Рассказывая о гонках и героях мы придерживались хронологического порядка изложения событий, освещая хотя бы один Гран При из каждого чемпионата мира, но некоторые сезоны уже весьма подробно описаны в предыдущих зимних проектах F1News.ru. Потому, пропустив 1972 год, перенесемся в 1973-й...
Гонка #227: 17 июня 1973 года. Гран При Швеции. Андерсторп |
|
Поул | Ронни Петерсон (Lotus 72E) - 1.23,810 (172,590 км/ч) |
Лучший круг | Дэнни Халм (McLaren M23) - 1.26,146 (167,910 км/ч) |
Победитель | Дэнни Халм (McLaren M23) - 1:56.46,049 (165,169 км/ч) |
Шведский автодром Андерсторп, куда команды Формулы 1 впервые прибыли в июне 1973 года, преподнес несколько сюрпризов.Так далеко на север Европы чемпионат мира ещё не забирался. Из Монако, где прошел предыдущий Гран При, до затерянного в лесах и болотах городка пришлось отмахать 1200 км!
Приехав на место, участники чемпионата обнаружили весьма скромный даже по тогдашним меркам автодром - крохотный паддок, минимум трибун, а об уровне безопасности хорошо говорит такая деталь: когда до старта оставалось менее получаса, представители профсоюза гонщиков GPDA потребовали задержать все процедуры и разобраться с журналистами - поскольку специально оборудованных мест для съемки не было, те разбрелись по всей трассе!
Однако главный сюрприз Андерсторпа был еще впереди. Пока же, к восторгу болельщиков, швед Ронни Петерсон, стартовав с поула, помчался вперед. Следом круги наматывал его партнер по команде Lotus, действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди.
Долгое время двойной успех команды Колина Чепмена не вызывал сомнений - самый опасный соперник, Джеки Стюарт, занимал в гонке только четвертую позицию, уступая даже собственному напарнику по команде Tyrrell Франсуа Северу. Еще дальше расположился другой экс-чемпион, Дэнни Халм, выступающий за McLaren.
Однако чем меньше кругов оставалось до финиша, тем сильнее менялось положение на трассе. Оказалось, что асфальт Андерсторпа весьма сильно изнашивает резину - знать этого, разумеется, никто не мог. Сначала вынужден был сбросить ход Север, а потом и темп пары Lotus начал ощутимо падать.
Лидеров догонял Стюарт, а еще быстрее - Халм. Зрители заворожено следили за происходящим. На 70-м круге из спора за победу выпал Фиттипальди: сбои в работе коробки передач лишили бразильца возможности подняться на подиум. На 75-м круге изношенные тормоза поставили крест на надеждах Стюарта. А на 79-м и предпоследнем Дэнни Халм оставил-таки позади Ронни Петерсона, после чего первым добрался до клетчатого флага.
Ветеран-новозеландец оказался мудрее соперников - свой McLaren он обул в более жесткие шины, которые в итоге и принесли победу. Петерсон, пролидировав 97% дистанции, остался вторым, а третьим финишировал Франсуа Север...
Интересно... | |
По подсчетам любителей статистики, шведская гонка 1973 года до настоящего момента остается последней, в числе участников которой не было ни одного итальянца. По всей видимости, в следующий раз что-то подобное случится еще нескоро. |
Дэнни Халм
"Запомни, малыш, ты Халм, - часто говорил маленькому Дэнни отец. - Никому и никогда не позволяй выкидывать из нашей фамилии букву "Л". И Дэнис Клайв сделал все, чтобы его фамилию - в правильном варианте - запомнил весь мир. И не его вина, что в российской формульной журналистике прочно утвердился неверный вариант "Хьюм"...
Детство он провел на табачной ферме, принадлежавшей деду. Халм-старший в это время геройствовал на Крите, где противостоял немецким захватчикам во время операции "Меркурий" и за беспримерную доблесть был награждён Крестом Виктории - высшей воинской наградой Великобритании.
