazette) Вопрос для Кими: борьба в чемпионате очень плотная, а вы – действующий чемпион мира – это создает дополнительный прессинг? Как вы считаете, схватка за титул продлится до самой последней гонки? Вряд ли какая-то из команд неожиданно откатится назад…
Кими Райкконен: Все чаще лидеры заканчивают сезон с минимальными отрывами, но предсказать итог не возьмется никто – надеюсь, в решающий момент мы окажемся впереди. Я не чувствую прессинга. Мы победили в прошлом году, кроме того, как я уже сказал, бывали времена и похуже, одна неудачная гонка ничего не значит. Да, мы уступили лидерство, не набрали несколько очков, что ж, будем отыгрываться.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, ходили слухи, что в конце 2009 года вы собираетесь повесить шлем на гвоздь?
Кими Райкконен: Подобные слухи ходят уже давно. Я всегда говорил – у меня контракт до конца следующего года, я еще не решил, буду ли продолжать выступать. Поживем-увидим.
Вопрос: (Доминик Фужере – Le Journal du Montreal) Кими, в Турции вы сказали, что гонки в Монако и Монреале исключительно важны для Ferrari, поскольку в предыдущие годы команда выступала там не лучшим образом, и что они станут индикатором того, по какому сценарию будет развиваться битва за титул. Что произошло в Монако – известно. Каков сценарий?
Кими Райкконен: Я имел в виду, что по результатам этих двух гонок мы сможем оценить, удалось ли улучшить машину. В Монако мы были быстры, но обстоятельства сложились не в нашу пользу. Здесь мы рассчитываем выступить сильнее, чем год назад, но случиться может всякое. Впрочем, если все пойдет по плану, не вижу причин, по которым Ferrari не способна выиграть эту гонку. Пока рано говорить о раскладе сил, но наша цель – победа.
Вопрос: (Фабрицио Лазакис – Four Wheels Magazine) Кими, в чем причина проблем с прогревом шин? Фелипе мог бы получше управляться с резиной? Что происходит с вами?
Кими Райкконен: Здесь масса факторов – давление в шинах, настройки, стиль пилотирования, иногда все идет по плану, а иногда – нет, но ты делаешь все от тебя зависящее и ждешь, когда резина придет в рабочее состояние.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Роберт, в прошлом году вы не финишировали в первой тройке, а в этом сезоне уже не раз поднимались на подиум. Что изменилось в вашем стиле пилотирования, машине? Как стал возможен такой результат?
Роберт Кубица: Не думаю, что мой стиль пилотирования изменился, разница лишь в том, что как только мы избавились от всех электронных помощников, я лучше почувствовал машину. Мне стало комфортнее за рулем, я смог нормально работать над настройками, активнее атаковать. В прошлом году я не всегда мог предугадать поведение машины, добиться от нее максимума.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Кими, Дэвиду Култхарду – 37, Михаэлю Шумахеру – 36. Вы планируете выступать в таком возрасте? Станете ли вы скучать по гонкам после завершения карьеры?
Кими Райкконен: Я не уйду из спорта, если буду думать, что начну скучать по гонкам. Я найду для себя что-то новое, но посмотрим, как сложится следующий сезон. Может быть, решение будет принято уже в этом году, а может быть – чуть позже. Думаю, я буду гоняться до тех пор, пока гонки доставляют мне удовольствие, а остановиться могу и через год, и через четыре – сейчас рано судить об этом.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Чем вы планируете заниматься?
Кими Райкконен: Не знаю, чем-то другим.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Кими, какова должна быть причина вашего решения, и почему вы уверены, что сможете разлюбить гонки?
Кими Райкконен: Как я уже сказал, все очень просто – мне либо нравятся гонки, либо нет, в этом вся причина. Многие просто обожают гоняться, не обращая внимания на вещи, которые им не по душе. Но если таких вещей становится все больше – пришло время уйти.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Что вам не нравится?
Кими Райкконен: Наверное, все это знают – я люблю гонки, а остальная суета – не для меня. Уверен, все пилоты выступают здесь только из-за любви к скорости. Когда тебе не нравится очень многое, или ты потерял интерес к спорту – нужно остановиться.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Что вы имеете ввиду? Обязательства перед СМИ?
