Участники: Лукас ди Грасси (Virgin), Нико Хюлкенберг (Williams), Хейкки Ковалайнен (Lotus), Роберт Кубица (Renault), Себастьян Феттель (Red Bull)
Вопрос: Джентльмены, каково это, выступать в Формуле 1? Лукас, начнем с вас…
Лукас ди Грасси: Для меня большая честь находиться здесь. Это моя первая гонка в статусе участника чемпионата, я много работал, чтобы попасть сюда, и теперь наслаждаюсь каждой минутой, проведенной в кокпите, стараясь как можно быстрее освоиться и добиться прогресса.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Приятно, наконец, оказаться в Формуле 1 – уверен, каждый гонщик подолгу работал на этот шанс. Я рад быть здесь и надеюсь на продолжительную карьеру!
Вопрос: Похожий вопрос для Роберта и Хейкки. Роберт, вы перешли в новую команду – что вы чувствуете?
Роберт Кубица: Я вполне счастлив. Нелегко менять обстановку после четырех лет работы в одной команде – в новом коллективе совершенно иной образ мыслей, поэтому зимой мы подолгу готовились к предстоящему сезону. Кажется, все прошло удачно.
Вопрос: А для вас, Хейкки?
Хейкки Ковалайнен: Аналогично. Впрочем, я оказался в несколько иной ситуации. Наша команда возникла буквально из ничего и постепенно набирала силу, мы смогли участвовать в тестах, но прибыли сюда в статусе догоняющих. Тем не менее, сегодня день прошел очень плодотворно, без каких-либо проблем, а в команде царила потрясающая атмосфера. Мне нравится такое положении дел, я действительно наслаждаюсь Формулой 1.
Вопрос: Лукас, расскажите, как прошел день, и чем вы занимались?
Лукас ди Грасси: День начался с небольшой технической проблемы, из-за которой в первой тренировке я не смог проехать достаточное количество кругов. Во второй сессии всё наладилось, я опробовал оба состава Bridgestone и работал над настройками.
Вопрос: Как складывается уик-энд для вас лично и команды в целом?
Лукас ди Грасси: Все в команде работают, не жалея сил. Вы знаете, что машина вышла на трассу всего месяц назад, и по ходу тестов у нас возникло множество проблем, так что сейчас наша основная цель – привести всё в порядок. Мы не хотим излишней спешки, нужно обеспечить машине оптимальную скорость. Команда работает на пределе, каждый сотрудник выкладывается на все 100%, и лично я стараюсь поступать точно так же, когда сажусь за руль.
Вопрос: Нико, вы показали шестой результат. Как все прошло?
Нико Хюлкенберг: Неплохо! Мы выполнили намеченную программу, а мне было вполне комфортно на трассе. Все прошло гладко, без каких-либо проблем.
Вопрос: На предсезонных тестах вы часто провоцировали остановку сессии красными флагами. Сегодня вы довольны надежностью машины?
Нико Хюлкенберг: Разумеется. Команда неплохо поработала, более того, практически каждый день мы получаем новые детали, влияющие не только на скорость, но и на надежность. Огромное спасибо нашим парням на базе Williams, без них сегодняшний результат был бы невозможен.
Вопрос: Насколько хорошим наставником является Рубенс Баррикелло? Он остается самым опытным участником чемпионата…
Нико Хюлкенберг: Он не занимается моим обучением, я всего лишь наблюдаю за его действиями. Как напарник, он абсолютно доступен – я могу следить за тем, как он работает, как готовится к уик-энду и, таким образом, чему-то у него научиться.
Вопрос: У вашей команды новый поставщик моторов. Удивлены сегодняшним результатом?
Нико Хюлкенберг: Новый мотор? Да, в Cosworth неплохо постарались – у нас не было никаких проблем с мотором по ходу зимних тестов, да и сегодня двигатель отработал отлично, продемонстрировав хорошие характеристики.
Вопрос: Хейкки, в прошлом году вы выступали с мотором Mercedes и теперь можете сравнить его с Cosworth. Какими будут выводы?