Вернувшись в родную Новую Зеландию, Альфред Халм основал небольшую транспортную фирму и увлёкся оккультизмом. Юного Дэнни дела потусторонние интересовали не слишком, а вот с железками он возился с огромной охотой. Скопив карманных денег, он смог купить старенький MG TF, на котором принялся выступать в гонках по подъему на холм.
В ту пору в стране существовала программа "Гонщик в Европу", позволявшая отправлять самых талантливых пилотов в Старый Свет. Именно с её помощью в 1958 году гоночный мир узнал Брюса МакЛарена, а спустя два года за земляком отправился и Халм. Дэнни тогда было 24 года - он был очень прост в манерах, а порой даже грубоват, обладал огромной физической силой и весьма суровым выражением лица.
Первым европейским открытием для пилота стал тот факт, что в соревнованиях участвуют в обуви - до этого он гонялся исключительно босиком! Следом он осознал, что путь к вершинам будет сложным - гонщик должен быть дипломатом, а Халм, даже став чемпионом Формулы 1, и интервью-то давал с большой неохотой - что уж говорить о необходимости договариваться с кем-то в самом начале карьеры.
Потому он засучил рукава, забыл об амбициях и стал "крутить гайки" - у Кена Тиррела, того же Брюса МакЛарена, но чаще всего у Джека Брэбэма. "Черный Джек" приметил талантливого новозеландца и по мере возможностей давал тому выступать в соревнованиях. Сначала Формулы Junior, затем и Формулы 2, где Халм в чемпионате Европы 1964 года уступил лишь собственному боссу.
К тому времени команда Brabham уже выступала в Формуле 1, но ее ресурсов хватало всего на две машины, которые пилотировали опытные Брэбэм и Дэн Герни. В 1965 году Дэнни удавалось выходить на старт лишь от случая к случаю - и тем не менее уже второй свой Гран При новозеландец закончил четвертым. И лишь в следующем сезоне, когда Герни запустил собственный проект Eagle, 30-летнему Халму представилась возможность выступать в Формуле 1 на постоянной основе.
Он четырежды поднимался на подиум и закончил чемпионат четвертым - а в следующем году победил! В переходном 1967-м были важны стабильность и надежность техники. Все это у Халма и Brabham было в наличии. Пилот выиграл две самые сложные гонки - в Монако и на Нюрбургринге - и лишь дважды остался без очков. На финальном этапе сезона в Мехико, где Дэнни финишировал третьим, он сказал на подиуме победившему Джиму Кларку: "Готов отдать титул тебе, лишь бы не отвечать на вопросы журналистов..."
К тому времени Халма прозвали Медведем - за запоминающуюся внешность и не самый открытый и общительный нрав. Впрочем, с друзьями гонщик всегда был совсем другим, но его дружбу надо было еще заслужить. Выиграв титул, новозеландец не мог не ощущать некий холодок в отношениях с Брэбэмом - и потому поспешил перебраться от австралийца к своему другу и земляку МакЛарену.
В 1968 году на ярко-оранжевой машине Дэнни до последнего этапа претендовал на титул, но поломка подвески оставила его только третьим. Затем у McLaren получилась не очень надёжная машина, но 1970-й обещал стать очень успешным.
Увы, вышло все совсем иначе. Сначала Халм едва не сгорел заживо на тренировках в Индианаполисе. Открылась горловина бака - и топливо вспыхнуло. "Индикары" традиционно заправляют метанолом, который горит невидимым пламенем, потому-то помощь к гонщику, который вылез из кокпита еще на ходу, пришла с запозданием. А вскоре после этого на тестах разбился МакЛарен.
Тут-то все и увидели другого Дэнни Халма. Медведь сплотил команду вокруг себя, не дал людям пасть духом и повел вперед. Кто знает, стали бы чемпионами Айртон Сенна, Мика Хаккинен и Льюис Хэмилтон, если бы не решительность новозеландца...