Кими Райкконен: Да что угодно. Когда ты обнаруживаешь что-то, что тебе не подходит, и чем ты не хочешь более заниматься, или все идет совсем не так, как раньше, время подумать об уходе. Причины могут и вовсе не касаться гонок.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Роберт, вы уже совершили прогулку по трассе?
Роберт Кубица: Нет.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Планируете?
Роберт Кубица: Да, я сказал это десять минут назад.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Когда вы пройдете место своей прошлогодней аварии, станете ли анализировать те события, или постараетесь не думать о них?
Роберт Кубица: Здесь нечего анализировать, все видели, что произошло. Дело не в повороте, так что проблем быть не должно.
Вопрос: (Даниэль Бастьен – Radio FM 103.3) Вопрос для всех вас: в чем, по-вашему, коварство трассы в Монреале – в стене чемпионов, изнашивающейся резине или в чем-то еще?
Кими Райкконен: За последние три года асфальт в некоторых поворотах износился, и на траектории попадаются камни – если наехать на один из них, машину может развернуть. Атаковать поребрики также нелегко: одна ошибка – и ты уже влетел в стену.
Роберт Кубица: Думаю, последний поворот и последняя шикана весьма непростые, особенно в квалификации, когда пилоты атакуют по максимуму. Там разом можно либо выиграть, либо проиграть.
Адриан Сутил: Да, шиканы очень сложные, крайне важно эффективно использовать поребрики. Вне траектории очень грязно, и малейшая ошибка может привести к сходу с дистанции.
Себастьян Феттель: Мне не доводилось выступать на этой трассе. Мостик, ведущий к паддоку, выглядит пугающе, а больше мне нечего сказать.
Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, в результате нескольких ошибок вы проиграли несколько очков McLaren. Вы опасаетесь повторения подобного в оставшихся гонках и вмешательства McLaren в борьбу за титул?
Кими Райкконен: Нет, всем свойственно ошибаться. Мы вместе проигрываем, вместе побеждаем и учимся на своих ошибках. Не всегда все получается, но меня это не беспокоит – в первой гонке сезона мы были не на высоте, но всего через неделю перед вами предстала совершенно иная команда. Нам по силам прибавить, вряд ли подобные проблемы повторятся еще раз.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Кими, вы ставите перед собой какие-то цели? Чего бы вам хотелось добиться до ухода из спорта? Второго подряд титула, третьего?
Кими Райкконен: Я постараюсь выиграть и второй, и третий титул, а если не получится – что ж, я уже чемпион, и поражение не станет концом всей жизни. Но мы выступаем ради побед, и ведем борьбу за титул, что, впрочем, нелегко.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Вы хотели бы перейти в другую команду?
Кими Райкконен: Скорее всего, нет.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Определенно нет?
Кими Райкконен: Я сказал: «Скорее всего, нет».
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Вы обсуждали с Ferrari возможность продления контракта?
Кими Райкконен: В некоторой степени, но решение еще не принято.
Вопрос: (Доминик Фужере – Le Journal de Montreal) Хотел бы узнать, кому из вас нравится гоняться в дождь, а кому на сухой трассе?
Кими Райкконен: В любом случае, гонщики в равных условиях. Мне все равно.
Роберт Кубица: То же самое, мы неплохо выступаем в любых условиях.
Адриан Сутил: А вот наша машина в дождь выглядит лучше, в непогоду у нас больше шансов на высокий результат.
Себастьян Феттель: Мы не в силах влиять на погоду, поэтому я об этом не думаю. В дождь у нас также больше шансов на успех, но, подождем воскресенья.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Теперь, когда скандал вокруг Макса Мосли подошел к концу, можем ли мы узнать ваше мнение о том, что Президент FIA все-таки сохранил свой пост?
Кими Райкконен: Я впервые услышал это от вас, и для меня это не имеет никакого значения. Личное дело Мосли ни коим образом не связано с Формулой 1, по мне – решение верное.
Роберт Кубица: У меня нет своего мнения.
Адриан Сутил: Я не в курсе всей информации, потому без комментариев.
Себастьян Феттель: И мне нечего добавить.