Хейкки Ковалайнен: Наверное, не совсем справедливо проводить прямое сравнение, поскольку в настоящий момент характеристики нашей машины и машины McLaren сильно отличаются, но в целом инженеры Cosworth сработали очень неплохо. Как заметил Нико, надежность превзошла ожидания, у меня не было ни одной технической неполадки, что говорит о конкурентоспособности нового двигателя. Не думаю, что с ним у нас возникнут какие-то проблемы.
Вопрос: Тогда чего не хватает машине? Уверенности гонщика?
Хейкки Ковалайнен: Дело не в уверенности. Нам не хватает 10-20 месяцев, за которые команда могла бы поработать над скоростью. Мы построили её за каких-то полгода, в таких условиях трудно требовать большего. Мы вывели машину на тесты, а сегодня сработали как настоящие профессионалы. В настоящий момент от нас вряд ли можно ожидать лучших показателей, но всему свое время.
Команда уже добилась результатов, о которых многие могут только мечтать – не сомневаюсь, в ближайшие два года мы продемонстрируем значительный прогресс. Сейчас мы только начинаем свой путь, так что дело отнюдь не в моей уверенности – лично я не сомневаюсь в успехе. Я неплохо провел зиму, готов на 100% - сегодня мы сработали действительно здорово, но в остальном нам нужно немного времени…
Вопрос: Как складывается уик-энд? Полагаете, вам удастся сократить отставание от более опытных команд?
Хейкки Ковалайнен: Если бы смогли отыграть три-четыре секунды, это было потрясающе, не так ли? Разумеется, мы приложим все усилия, но неизвестно, над чем работают соперники. Сегодня мы сосредоточились на собственной подготовке, как подобает профессиональной команде – сравнивали шины, испытывали различные настройки, пытались адаптироваться к трассе. Уверен, в какой-то момент мы подтянемся к лидерам, но вряд ли это произойдет за одну ночь. Соперникам не занимать опыта, конкуренция достаточно высока, но мы не намерены отступать. Мы включились в борьбу и можем с оптимизмом смотреть в будущее.
Вопрос: Себастьян, ваше мнение о сегодняшнем дне?
Себастьян Феттель: Мне бы хотелось подольше поработать на трассе. Утром асфальт был довольно скользким, особенно в новой секции, к вечеру он покрылся отработанной резиной, но мы все равно проехали недостаточное количество кругов. У меня возникла проблема с тормозами, на машине Марка также произошли какие-то неполадки – в общем, нам хотелось бы сработать более эффективно.
Вопрос: Проблема с тормозами – повод для беспокойства?
Себастьян Феттель: Ситуация не из приятных, но все зависит от трассы. Хуже всего, если это случится в Монако на подходе к повороту Casino, а здесь зоны вылета достаточно широки. Впрочем, лучше обходиться вовсе без неполадок.
Вопрос: Даже с этой поломкой вы показали пятый результат. Это реальная скорость RB6, или вы рассчитывали на большее?
Себастьян Феттель: Сегодня трудно делать выводы о расстановке сил. Судя по результатам сессии, в Ferrari работали с большим количеством топлива, тогда как в Mercedes поначалу ездили с практически пустыми баками, а уж потом дозаправились на длинную серию кругов. Что касается нас – мы выглядим достаточно неплохо, хотя мне хотелось бы проехать большую дистанцию, собрав полезную информацию. В целом же на настоящий момент Ferrari и McLaren наиболее конкурентоспособны.
Вопрос: В прошлом году команда фантастически быстро дорабатывала машину, да и сейчас соревнование инженеров обещает быть напряженным. Вы уверены в программе Red Bull Racing?
Себастьян Феттель: Конечно. Как вы заметили, нас ждет очередная гонка доработок – это недешевое мероприятие, но все находятся в одинаковой ситуации, и со временем машины значительно прибавят. С измененными правилами, отменой дозаправок и новыми шинами нам предстоит многому научиться – посмотрим, что получится. Возможно, к концу года машины будут вести себя намного лучше, но победа в первой гонке стоит те же 25 очков, что победа в финальном Гран При – нужно атаковать с самого начала.