Однако в нем самом словно что-то надломилось. Он по-прежнему был быстр, выигрывал гонки и поднимался на подиум, но невольно осторожничал. В 1972 году Дэнни вновь стал бронзовым призером чемпионата мира, но спустя два года окончательно принял решение завершить карьеру. Незадолго до этого Питер Ревсон, с которым Халм очень сдружился, выступая в McLaren, решил перейти в команду Shadow.
На тренировках перед Гран При ЮАР Ревсон попал в аварию, машина загорелась и перевернулась. Вышло так, что именно Халм ехал следом - он постарался помочь товарищу, но в одиночку так и не смог ничего сделать...
Дэнис Клайв Халм ушел, выиграв восемь гонок и один чемпионский титул. Невероятно, но за 10 сезонов в Ф1 он лишь однажды стартовал с поула. Попутно гонщик завоевал два титула в серии CanAm и финишировал четвертым в "500 милях Индианаполиса".
Прошло почти 15 лет - и Халм вернулся. Его талант оказался востребован в кузовных гонках, соревнованиях кольцевых грузовиков и других дисциплинах. В частности, Дэнни выступал за команду Тома Уокиншоу в европейском Туринге.
Дождливым днем 1992 года Медведь вел гоночный BMW по австралийской трассе Батхерст во время популярных 1000-километровых соревнований. На длинной прямой, где скорость переваливала далеко за 200 км/ч, машину дернуло, и она начала смещаться в сторону и замедляться, пока не замерла у края трассы.
Когда к BMW подбежали судьи, 56-летний пилот был уже мертв. Он скончался от обширного сердечного приступа, успев последним движением направить машину по безопасной траектории...
Мир моторов в 1973-м: Audi 80
В 1973-м европейским «Автомобилем года» была признана новинка компании Audi, впоследствии ставшая одной из самых популярных моделей этого немецкого производителя – Audi 80 серии В1.
Изначально она выпускалась в двух версиях – двухдверное купе и четырехдверный седан, и призвана была конкурировать с другими среднеразмерными автомобилями семейного класса того времени – Opel Ascona и Ford Taunus.
Но это машины классической компоновки, тогда как Audi 80 был переднеприводным автомобилем. Силовой агрегат ставился продольно: четырехцилиндровые моторы объемом 1,3 либо 1,5 л предлагались в нескольких модификациях, различавшихся по мощности. Осенью 1973-го появилась спортивная версия, называвшаяся Audi 80 GT: она выпускалась только в двухдверном кузове, и на ней стоял 100-сильный двигатель объемом 1,6 л. На поздних версиях устанавливались и более мощные моторы, уже не карбюраторные, а оснащенные системой впрыска топлива. Покупатель мог выбирать между четырехступенчатой ручной и трехступенчатой автоматической трансмиссией. Можно отметить, что в США и Австралии 80-я модель продавалась как Audi Fox.
Независимая передняя подвеска типа McPherson, полунезависимая задняя, на продольных рычагах и с так называемой тягой Панара, обеспечивали машине вполне приемлемую плавность хода и неплохую управляемость. Строгие и стремительные обводы кузова и довольно большая площадь остекления создавали впечатление легкости и объемности - кстати, салон машины действительно был довольно просторным. На некоторых рынках предлагалась и пятидверная версия с кузовом универсал Audi 80 Avant, однако это был, скорее, перелицованный VW Passat Variant первого поколения. Впрочем, эти автомобили в любом случае были близкими родственниками, поскольку создавались на единой платформе.
Первая версия Audi 80 продержалась на конвейере до 1978-го и разошлась по миру тиражом более миллиона экземпляров: автомобилисты того времени отмечали, что она была весьма привлекательным вариантом за свои деньги, вполне качественным, безопасным и надежным.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось