Гонка #81. 2 августа 1959 года. Гран При Германии. АФУС | |
Поул | Клифф Эллисон (Ferrari) – 2:05.8 (237,520 км/ч) |
Лучший круг | Тони Брукс (Ferrari) – 2:04.5 (240,0 км/ч) |
Победитель | Тони Брукс (Ferrari) – 2:09.31,6 (230,686 км/ч) |
В субботу накануне гонки Формулы 1 в заезде спорткаров разбился Жан Бера. Porsche француза закрутило на сырой трассе, гонщик вылетел из кокпита, ударился головой в фонарный столб и погиб на месте.
Днем позже в похожую ситуацию попал немец Ханс Херманн – на его BRM отказали тормоза, гонщик потерял управление в скоростном профилированном повороте, машина налетела на ограждающие полотно тюки соломы и несколько раз перевернулась. Херманн не удержался в кокпите и описал дугу по воздуху, но отделался лишь парой ушибов.
Гонка состояла из двух частей – такое в истории Формулы 1 происходило лишь несколько раз, причем если в остальных случаях остановка по ходу дистанции была вынужденной, а здесь – запланированной. Паузу сделали, чтобы команды могли сменить шины, нагрузки на которые на скоростной трассе АФУС были особенно высоки.
По ходу дистанции все, кто мог помешать триумфу Ferrari, столкнулись с проблемами. Стирлинг Мосс стартовал вторым, но уже на втором круге сошел из-за отказа трансмиссии своего BRM, Cooper американца Мастена Грегори в какой-то момент даже лидировал, но затем остановился из-за поломки мотора. Наконец, после второго старта гонку возглавил Брюс Макларен, но и ему не удалось добраться до финиша. В итоге подиум стал вотчиной Скудерии – его заняли напарники Тони Брукс, Дэн Герни и Фил Хилл.
Трасса АФУС
Давать гоночным кольцам красивые и романтические названия – это не для немцев. То ли дело «Дорога для автомобильного движения и испытаний» - Automobil Verkehrs und Ubungs-Strasse – совсем другое дело! Девять километров газ в пол по прямой, разворот – и девять километров обратно. Просто, понятно и без ненужных излишеств.
AVUS, один из самых необычных треков, принимавших у себя этапы Формулы 1, начали строить почти сто лет назад, а закончили уже после Первой мировой войны. Как сообщается, к работам в берлинском пригороде активно привлекали пленных солдат и офицеров русской армии. Первые гонки прошли здесь в сентябре 1921-го. А чтобы такое хорошее сооружение в свободное от соревнований время не простаивало даром, «Дорогу для автомобильного движения» использовали в соответствии с названием – в качестве платного шоссе.
Гонки на 19-километровом кольце посещали множество зрителей, число которых в середине 30-х достигало без малого полумиллиона. Естественно, на прямых смотреть им было особенно не на что, поэтому огромные деревянные трибуны выстроили у двух петель-шпилек на концах трассы. Южная петля была вполне ординарной – разворот небольшого радиуса, имеющий профиль порядка 5 градусов.
А вот Северная! В 1936 году из-за берлинской олимпиады трасса временно была закрыта – с одного из концов АФУСа строили развязку. Для компенсации потерь владельца кольца, германского автоклуба AvD, власти города на свои средства возвели на северном конце вместо еще одного разворота кирпичный бэнкинг с крутизной полотна 43 градуса, причем сверху не было предусмотрено вообще никакого ограждения!
Неудивительно, что у пилотов это сооружение получило меткое прозвище «Стена смерти». Огромные скорости, до которых пилоты разгонялись на прямой, требовали очень точного обращения с педалью тормоза в вираже. Если же шел дождь – его преодоление было настоящей проверкой на крепость нервов. Еще до войны популярность трека стала падать – сказалось и открытие куда более интересного Нюрбургринга, и гибель Бернда Роземайера во время скоростных заездов на таком же прямом шоссе Франкфурт-Дармштадт.
Тем не менее, в 1959 году именно АФУС стал ареной германского Гран При. Трассу укоротили с южной стороны (популярная легенда о том, что кольцо якобы перерезала Берлинская стена, не соответствует действительности, хотя граница западного и восточного секторов немецкой столицы и впрямь проходила недалеко), так что длина круга сократилась до 8300 метров. Но средние скорости все равно получались колоссальные – 240 км/ч. Даже Монца в те времена позволяла машинам развивать в среднем только 200 км/ч.
Первая гонка так и осталась последней – прежде всего из-за низкой безопасности и откровенно скучной конфигурации трассы. Она использовалась для гонок DTM и Формулы 3 и позже, но в 1967-м разобрали для очередного строительства чудо-бэнкинг, – а еще через 31 год на АФУСе состоялись последние официальные соревнования. Сейчас проехать по бывшей трассе может любой желающий – достаточно посетить Берлин. «Дорога для автомобильного движения и испытаний» по-прежнему служит важной транспортной артерией. Сохранили немцы и одну из деревянных трибун – как памятник истории.
Трассы, на которых прошел только один Гран При...
Трасса | Год | Круги | Длина круга, км |
Дистанция, км |
Победитель |
Пескара | 1957 | 18 | 25.579 | 460.422 | Стирлинг Мосс |
Айн-Диаб | 1958 | 53 | 7.618 | 403.754 | Стирлинг Мосс |
АФУС | 1959 | 60 | 8.300 | 498.000 | Тони Брукс |
Монсанто | 1959 | 62 | 5.425 | 336.350 | Стирлинг Мосс |
Себринг | 1959 | 42 | 8.369 | 351.481 | Брюс Макларен |
Риверсайд | 1960 | 75 | 5.271 | 395.295 | Стирлинг Мосс |
Цельтвег | 1964 | 105 | 3.200 | 336.000 | Лоренцо Бандини |
Ле-Ман (кольцо Бугатти) | 1967 | 80 | 4.442 | 355.360 | Джек Брэбэм |
Даллас | 1984 | 67 | 3.901 | 261.367 | Кеке Росберг |
Донингтон | 1993 | 76 | 4.023 | 305.748 |
Айртон Сенна |
Проект F1News.Ru 2008-2009