Вопрос: Роберт, как вы оцениваете сегодняшний день? Вы показали пятнадцатое время…
Роберт Кубица: День прошел неплохо. Мы работали в других температурных условиях, чем на тестах, но все прошло гладко, без особых неприятностей. Тем не менее, нам нужно ещё поработать с машиной и завтра выложиться по максимуму.
Вопрос: В Бахрейне вам уже доводилось стартовать с поула. Что вы думаете об этой трассе, особенно о новой её секции?
Роберт Кубица: Новая секция не показалась мне достаточно интересной. Она напоминает уличную трассу вроде Монако – медленная, кочковатая, беспощадная к шинам и слишком размеренная на фоне предыдущей конфигурации. Кроме того, как заметил Себастьян, утром она была довольно грязной и скользкой. Со временем условия улучшились, но разница в уровне сцепления между новой секцией и основной частью трассы по-прежнему остается слишком заметной.
Вопрос: Кажется, вы говорили, что Renault способна преподнести сюрприз?
Роберт Кубица: Давно я говорил это? Посмотрим, как все сложится, но на зимних тестах – если не считать последней сессии – мы выглядели довольно неплохо. Нужно продолжать работу. Минувшей ночью механики не сомкнули глаз в ожидании прибытия новинок. В последние два дня им пришлось нелегко – надеюсь, мы сможем отплатить им хорошим результатом!
Вопросы с мест
Вопрос: (Миколай Сокол – Rzeczpospolita) Вопрос для Себастьяна и Роберта. Из всех машин пелотона некоторые едут намного медленнее ваших. Как вы планируете справляться с трафиком? Это может стать проблемой?
Себастьян Феттель: Это серьезная проблема, особенно если говорить о свободных заездах или первой части квалификации. Разумеется, Лукас, Тимо Глок или Хейкки оказались не в самом лучшем положении – их команды только дебютировали в чемпионате, и было бы справедливо дать им некоторое время. Тем не менее, значительная разница в скорости способна стать источником неприятностей, и кто-нибудь непременно пострадает – к примеру, в квалификации можно запросто испортить попытку.
Эти парни тоже выкладываются по максимуму, и мы должны уважать их стремление, но когда ты едешь на пять секунд быстрее, трудно прикинуть, удастся ли проехать чистый круг, не уткнувшись в медленную машину. Кроме того здесь, в Бахрейне, у нас нет проблем с видимостью, но в Сингапуре или Монако, где половина поворотов являются «слепыми», ситуация совершенно иная. Раньше у нас уже были проблемы с трафиком, будут они и в этом сезоне, но такова жизнь, придется смириться…
Роберт Кубица: Да, у меня возникли похожие проблемы. Дебютантам порой непросто удержать машину на трассе, и нам остается лишь создавать себе достаточный задел, но ситуация все равно остается крайне сложной.
Вопрос: (Томас Рихтер – TV Nova) Вопрос ко всем – вам нравится новая секция трассы, или же вы предпочли бы прямой участок, начинающийся от третьего поворота?
Роберт Кубица: Я бы предпочел старую конфигурацию.
Себастьян Феттель: Основная проблема – разный уровень сцепления. На новой части трассы асфальт сильно отличается от остальной конфигурации, там очень много неровностей, поэтому я бы выбрал первоначальный вариант.
Хейкки Ковалайнен: Не знаю, были ли реальные основания для реконструкции трассы. Старая конфигурация была вполне хороша, но в сегодняшней ситуации, когда мы едем в своем темпе, у меня нет никаких предпочтений.
Лукас ди Грасси: Мне нравится старый вариант. Я гонялся здесь в GP2, и тогда это был очень скоростной отрезок, который теперь превратился в медленную кочковатую секцию.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, насколько нелегко решить, какой состав резины использовать в финальной части квалификации?
Себастьян Феттель: Пожалуй, главной загадкой остается то, как будет выглядеть воскресная гонка. Условия должны улучшиться, но все равно нам придется работать в новых обстоятельствах. Возможно, для болельщиков это станет настоящим зрелищем, а для нас – небольшой неразберихой, поскольку каждый гонщик по-разному справляется с износом резины, но не исключено, что все может оказаться намного скучнее, и машины будут просто следовать друг за другом, не в силах провести атаку. В общем, посмотрим.
Что касается квалификации, сначала нужно сравнить наши сегодняшние результаты с результатами соперников, а уже завтра, ближе к обеду, определиться с планом действий. Для начала нужно пробиться в финальную часть – отрывы минимальны, так что это задача не из легких. Помимо топ-команд в пелотоне есть несколько крепких середняков, способных нарушить весь замысел. Честно говоря, сейчас я понятия не имею, как все сложится. Более того, как я уже заметил, мы не представляем себе ход гонки, в этой ситуации нам остается только ждать.
Вопрос: Нико, ваш бывший напарник, Нико Росберг, в своей дебютной гонке за Williams показал лучшее время на круге. Рассчитываете повторить это достижение?
Нико Хюлкенберг: Нет, я надеюсь на финиш в призовой десятке, но, как сказал Себастьян, мы по-прежнему не знаем расстановки сил. Разница в результатах и количестве топлива огромна, придется набраться терпения, а там посмотрим, чем все закончится.
Вопрос: (Цезари Гутовски – Przeglad Sportowy) Вопрос для гонщиков, использующих моторы Renault. Снова появились разговоры о необходимости уравнять характеристики двигателей. Полагаете, вашему мотору на самом деле не хватает мощности?
Себастьян Феттель: Моторы, моторы… Регламент на двигатели «заморожен», и в прошлом году нам было действительно нелегко. Случались и поломки, но мы смогли устранить проблему и нам не пришлось менять мотор, рискуя получить неизбежный штраф. В том сезоне все сошлись во мнении, что двигатель Mercedes оказался лучшим в пелотоне, но что можно сделать в условиях «замороженного» регламента?
Впрочем, нам нечего опасаться – если мы и уступаем в мощности, то совсем немного. Кроме того, эту разницу очень трудно измерить – машины слишком разные. Сравните нашу максимальную скорость с максимальной скоростью Renault – они заметно отличаются, потому что у двух машин разное лобовое сопротивление. Невозможно делать выводы, основываясь исключительно на одном показателе.
Роберт Кубица: Если бы правила остались неизменными, у меня закрались бы определенные сомнения, поскольку я перешел с мотора BMW на мотор Renault. Но в этом году мы выступаем с гораздо большим количеством топлива, так что сравнения бессмысленны.
Думаю, следует немного подождать. В прошлые годы двигатели Renault оказывались весьма экономичными, хотя сейчас многие команды наверняка добились прогресса в этом компоненте, и преимущество уже не так велико, как раньше. Впрочем, если говорить о мощности, чем её больше, тем лучше!
Вопрос: (Оливер Кнаак – Berliner Zeitung) Себастьян, во второй части свободных заездов вы потеряли в боксах практически тридцать минут! Не могли бы вы подробнее описать проблему с тормозами? Речь идет о передних, или о задних тормозах?
Себастьян Феттель: Возможно, кое-кто из вас успел в перерыве между окончанием второй части свободных заездов и пресс-конференцией выпить чашечку кофе, но лично я – нет. Я снял комбинезон, обменялся парой слов с инженерами и отправился в пресс-центр, потому пока и сам не знаю причину поломки. Её всегда трудно идентифицировать. Во время сессии на анализ нет времени – нужно успеть заменить поврежденную деталь и вернуться на трассу. Могу лишь сказать, что проблема касалась переднего левого тормоза – думаю, вы сами заметили это на экранах.
Вопрос: (Томас Рихтер – TV Nova) Нико, мы видели, как от передних колес вашей машины шел черный дым. Не получится ли так, что у более тяжелых машин возникнут серьезные проблемы с тормозами, конструкция которых по сравнению с прошлым годом не изменилась?
Нико Хюлкенберг: Вряд ли это станет проблемой, но трасса в Бахрейне традиционно беспощадна к тормозам. Об этом знают все команды, и мы в том числе, а вы видели всего лишь карбоновую пыль от износа. Когда тормозишь с 300 км/ч до 60 км/ч без облака пыли не обойтись, я об этом нисколько не беспокоюсь.