Участники: Фелипе Масса и Стефано Доменикали (Ferrari), Льюис Хэмилтон и Мартин Уитмарш (McLaren Mercedes).
Вопрос: Фелипе, не могли бы мы получить новые сведения о вашем самочувствии? Как вы?
Фелипе Масса: Я отлично себя чувствую. Конечно, было бы здорово сесть за руль, но я доволен процессом восстановления, всё складывается хорошо, и сейчас я такой же, как прежде. Три недели, прошедшие после второй операции, я активно тренировался и сейчас могу сказать, что нахожусь в той же физической форме, что и до аварии. Я проехал сто километров в Фьорано за рулём F2007, я атаковал, показал хорошее, стабильное время на дистанции. Я действительно счастлив!
Вопрос: Каким будет следующий шаг? Что ещё необходимо сделать?
Фелипе Масса: Я могу делать всё то, что делал прежде, единственная и главная проблема – нужно восстановиться на 100%, прежде чем снова сесть за руль, чтобы не пострадать в результате повторной аварии, ведь наш спорт связан с риском. Именно поэтому я терпеливо жду следующего сезона, когда вновь смогу участвовать в борьбе.
Вопрос: Каково это, находиться здесь и не участвовать в гонке?
Фелипе Масса: Смотреть со стороны не так просто, особенно здесь, в Бразилии. Было бы здорово вернуться за руль уже в этой гонке, но, к сожалению, мы должны еще немного подождать. Странно находиться в стороне и просто обсуждать события тестов, но лучше самым оптимальным образом подготовиться к следующему сезону, чтобы быть в отличной форме.
Вопрос: Стефано, чем еще Ferrari может помочь Фелипе?
Стефано Доменикали: Прежде всего, мы должны работать на перспективу и построить более быструю машину, чем в этом году – это главное. Кроме того, нужно уделить особое внимание физической подготовке Фелипе, его работе с инженерами, тренировкам на симуляторе. Можно подумать, что у нас достаточно времени, но первая гонка следующего сезона наступит гораздо раньше, чем кажется – нужно сделать все возможное, чтобы к тому моменту Фелипе был готов на 100%.
Вопрос: После прошлой гонки вы объявили о новом контракте на следующий сезон. У Ferrari интересный состав гонщиков – как вы планируете управляться с ними?
Стефано Доменикали: Похоже, вы немного сгущаете краски, но это обычное дело. У нас отличные гонщики, которые знают, что интересы команды превыше всего. Фелипе был с нами на протяжении многих лет и прекрасно усвоил этот момент – уверен, Фернандо также примет основные ценности Ferrari, и у нас не возникнет никаких проблем.
Вопрос: Льюис, вы говорили, что на этот раз приехали в Сан-Паулу в совершенно иной ситуации, чем в прошлые два года. Поясните этот момент. Как вы воспринимаете нынешнюю ситуацию?
Льюис Хэмилтон: Для начала, я хотел бы сказать Фелипе – с возвращением! Я не видел его с момента аварии, здесь мы впервые смогли поговорить, так что – добро пожаловать обратно! Уверен, все в Формуле 1 скучали по нему – лично мне не хватало наших сражений, поэтому я с нетерпением жду, когда в следующем году Фелипе снова вернется в пелотон.
Год назад обстановка была невероятно напряженной – думаю, Фелипе и сейчас это чувствует. Я рад, что могу участвовать в гонке, но на этот раз мы не боремся за титул. Нужно просто выйти на старт и постараться одержать победу в данном конкретном этапе. Это совершенно иной подход, иная ситуация.
Вопрос: Год назад вы боролись за титул, судьба которого была решена во многом благодаря действиям другого гонщика, который, впрочем, вел собственную гонку. Когда вы ведете свою борьбу, в какой мере вы учитываете тот факт, что где-то рядом идет сражение за чемпионат?
Льюис Хэмилтон: Когда ты едешь по трассе и знаешь, что кто-то ведет собственное сражение, ты должен уважать это. Лично я бы постарался уйти в сторону, чтобы не испортить кому-нибудь гонку, причем это относится не только к битве за титул – в любой момент бы можешь оказаться в середине пелотона или под атаками гораздо более быстрого соперника. Я знаю, каково лидировать в гонке – любая заминка крайне нежелательна, поэтому всегда стараюсь действовать корректно, чтобы другие поступали точно так же. Уверен, все гонщики придерживаются такой же точки зрения.
