Монако'70: Анри Пескароло

Старт Гран При Монако'70
Гонка #187: 10 мая 1970 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул Джеки Стюарт (March 701) - 1.24,0 (134,8 км/ч)
Лучший круг Йохен Риндт (Lotus 49C) - 1.23,2 (136,1 км/ч)
Победитель Йохен Риндт (Lotus 49C) - 1:54.36,6 (131,7 км/ч)

Машины, которые выступали в Формуле 1 в 1970 году, уже почти ничем не напоминали гоночную технику раннего периода чемпионата мира. Низкий силуэт, мотор позади пилота, кузов-монокок, антикрылья и неплохая безопасность, плюс обилие рекламных наклеек и шины-слики - за два десятилетия погони за скоростью облик Ф1 изменился почти полностью.

В мире больших гонок воцарились большие деньги - и хотя Бернард Экклстоун пока был лишь менеджером гонщика Йохена Риндта, он уже подыскивал себе стоящую команду для покупки. А в компании FIAT, недавно ставшей собственником марки Ferrari, уже подбирали "молодого волка" в помощь стареющему Коммендаторе, хотя пока еще и не остановились окончательно на фигуре Луки Кордеро ди Монтедземоло.

Рон Деннис работал старшим механиком у Джека Брэбэма, Фрэнк Уильямс уже выставлял в Гран При автомобиль De Tomaso для своего друга Пирса Кэриджа - одним словом, именно начало третьего десятилетия чемпионата мира было во многом определяющим для нынешнего облика Формулы 1.

В Монако пилотов долго испытывал на прочность дождь, но в день гонки он отступил. Со старта вперед вышел обладатель поула, действующий чемпион мира Джеки Стюарт. Шотландец продолжал выступать за команду Кена Тиррела, но тот разругался с французами из-за моторов и вынужден был сменить неплохое шасси Matra на не столь качественное March.

Это не помешало Стюарту выиграть в Испании, но в Монако, уже создав неплохой задел, Джеки вынужден был сойти из-за сбоев в системе зажигания. Новым лидером стал ветеран Джек Брэбэм. Лучшие годы австралийца остались позади, но он по-прежнему был быстр, что и доказал, сумев незадолго до схода Стюарта обойти в споре за второе место March Криса Эймона.

Джек Брэбэм опережеат в сырой квалификации De Tomaso Пирса Кэриджа, который на старт пробиться не смог

Эймон, дни которого в Скудерии были уже сочтены, не расставался с надеждой выиграть в Ф1 хоть одну гонку - и потому не отставал от лидера. Увы, на 61-м круге на его машине рассыпалась подвеска.

После этого могло показаться, что "Черный Джек" сможет в очередной раз подняться на вершину подиума, однако вышедший на второе место Йохен Риндт имел на этот счёт иное мнение. Австриец, открывший в 1969 году счет своим победам, гнал свой Lotus по узким улочкам княжества, постепенно сокращая отставание.

Когда до финиша оставалось несколько кругов, многоопытный Брэбэм стал пасовать под прессингом. Одна небольшая ошибка, другая - и вот уже нос Lotus в медленных поворотах стал фактически втыкаться в коробку передач Brabham. Но обгонять в Монако было тяжело во все времена, так что на заключительный круг лидером отправился Джек Брэбэм.

В ту пору пилоты еще не объезжали ресторанчик Rascasse - с набережной на стартовую прямую вела обычная шпилька, завершающая круг. В ней-то трёхкратный чемпион мира и дал маху. Австралиец чуть сместился в сторону с траектории. машина заскользила на пыльном асфальте и воткнулась в тюки с соломой. Йохен Риндт поехал к клетчатому флагу, ну а его сопернику осталось лишь довольствоваться "серебром".

Интересно...
Некоронованный король Монте-Карло Грэм Хилл ушел из Lotus в частную команду Роба Уокера - и потому на этот раз стартовал лишь с 16-й - последней позиции. Но пятикратный победитель "гонки вокруг казино" не просто смог финишировать, но и заработал два очка за пятое место.

Анри Пескароло

Анри Пескароло

Третьим в Гран При Монако 1970 года финишировал француз Анри Пескароло. Для гоночной легенды, четырежды побеждавшей в "24 часах Ле-Мана", этот подиум в Формуле 1 так и остался единственным в карьере.

Среди великого множества пилотов сын хирурга из северной Франции выделялся двумя вещами - он выступал в шлеме радикального зеленого цвета и носил широкую окладистую бороду. Последняя стала способом скрыть обширные ожоги лица, полученные на тестах в Ле-Мане весной 1969 года - и визитной карточкой Пескароло.

Впервые Анри заявил о себе, когда принял участие в гоночном отборе, проведенном в 1964 году на деньги компании Ford. Из 10 тысяч претендентов до финала дошли всего 19 - и сильнейшим в первом заезде на трассе Монлери стал именно Пескароло. В итоге, правда, верх ему взять не удалось - но гонщика заметили в компании Matra, стараниями которой в 70-е в Формулу 1 пришло самое сильное поколение французских пилотов.

Анри стал чемпионом национальной Ф3, затем взял "серебро" в европейской Формуле 2 - и после нескольких пробных стартов получил на 1970 год контракт с Matra в Больших Призах. Тот сезон так и остался самым успешным для пилота. Позже он выступал за Фрэнка Уильямса, BRM, сотрудничал с небольшими командами - но лишь изредка финишировал в первой шестерке.

Анри Пескароло на Гран при Испании 1974 года

Несмотря на не самую выдающуюся карьеру в Ф1, Анри Пескароло по праву считают одним из наиболее успешных пилотов всего XX века. Свои главные победы он одержал в соревнованиях на выносливость. Невероятная карьера француза продолжалась почти четыре десятилетия - в последний раз на старт "24 часов Ле-Мана" он вышел в 1999 году! Всего же на счету Анри - рекордные 33 старта в самом знаменитом суточном марафоне.

Четырежды Пескароло побеждал на кольце Сартэ, кроме того в его активе - победы в Дайтоне и два десятка выигранных этапов чемпионата мира для спортивных машин. А в 2000 году он основал в этой дисциплине собственную команду, которая с большим успехом выступает на трассах Европы, коллекционируя победы и титулы.

Команда Pescarolo выиграла Серию Ле-Ман в 2005 и 2006 годах

Анри Пескароло - с неизменной, пусть и поседевшей бородой - по-прежнему, несмотря на почтенный возраст, регулярно поднимается на командный мостик. Любопытно, что в числе пилотов Pescarolo Sport очень часто можно отыскать имена тех, кто в юности демонстрировал отличную скорость, но в силу разных причин так и не смог раскрыться в Формуле 1...

Мир моторов в 1970-м: Fiat 128

Fiat 128, признанный в 1970-м «Автомобилем года», – это компактный семейный седан с поперечным расположением двигателя и приводом на передние колеса, весьма популярный лет 35 – 40 назад, причем, по обе стороны Атлантики.

Fiat 128

В целом дизайн машины продолжал стилевое направление, заданное Fiat 124 и 125, однако они еще были седанами классической компоновки, а с появлением 128-й модели крупнейший итальянский концерн взял курс на передний привод.

Автомобильная пресса того времени действительно оценила автомобиль весьма высоко: в 70-х продукция Fiat ещё поставлялась на американский рынок, и эксперты заокеанского журнала Road & Track, составляя рейтинг компактных машин, поставили 128-ю выше японских Datsun B210, Toyota Corolla, Mazda 808, и Subaru DL. Специалисты отмечали, что Fiat 128 с отличной управляемостью и великолепными тормозами был настоящим «автомобилем для водителя».

Именно на этой модели дебютировал новый фиатовский двигатель, весьма совершенный и прогрессивный по меркам начала 70-х, с алюминиевым блоком цилиндров и приводом газораспределительного механизма посредством эластичного зубчатого ремня. Подобная конструкция стала массовой лишь в 80-х, а в конце 60-х была достаточно необычной.

Изначально Fiat 128 предлагался с тремя типами кузовов: двухдверный седан, четырёхдверный седан и универсал. На Туринском автосалоне 1971-го года было представлено элегантное спортивное купе, построенное на укороченной платформе 128-й модели.

Производство Fiat 128, начавшееся в 1969-м, продолжалось до 1985-го. Кстати, на базе его агрегатов была создана любопытная спортивная двухместная машина Fiat X1/9, в которой двигатель был поперечно расположен позади единственного ряда сидений.

Fiat 128 производился не только в Италии: под названием Seat 128 он выпускался в Испании; в Аргентине его знают, как Fiat 128 Super Europa, а с конвейера сербского Zastava Automobili до недавнего времени сходили Zastava 128. До сих пор здесь производят машинокомплекты, из которых в Египте собираются автомобили Nasr 128, которые, по сути, представляют собой всё тот же старенький Fiat.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё