Участники: Сэм Майкл (Williams), Норберт Хауг (Mercedes), Марио Тайссен (BMW Sauber), Стефано Доменикали (Ferrari).
Вопрос: Вопрос ко всем – не могли бы вы пояснить, как обстоят дела с моторами в вашей команде? Мы вступаем в решающую стадию сезона, осталось четыре гонки, и все интересуются, сколько двигателей осталось у каждого участника чемпионата…
Сэм Майкл: У нас все в порядке. В Williams не было ни одного отказа двигателя, каждый из гонщиков обходится все тем же комплектом из восьми моторов, и не планирует использовать дополнительный. Да, ситуация может измениться уже в следующей тренировке, но на данном этапе всё под контролем. С одной неполадкой справиться легко, но после второй положение дел становится угрожающим – приходится либо сокращать дистанцию, либо устанавливать новый мотор. Впрочем, пока мы об этом не думаем.
Марио Тайссен: Мы балансируем на грани после двух неожиданных отказов новых двигателей. За четыре гонки до конца сезона на каждую машину у нас осталось по одному новому мотору, но мы никогда не проводили четыре этапа подряд с одним двигателем. На динамическом стенде двигатель выдерживал подобную дистанцию, но на трассе – посмотрим, как все сложится. По крайней мере, по пятницам мы можем работать с уже использовавшимися моторами.
Вопрос: То есть, пространство для маневра все-таки есть?
Марио Тайссен: Совсем небольшое. Не уверен, что с этим же мотором мы приедем в Абу Даби – возможно, нам придется установить девятый.
Вопрос: Норберт, ваши моторы установлены на шести машинах…
Норберт Хауг: …и пока все складывается удачно! Надеюсь, так будет и дальше, но, как заметили мои коллеги, ситуация может измениться в любую минуту. Нет смысла почивать на лаврах – необходимо с особым вниманием относиться к предстоящей работе. Сейчас дела идут неплохо, за что отдельное спасибо нашим парням в Бриксуорте и Штутгарте – они сработали великолепно, но сезон еще не окончен, нужно продолжать в том же духе.
Стефано Доменикали: У каждого из наших гонщиков осталось по два мотора на четыре финальных гонки, но я могу практически целиком повторить слова Норберта и Сэма: нельзя расслабляться, нужно внимательно следить за ситуацией.
Вопрос: Еще один вопрос для всех – расскажите, как прошла сессия, как отреагировали гонщики на доработку трассы?
Сэм Майкл: Поначалу асфальт был довольно грязным – год назад на расчистку ушло немало времени, но в этот раз гонщики справились быстрее. Кажется, три реконструированных поворота увеличили время прохождения круга на две секунды – в прошлом году в первой тренировке мы ехали 1:46, а в квалификации показали 1:44, но сегодня утром уступили четыре секунды, а вечером – примерно две с половиной. С измененной конфигурацией трасса стала чуть медленнее.
Что касается намеченной программы – все прошло без заминок, мы опробовали новые антикрылья, модифицированный диффузор и поэкспериментировали с настройками на гонку.
Марио Тайссен: Мы привезли доработанный аэродинамический пакет в сочетании с новой, более компактной коробкой передач – это позволило уменьшить размеры кожуха двигателя в задней части машины. Однако сегодня у нас возникли проблемы, причем все они касались новой коробки, точнее, ее регулировок. Утром Ник потерял не так много времени, но во второй сессии Роберт простоял в боксах почти двадцать пять минут. Впрочем, в остальном дела складывались неплохо: мы недовольны скоростью, но, по крайней мере, машина выглядит чуть лучше, чем раньше. Надеюсь, завтра мы добьемся большего.
Норберт Хауг: Результаты вполне приемлемые, мы отработали всю намеченную программу. Трудно делать выводы после первого дня – состояние трассы постоянно менялось, многое зависело от количества топлива и используемой резины. Впрочем, по результатам работы на длинной серии кругов можно составить некоторое представление – думаю, мы выглядели очень неплохо.
Борьба была очень напряженной – между Дженсоном Баттоном, показавшим пятый результат, и Льюисом, занявшим девятую строчку, оказалось менее 0.05 секунды. Если в квалификации мы увидим нечто подобное, то потеря всего пяти сотых может стоить пяти мест на стартовой решетке!
Возможно, эта трасса не самая интересная в календаре, но она очень техничная, и в квалификации все будет зависеть от того, сумеет ли гонщик добиться от машины максимума. Уверен, результаты будут очень плотными.
Как заметил Сэм, конфигурация автодрома сильно изменилась: к примеру, десятая шикана стала более коварной – в случае неправильной атаки там легко попасть в аварию. В целом трасса стала чуть медленнее, но не проще. Впрочем, здесь потрясающая атмосфера, а телевизионная картинка едва ли не самая красивая в сезоне.
Стефано Доменикали: Вы уже знаете, что мы отказались от дальнейшей работы над F60 и обходимся тем, что имеем. Мне практически нечего добавить к уже сказанному, разве что завтра ситуация с износом резины должна немного улучшиться. Сегодня у нас возникли определенные проблемы, поэтому тренировка прошла не так гладко, как хотелось, но такое случается – надеюсь, за ночь мы устраним все неполадки.
Вопрос: Сэм, ситуация с поставщиком моторов остается неясной. Когда вы должны узнать, с каким двигателем будете выступать в следующем сезоне?
Сэм Майкл: С технической точки зрения лучше узнать это как можно раньше, но решение пока не принято. Пожалуй, это вся информация, которой я располагаю. Как только ситуация прояснится, мы начнем работу над новой машиной.
Вопрос: Вам хотелось бы уже приступить к работе?
Сэм Майкл: Как я уже сказал, с мотором желательно определиться как можно раньше. Вы могли бы сказать, что в нынешнем сезоне Brawn GP доказали, насколько поздно может быть принято такое решение, но я уверен, что они не планировали подобный сценарий.
Стефано Доменикали: Решение должно быть взвешенным, не стоит торопиться.
Вопрос: Марио, у вас есть мотор, но команде не гарантирован допуск к участию в следующем сезоне. Как обстоят дела?
Марио Тайссен: Сейчас нам нужно получить допуск в качестве тринадцатой или четырнадцатой команды. Все в руках FIA, мы проводим активные консультации, но пока не получили подтверждения.
Вопрос: До какого момента вам необходимо это подтверждение получить?
Марио Тайссен: Чем раньше, тем лучше, но мы уже готовимся к следующему сезону, как если бы заявка была утверждена.
Вопрос: Норберт, вокруг только и говорят о ваших моторах – кажется, заполучить их хотят едва ли не все команды. Каковы возможности Mercedes? Сколько команд могли бы стать вашими клиентами?
Норберт Хауг: Прежде всего, многое зависит от решения FIA. В регламенте по-прежнему говорится об одной клиентской команде, но из этого правила уже было сделано исключение. Думаю, вскоре мы получим ответ. Что касается производственных возможностей Mercedes – из-за «заморозки регламента» сейчас мы поставляем нашей основной команде вдвое меньше моторов, чем пару лет назад, и это шаг в правильном направлении. Технически мы могли бы обслуживать сразу три клиентские команды – здесь нет проблем, однако я не уверен, что у нас есть такие полномочия.
Вопрос: Стефано, уже говорилось, что одной из ваших машин будет управлять испанец или финн. Как обстоят дела в команде?
Стефано Доменикали: Я могу лишь повторить слова президента Ferrari. За последние несколько дней ситуация немного изменилась, и как только мы будем вправе сообщить вам что-либо, мы обязательно это сделаем, а пока мне нечего добавить.
Вопрос: Кажется, кандидатура испанца влияет на контракты многих других команд…
Стефано Доменикали: Мы должны думать о своих проблемах. Не знаю, что будут делать остальные команды, когда мы, наконец, примем решение.
Вопросы с мест
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Марио, можете ли вы подтвердить информацию о том, что в следующем году команда будет использовать моторы Ferrari?
Марио Тайссен: Мы обсуждали этот вопрос с Ferrari и получили положительный ответ, но прежде всего нам нужно получить место в чемпионате.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Если заявка будет подтверждена, вы получите моторы Ferrari?
Марио Тайссен: Это было бы наиболее предпочтительным вариантом.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Вопрос ко всем: в первой сессии Brawn GP задавали темп, но во второй инициатива перешла к Red Bull. Означает ли это, что нас ждет очередная схватка двух команд, как было в начале сезона?
Марио Тайссен: Не знаю, давайте дождемся завтрашнего дня.
Стефано Доменикали: Посмотрим, что будет в воскресенье. Нужно оставаться прагматиками, прогресса добились не только в Red Bull или Brawn GP - машины McLaren и Williams заметно прибавили, а Force India сделала огромный шаг вперед. Как заметил Марио, все поехали чуть быстрее, и предстоящая гонка обещает быть напряженной.
Норберт Хауг: Мы работаем над тем, чтобы борьба разворачивалась не только между Brawn GP и Red Bull. Мы пробуем вмешаться в их противостояние, но не уверены в успехе. Очевидно, сегодня не все представители первой пятерки выезжали с одинаковым количеством топлива – завтра расклад сил может измениться. Лидеры в любом случае сильны, но их соперники также добились прогресса, поэтому возможны сюрпризы. Полагаю, с учетом стратегии за поул будут бороться сразу пять команд!
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Какие именно команды?
Норберт Хауг: До завтрашнего дня вопрос остается открытым, но ваше мнение, скорее всего, ничем не отличается от моего. Будет ли это четыре или шесть команд – не знаю, но на поул сможет претендовать не меньше половины пелотона.
Вопрос: (Петер Хааб – Motorsport Aktuell) Не могли бы вы рассказать нам о состоянии Фелипе Массы?
Стефано Доменикали: С удовольствием! Фелипе быстро восстанавливается и уже приступил к тренировкам. Вскоре он начнет работу на симуляторе, а затем примет участие в картинговой гонке. Если все пройдет успешно, мы сможем решить, когда он вернется в кокпит.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем: как известно, FOTA базируется на принципах единства и сотрудничества, но некоторые предпочитают действовать независимо. Как вы оцениваете действия Williams, решившей вопреки общему мнению использовать KERS в следующем сезоне?
Сэм Майкл: Следует пояснить один момент: Williams всегда поддерживала концепцию KERS, и мы, как другие команды, не прекращали работу над этой системой. В настоящий момент FOTA обсуждает возможность отказа от использования KERS в следующем сезоне, решение еще не принято, и с нашей стороны было бы неправильным заявлять о намерении установить KERS на наши машины.
На самом деле, мы никогда не говорили ничего подобного. Если вы внимательно прочитаете наши пресс-релизы, то там сказано… мы не говорили о том, что будем гоняться с KERS, мы просто выразили намерение продолжать работу над системой. Если вы спросите тех, кто уже использует технологии рекуперации, они планируют то же самое, поэтому несправедливо утверждать, будто наши действия идут вразрез с принципами FOTA. С момента нашего возвращения в ассоциацию состоялось всего одно общее собрание, и вопрос о KERS еще не решен.
Вопрос: (Тетсуо Тсугава – Tetsu Enterprise) Насколько велика разница между двигателями Cosworth и уже использующимися моторами? Кажется, в Cosworth каждый год модернизируют свой силовой агрегат – не получат ли они преимущество?
Норберт Хауг: Не знаю, Марио лучше разбирается в подобных вещах.
Марио Тайссен: Пожалуй, никто из нас не знает, что именно они делали с первоначальной версией своего мотора, рассчитанной на более чем 20.000 оборотов в минуту. Сейчас число оборотов ограничено 18.000, им наверняка пришлось менять настройки, но у меня нет информации о технических характеристиках моторов Cosworth и их показателях надежности. Посмотрим, что произойдет в следующем сезоне, когда они выйдут на старт.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Марио, в следующем сезоне вы будете работать в Sauber, или останетесь в BMW Motorsport?
Марио Тайссен: Вопрос остается открытым, и я не буду возвращаться к нему вплоть до конца сезона. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы гарантировать команде будущее, и с моей стороны было бы непродуктивным заботиться о собственных перспективах. Меня не беспокоит дальнейшая карьера, я приму решение чуть позже.
Вопрос: (Марк Фогарти – Auto Action) Вопрос ко всем: если судить по экспозициям международного автосалона во Франкфурте, автомобильная промышленность обратилась к совершенно новым технологиям двигателестроения, и постепенный отход от двигателей внутреннего сгорания кажется неизбежным. Почему бы Формуле 1 не стать своеобразным проводником этих передовых технологий? Возможно, здесь они бы развивались гораздо быстрее?
Стефано Доменикали: Думаю, нам не стоит забывать о том, что Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта, поэтому в нынешней ситуации мы, прежде всего, обязаны убедиться в том, что правила адекватны и сбалансированы, иначе мы рискуем заполучить дорогостоящие технологии, которые смогут применить далеко не все команды.
Конструкция мотора для сезона 2013 года станет предметом тщательных дискуссий, чтобы сохранить интерес автопроизводителей к чемпионату мира, наши действия должны иметь хоть какое-то отношение к гражданскому автомобилестроению. Опять же, дело в балансе и компромиссе между затратами на внедрение новых технологий и платежеспособностью всех без исключения команд.
Норберт Хауг: У нас есть интересные варианты нового двигателя для Формулы 1, но проработка идеи требует времени, из-за чего регламент и был «заморожен». Следующее поколение формульных моторов будет совершенно иным, но здесь нужно учитывать опыт внедрения KERS.
Думаю, сейчас все без исключения поддерживают концепцию рекуперации энергии, но в случае гонки технологий данная система становится чрезвычайно дорогостоящей. Конечно, инженерам такой вариант пришелся бы по душе, и я не знаю ни одного технического специалиста, который не хотел бы двигаться в данном направлении, но вопрос в том, можем ли мы себе это позволить?
Конечно, новый двигатель будет особенным, однако не могу не заметить, что удельный расход топлива нынешних моторов уже находится на рекордно низком уровне. Хотя, иногда следует признать, что, фигурально выражаясь, семистам пятидесяти «лошадям» требуется гораздо больше пищи, нежели семидесяти пяти. Если взглянуть на экологическую сторону вопроса, прогресс очевиден, однако противоречия все-таки остались, ведь технологии дорожного автомобилестроения существенно отличаются от принципов постройки гоночных машин.
KERS была бы неплохим связующим звеном, но формульный образец системы практически не применим в дорожной машине. Главное – принцип сопоставления: мы постоянно учимся и не могли бы добиться таких успехов без наших специалистов по дорожным машинам. Пожалуй, KERS – подходящий пример интеграции технологий, но в финансовом плане система очень дорога.
Марио Тайссен: Мы с самого начала были горячими сторонниками идеи KERS, и я по-прежнему считаю, что с ее помощью Формула 1 может стать лидером в области самых современных технологий и с пользой потратить свои значительные финансовые и производственные ресурсы. С другой стороны, затраты на внедрение системы вызвали немало споров, а поскольку команда в следующем сезоне окажется без поддержки автопроизводителя, мы смотрим на эту проблему под совершенно иным углом. Да, нам следует внедрять как можно больше инноваций, но нужно делать их максимально доступными, чтобы не терять участников чемпионата. Иногда приходится идти на компромисс, поэтому BMW поддержала предложение FOTA об отказе от использования KERS в 2010 году.
Сэм Майкл: Присоединяюсь к сказанному. Да, Williams не конструирует моторы, но у нас есть опыт не самого удачного сотрудничества с производителями двигателей для дорожных машин. Как сказал Норберт, развитие дорожных технологий зачастую направлено на совершенно иные цели. К примеру, дизельные моторы – за какие-то пять-шесть лет они появились на многих дорожных машинах, но не думаю, что для Формулы 1 это было бы правильным техническим решением.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Когда пару лет назад регламент на моторы был «заморожен», все считали этот шаг правильным. Когда в прошлом году Renault позволили слегка доработать двигатель, я подумал – возможно, они сильно уступали соперникам, раз уж им разрешили, но сейчас не понимаю ничего! Разве это можно называть Формулой 1, если Mercedes призывают снизить мощность своих моторов только потому, что они лучше? Формула 1 рассчитана на зрителей, или нет?
Стефано Доменикали: Во-первых, никто не говорил, что двигатель Mercedes нужно перенастроить.
Норберт Хауг: Все несколько иначе, возможно, вам следует ещё раз взглянуть документ FIA. Он прописан весьма условно, но при этом не касается Mercedes. Это общая проблема, а не только Mercedes.
Стефано Доменикали: Мы можем обсуждать, оправдана «заморозка регламента», или нет, но это решение продиктовано стремлением снизить издержки, и в рамках FOTA мы сделали все возможное, чтобы сократить стоимость моторов и гарантировать участие в чемпионате. Правильно это или нет – трудно сказать. Ответ был бы отрицательным, если бы мы ничего не предпринимали, а в сегодняшней ситуации нелегко делать выводы…
Что касается двигателей Mercedes – я не могу ответить на этот вопрос, поскольку он не обсуждался с FIA. Есть специальная рабочая группа по моторам, которая внимательно изучит сложившуюся обстановку: мы обсудим все аспекты и прмем решение.
Марио Тайссен: Даже будучи мотористом, я поддерживаю идею омологации двигателей, поскольку снижение затрат, которого удалось добиться за последние два-три года, было связано, прежде всего, с постепенной стандартизацией и увеличением ресурса.
Как вы заметили, год назад у нас возникла дискуссия по поводу моторов Renault – этот момент обсуждался в рамках рабочей группы, и производители двигателей приняли совместное решение - если подобная ситуация когда-нибудь повторится, она будет рассматриваться в таком же порядке. Посмотрим, чем все это закончится…
Перевод: Валерий Карташев