Вопрос: Мартин, как обстоят дела с контрактами гонщиков на следующий сезон?
Мартин Уитмарш: Прежде, чем ответить на ваш вопрос, скажу лишь одно. Позади меня сидит Фелипе, и вам потребовалось всего тридцать секунд, чтобы понять – в следующем году он будет очень конкурентоспособен. Какой сильный характер! Судя по всему, он в отличной форме, и это фантастика! В прошлом году в Интерлагосе Фелипе провел потрясающую гонку, яростно боролся с Льюисом – здорово, что он возвращается. Уверен, нас ждет невероятный следующий сезон!
Что касается наших гонщиков, мы находимся в несколько иной ситуации. Два предыдущих Гран При Бразилии прошли очень напряженно, но сейчас у нас в команде два молодых целеустремленных гонщика, и мы намерены сработать максимально эффективно здесь и в Абу Даби, чтобы одержать еще несколько побед и насладиться успехом. Мы постепенно планируем будущее, и как только нам будет, о чем сказать, мы непременно объявим свое решение, но сейчас мы довольны нашими гонщиками и хотим выложиться на все 100%.
Вопрос: Решение будет объявлено до конца сезона?
Мартин Уитмарш: Вряд ли, конец сезона наступит очень скоро. Сейчас наши сотрудники в Уокинге полностью сосредоточены на разработке новой машины, следуя принципам крайне интенсивной программы. Мы планируем начать следующий сезон более конкурентоспособными, чем в этом году – таков основной приоритет, но посмотрим, чего удастся добиться в двух оставшихся гонках. Об остальных вопросах будем думать после завершения сезона.
Вопрос: Вместе с Brawn двигатели Mercedes претендуют на победу в чемпионате. Расскажите, каким был вклад McLaren в создание этих моторов?
Мартин Уитмарш: В какой-то степени хорошо, что McLaren не претендует на титул – мы можем выкладываться по максимуму, однако наши партнеры в Mercedes Benz наверняка довольны результатами. В последние годы они проделали невероятную работу и заслуженно претендуют на победу даже тогда, когда мы выступаем не совсем удачно. Развязка обещает быть интересной, успех еще не гарантирован, и мы знаем, насколько велик прессинг. Впрочем, для болельщиков было бы даже лучше, если бы схватка за титул продолжалась до самой последней гонки в Абу Даби, но, с другой стороны, кое-кто из наших друзей в Brawn хотел бы, чтобы все закончилось уже в здесь, в Бразилии.
Вопросы с мест
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, я наблюдал, как вы с Фернандо обменялись рукопожатиями. Вчера Алонсо заявил, что хотел бы поговорить с вами о следующем сезоне – вам уже удалось это обсудить? Вы могли бы дать ему несколько советов по поводу совместного выступления?
Фелипе Масса: Мы просто пожали друг другу руки, я спросил: «Как идут дела?» - он ответил: «Нам нелегко», - ничего особенного. Мы не обсуждали следующий сезон, для этого у нас будет достаточно времени. Надеюсь, мы станем отличными напарниками и принесем команде хорошие результаты.
Вопрос: (Родриго Франка – VIP Magazine) Стефано, что станет самым непростым вызовом для Ferrari в преддверии следующего сезона? Переход Фернандо Алонсо, постройка конкурентоспособной машины, или адаптация к новым правилам?
Стефано Доменикали: Все просто: самый серьезный вызов – если я могу повторить слова Мартина – это иметь более быструю и надежную машину уже в начале сезона. Если у вас есть хорошая машина, с остальным справляться гораздо легче. Мы не хотим просто прожить еще один год, поэтому рассчитываем на более успешные результаты.
Вопрос: (Марк Зурер – Sky Germany) Льюис, Интерлагос расположен высоко над уровнем моря, из-за чего моторы отчасти теряют в мощности. Учитывая это обстоятельство, KERS может обеспечить еще большее преимущество?
Льюис Хэмилтон: Нет. Разумеется, из-за высоты над уровнем моря мы теряем определенную мощность, которую невозможно компенсировать, но на KERS это не влияет. Вряд ли она обеспечит большее преимущество, чем на других трассах, хотя на коротком бразильском автодроме система работает достаточно неплохо.
Вопрос: (Инго Рёрш – Sportbild) Льюис, не могли бы вы описать, что чувствует гонщик, которому для титула достаточно достаточно набрать несколько очков. Что то подобное вы испытывали в прошлом году в Бразилии. Что будет чувствовать Дженсон Баттон?
Льюис Хэмилтон: Каждый воспринимает это по-своему. Не могу сказать, что будет чувствовать Дженсон, но лично я… В прошлом году я приехал сюда вполне расслабленным, в хорошем настроении. Когда выезжаешь на трассу, испытываешь определенное напряжение, но это всего лишь проявление конкурентоспособности, нужно оставаться сосредоточенным, распределять силы и выкладываться по максимуму. Каждая гонка уникальна, поэтому я не могу говорить за других…
Вопрос: (Хайко Вассер – RTL) Фелипе, рады видеть вас здесь! В воскресенье вы взмахнете клетчатым флагом на финише гонки. Вы бы предпочли взмахнуть им перед алой машиной, или бразильским гонщиком? И еще – кто, по-вашему, станет чемпионом мира?
Фелипе Масса: Да, в воскресенье я взмахну клетчатым флагом на финише гонки. Это тоже непросто – в этот уик-энд Ferrari не претендует на победу, но я надеюсь, что гонку выиграет Рубенс, и я смогу засвидетельствовать эту победу. Это хорошо для него, хорошо для Бразилии, хотя надо признать, что у Дженсона действительно отличные шансы на титул. Ему нужно заработать не так много очков, чтобы стать чемпионом. Для Рубенса все намного сложнее, но я уже говорил ему, что не нужно думать о постороннем, нужно сосредоточиться на победе в гонке, а там посмотрим, каким окажется итоговый результат. Судьба титула в большей степени зависит от Дженсона, его шансы намного выше.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Вопрос для Льюиса и Фелипе: в прошлом году Льюису достаточно было финишировать пятым, чтобы завоевать титул. Мартин, для той гонки вы выбрали более осторожную тактику. Пожалуй, вы тоже могли бы ответить на этот вопрос: каким был бы ваш совет для Дженсона и Brawn GP? Рисковать и уже в этот уик-энд триумфально взять титул, или же действовать предельно осмотрительно, чтобы заработать необходимые очки?
Мартин Уитмарш: У каждого свое видение ситуации, но год назад мы выбрали оборонительную стратегию, и в результате гонка сложилась непросто. Важен баланс – думаю, гонщики лучше всех умеют оценивать соотношение риска и выгоды. Дженсону вовсе не обязательно выигрывать гонку, но, если с головой уйти в оборону, можно потерять темп.
В 2007 году мы допустили ряд ошибок, атаковали тогда, когда в этом не было особой необходимости, к тому же, Льюис был новичком… После того поражения мы чувствовали невероятный прессинг, возможно, даже больший, чем тот, что сейчас испытывает Дженсон. Но ясно одно: конкуренция очень острая, нельзя действовать исключительно от обороны. Дженсону нужны очки, и если он сработает в привычной для него манере, с учетом преимущества он должен выиграть титул, однако всякое может случиться. Поживем – увидим. Несомненно, прессинг огромен, но ему не следует излишне осторожничать.
Фелипе Масса: Я уже говорил это по поводу Рубенса – не стоит волноваться. Баррикелло нужно делать свою работу, стараться выиграть гонку, а остальное зависит не от него. Дженсону достаточно избегать контакта с соперниками и не быть излишне агрессивным при обгонах, однако он тоже должен атаковать, иначе его самого попробуют обогнать, а это – дополнительный риск. Дженсон должен выкладываться, соблюдая осторожность в борьбе.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere dello Sport) Льюис, несколько дней назад Фелипе сказал, что результаты прошлогоднего Гран При Сингапура должны быть отменены. Что вы об этом думаете?
Льюис Хэмилтон: Вам следует спросить его самого. Сезон состоит из семнадцати или восемнадцати гонок, и есть множество вопросов в стиле «а если бы». Что было бы, если бы произошло вот это, или это… В конце концов, мы вели очень интересную борьбу, которая продолжалась до финиша последней гонки, нам удался потрясающий сезон, и именно я в итоге выиграл титул. Больше мне сказать нечего.
Перевод: Валерий Карташев