Участники: Дженсон Баттон (McLaren), Льюис Хэмилтон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari), Фернандо Алонсо (Ferrari), Михаэль Шумахер (Mercedes GP)
Вопрос: Вопрос ко всем – чего вы больше всего ждете от нынешнего сезона? Кто начнет? Пожалуй, действующий чемпион мира...
Дженсон Баттон: Думаю, для всех ответ одинаков – поскорее оказаться на трассе. Прошло несколько месяцев с того момента, как трое из нас в прошлый раз выходили на старт, хочется поскорее вернуться в борьбу. Тесты – часть нашей работы, но по-настоящему нам нравятся именно гонки. Я с нетерпением жду начала, как мне кажется, невероятно напряженного сезона – возможно, он окажется одним из самых захватывающих в истории Формулы 1, так что быть его частью само по себе событие!
Вопрос: Льюис, чего больше всего ждете вы?
Льюис Хэмилтон: Выезда на трассу. Тесты прошли достаточно весело, но сейчас на них отводится не так много времени, а чем больше часов мы проводим в кокпите, тем лучше себя чувствуем. Я хочу поскорее начать сезон и оценить расстановку сил.
Вопрос: Фелипе?
Фелипе Масса: А я хочу вернуться в гонки после восьмимесячного перерыва. Это достаточно большой срок, я с нетерпением жду возможности вступить в борьбу и начать прогрессировать после, как заметил Льюис, очень непродолжительных зимних тестов.
Вопрос: Михаэль, чего ждете вы после еще более длительного перерыва? Кстати, добро пожаловать!
Михаэль Шумахер: Спасибо! Я жду, когда загорится зеленый сигнал на выезде с пит-лейн или погаснут красные огни на старте.
Вопрос: Точнее, момента, когда гаснут красные огни?
Михаэль Шумахер: Именно.
Фелипе Масса: Ты неплохо мотивирован, уже надел комбинезон!
Михаэль Шумахер: Так и есть!
Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Аналогичный ответ – жду начала борьбы. Тесты – тоже неплохо, но это лишь подготовка к гонке, сейчас все мои мысли связаны с воскресным днем.
Вопрос: Кто-нибудь из вас успел прогуляться по трассе? Михаэль, что скажете о новой секции? Должно быть, вам она совершенно незнакома…
Михаэль Шумахер: Первая половина трассы выглядит потрясающе. Вторая не так интересна, но нужно проехать круг и оценить все на деле.
Вопрос: Кто-то еще выходил на трассу? Дженсон?
Дженсон Баттон: Нет, мы прогуляемся вечером.
Вопрос: Льюис?
Льюис Хэмилтон: Аналогично.
Вопрос: Дженсон, вы перешли в новую команду. Что стало самым заметным отличием, а что – самым серьезным вызовом?
Дженсон Баттон: Самым серьезным вызовом стала смена команды. С прошлой я сотрудничал на протяжении семи лет, и переход мог стать проблемой – здесь совершенно иные условия, да и в принципе многие из нас не любят перемены. Однако все сложилось замечательно, спустя два месяца я действительно чувствую себя частью McLaren, хотя мы не провели ещё ни одной гонки.
Я старался как можно быстрее освоиться на новом месте, но команда превзошла все мои ожидания. Они действительно нацелены на успех – предыдущий сезон сложился для них не совсем удачно, и теперь они ждут реванша. Подготовка оказалась достаточно эффективной, а наличие симулятора позволило мне быстрее привыкнуть к новой машине. Я подолгу находился на базе McLaren, беседовал с инженерами, а зачастую просто изучал обстановку, стараясь адаптироваться. Что касается тестов, они также оказались вполне успешными.
Сейчас нужно дорожить каждой секундой, проведенной в команде, ведь ситуация быстро меняется. До начала квалификации у нас есть пятница и утро субботы – не так много времени, значит, необходимо быть предельно собранным и готовым к борьбе.
Вопрос: Чемпионское звание и единичка на носовом обтекателе – это мотивирует, или наоборот – успокаивает?
Дженсон Баттон: Не думаю, что это каким-то образом снижает мотивацию – нужно позитивно смотреть на вещи! Очень приятно видеть чемпионскую единичку на своей машине, особенно здесь, на первой гонке сезона. Перед тем, как надеть шлем, я еще раз взгляну на нее, и это, наверняка, будет эмоциональный момент, но когда ты садишься в кокпит и опускаешь визор, мысли о прошлом сезоне вылетают из головы – ты полностью сосредоточен на предстоящей борьбе.
Вопрос: Год назад в Бахрейне вы финишировали первым. Эту трассу можно назвать удачной?
Дженсон Баттон: Мне нравится этот автодром, на нем приятно гоняться, и здесь действительно можно обгонять. Новая секция состоит из девяти поворотов, большинство из которых проходятся на небольшой скорости – это может стать непростой задачей, поэтому мне хочется поскорее выехать на трассу и посмотреть, на что мы будем способны.
Во время прогулки трудно составить точное мнение, симулятор полезен, но лучше сесть за руль и все проверить. Надеюсь, новая секция будет способствовать обгонам, но не уверен, что их число заметно возрастет. Впрочем, более сложная конфигурация, скорее всего, добавит интриги, так что я с нетерпением жду начала свободных заездов.
Вопрос: Льюис, рядом с вами сидит действующий чемпион мира. Как это меняет ситуацию? Вы чувствуете дополнительную мотивацию?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что это что-то меняет. Команда хорошо приняла Дженсона, он работает очень эффективно, заражая всех своим энтузиазмом и энергией. Лично я вижу в этом только положительный момент. Что касается меня лично, после относительно неудачного сезона, закончившегося, впрочем, на мажорной ноте, я нацелен на хороший результат.
Вопрос: К каким изменениям в правилах было сложнее всего адаптироваться?
Льюис Хэмилтон: Пожалуй, к возросшему весу машин – в противном случае все было бы намного проще. Пришлось заново изучать поведение шин, прикидывать тактику на длинный отрезок гонки, но в остальном всё шло по стандартному сценарию. Предстоящий уик-энд, в любом случае, окажется непростым для участников.
Вопрос: В дебютном сезоне вы финишировали вторым в Бахрейне…
Льюис Хэмилтон: Такое ощущение, словно это было давным-давно! Тогда у нас была действительно быстрая машина. В прошлые два года все складывалось не так удачно, но, хочется верить, что предстоящий уик-энд станет новой страницей и для меня, и для Дженсона, и для McLaren.
Вопрос: Фелипе, с возвращением! Каково это, снова вернуться в кокпит и в очередной раз прийти на традиционную конференцию перед началом уик-энда?
Фелипе Масса: Приятно снова приступить к работе, которой я занимаюсь уже много лет. Я пропустил немало гонок, но рад возвращению и хочу добиться хороших результатов.
Вопрос: В прошлые годы вы не раз выигрывали эту гонку, но затем по ходу сезона теряли темп. Хотели бы изменить эту тенденцию?
Фелипе Масса: Как показывает опыт, в первой гонке важно добраться до финиша и заработать очки. В предыдущие годы у нас были проблемы с преодолением всей дистанции Гран При – надеюсь, на сей раз обойдется без неприятностей и большую часть гонок мы закончим на высоких позициях, чтобы к концу сезона набрать максимум очков. Многие говорят, что в начале сезона главное – надежность. На самом деле, надежность важна всегда, главное – финишировать. Зимой мы проехали большую дистанцию, что позволяет рассчитывать на уверенный старт сезона.
Вопрос: Михаэль, каково это – снова присутствовать среди гонщиков спустя три года вне Формулы 1?
Михаэль Шумахер: Что ж, распорядок дня стал более напряженным – с утра до вечера приходится делать гораздо больше вещей, чем хочется!
Вопрос: В какой мере вы участвуете в процессе формирования команды? Люди давно говорят о том, как в Ferrari вы построили всё вокруг себя – что происходит в Mercedes?
Михаэль Шумахер: Трудно сказать, что получится в итоге. Нужно адаптироваться, развиваться самому и помогать команде прогрессировать. Пока у этих парней все и так неплохо получается. В команде гармония, я знаю Росса, Росс знает меня – это облегчает взаимодействие, но нам все равно есть, к чему стремиться.
Вопрос: Вы дважды выигрывали Гран При Бахрейна. Ваши мысли об этой трассе?
Михаэль Шумахер: Нужно выиграть в третий раз.
Вопрос: Фернандо, вы ведь тоже побеждали здесь дважды, не так ли?
Фернандо Алонсо: Да, и хочу победить снова.
Вопрос: Но у вас опять новая команда. Какие трудности, различия, изменения?
Фернандо Алонсо: Как сказал Дженсон, всякий раз при смене команды приходится привыкать к новым людям, иным принципам подготовки. Тем не менее, я быстро адаптировался, мне было комфортно с первого дня работы в Ferrari, а сюда мы приехали полностью готовыми к борьбе.
Вопрос: Ferrari считают одной из двух команд-фаворитов, вы с этим согласны?
Фернандо Алонсо: Не совсем. Зимой мы не сравнивали результаты, не пытались делать прогнозы на три первых гонки, а старались выполнить намеченную программу. Думаю, любая из четырех команд – Red Bull, Mercedes, McLaren и Ferrari – способна выиграть первую гонку и стать фаворитом первой части сезона, да и другие участники чемпионата вроде Sauber и Force India могут рассчитывать на высокие результаты. Что касается нас – мы сделаем всё возможное. Мы хорошо подготовились к началу сезона, но хотим стать чемпионами в ноябре, а не в марте. Наша цель – титул, а для этого нужно работать на протяжении всех десяти месяцев. Бахрейн – это только начало…
Вопросы с мест
Вопрос: (Томас Рихтр – TV Nova) Вопрос ко всем: если бы решение зависело от вас, а не от членов рабочей группы или представителей FIA, вы бы предпочли запрет на дозаправки и тяжелые машины на старте, или оставили бы в силе прошлогодний регламент, когда мы наблюдали спринт от пит-стопа к пит-стопу?
Фернандо Алонсо: Меня устраивает любое решение. Для инженеров, команд и гонщиков это новый вызов, и я приветствую подобные перемены, хотя меня вполне устраивал и прошлогодний регламент. Посмотрим, что из этого получится, станет ли больше обгонов. Возможно, гонки станут более захватывающими, или наоборот, скучными – скоро увидим, сработали новые правила, или нет.
Михаэль Шумахер: Я бы предпочел прошлогодний вариант, он оставляет больше пространства для стратегии. Кроме того, настоящий гонщик желает управлять максимально быстрой машиной, а разница между полным баком и баком, заполненным наполовину, очень заметна.
Фелипе Масса: Правила должны устраивать гонщиков, команды и зрителей. Трудно сказать, какой вариант регламента я бы предпочел – прошлогодний или сегодняшний. Мы не провели ни одной гонки, выводы делать рано, но сейчас никто не выступает против новых правил, и это уже хорошо. Как сказал Фернандо, это новый вызов, нужно лишь сосредоточиться на борьбе за каждое очко и выкладываться по максимуму.
Льюис Хэмилтон: Да, это новое испытание для всех нас, и главное – мы движемся вперед, не стоим на месте. Будет интересно увидеть, как все сложится – мы постараемся не разочаровать болельщиков.
Дженсон Баттон: Похоже, все уже сказали. Интересно, какой будет ситуация в первом повороте с таким количеством топлива, но мы, кажется, совершенно забыли о квалификации, которая в этом сезоне также отличается от прошлогодней. Во всех трех сессиях мы будем ездить с практически пустыми баками, и это здорово! Думаю, расстановка сил станет более очевидной, но разница между квалификацией и гонкой может оказаться огромной. Некоторые машины будут быстры с пустыми баками, но менее эффективны с полными – посмотрим, что получится.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Михаэль, вы помните, как сами пришли в Формулу 1, чтобы побороться с чемпионами вроде Сенны и Проста? Учитывая ваши рекорды, практически все участники чемпионата сочтут за честь опередить вас на трассе, не так ли?
Михаэль Шумахер: Пожалуй, да. Дебютируя в Формуле 1, я сомневался, что достоин оказаться на одной стартовой решетке с чемпионами мира, но вскоре заметил, что могу составить им конкуренцию. Не вижу причин, по которым кто-то может считать себя неспособным бороться со мной – все, кто выйдет на старт воскресной гонки, окажутся там благодаря своему таланту. Я с большим уважением отношусь ко всем участникам чемпионата, каждый из них является серьезным соперником.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Михаэль, вам никогда не нравилась недостаточная поворачиваемость машин, но в нынешнем сезоне из-за большего веса и характеристик шин это станет неизбежным. Вам не кажется, что из-за этого мы не увидим вашу истинную скорость?
Михаэль Шумахер: Многое зависит от машины и её характеристик. Впрочем, как вы верно заметили, иногда все объясняется шинами, и тогда уже гонщик и команда должны найти нужные настройки. В прошлые годы машина подходила мне как раз потому, что я обожаю избыточную или нейтральную поворачиваемость, или же просто принимаю быстрейшую машину такой, какая она есть!
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Фернандо, вы говорили об адаптации в команде. Полагаете, вы уже готовы выигрывать гонки? И что вы думаете о возвращении Михаэля?
Фернандо Алонсо: Думаю, я готов побеждать. Каждую зиму мы готовим себя к первой гонке сезона, вдобавок я долго ждал шанса оказаться в Ferrari и теперь полностью сосредоточен на борьбе. Надеюсь, у нас все получится.
Что касается Михаэля – да, его возвращение стало сюрпризом, но я уже не раз говорил, что это пойдет на пользу Формуле 1, а поскольку мы, гонщики, являемся неотъемлемой частью этого спорта, оно пойдет на пользу и нам. Я рад видеть его сегодня здесь с нами и надеюсь, что в будущем нас ждет немало интересных сражений!
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос для Дженсона и Льюиса – я наблюдал за вами, пока остальные три гонщика отвечали на вопросы. Вы часто посмеивались, шутили, обменивались репликами – можно ли считать это показателем хороших отношений, сложившихся за несколько недель совместной работы?
Дженсон Баттон: Так нужно для шоу! Стив Купер (ведущий пресс-конференции) советовал вести себя именно так!
Льюис Хэмилтон: Согласен, в будущем мы хотим посвятить себя актерскому мастерству!
Дженсон Баттон: К тому же, никто не задает нам вопросов…
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) У меня есть вопрос для вас, Дженсон. Вам предстоит защищать свой титул от атак Фернандо Алонсо за рулём Ferrari, Михаэля Шумахера в Mercedes и Льюиса Хэмилтона, выступающего на такой же, как у вас, машине – что вы об этом думаете? Полагаете, вам снова необходимо начать уик-энд в доминирующем стиле?
Дженсон Баттон: В каждом сезоне нужно с самого начала быть предельно быстрым. Если вспомнить историю, любой из претендентов на титул, который в конечном итоге добивался успеха, атаковал с самой первой минуты, потому каждому из нас важно уже здесь, в Бахрейне, оказаться впереди. Конкуренция весьма высока, чемпионат обещает быть интересным! Для болельщиков предстоящий сезон станет по-настоящему захватывающим, а если нет – значит, мы в чем-то серьезно просчитались.
Приятно видеть возвращение Фелипе после прошлогодней ужасной аварии. Здорово, что Михаэль снова вернулся в гонки – так я чувствую себя на несколько лет моложе! Давненько в Формуле 1 не было столько сильных гонщиков за рулем действительно конкурентоспособных машин – зрелище обещает быть потрясающим!
Вопрос: (Жак Дешно – GP Guide) Вопрос ко всем: новая система начисления очков, согласно которой победитель получает двадцать пять очков, обладатель второго места – восемнадцать, каким-то образом меняет ваш подход к гонке?
Михаэль Шумахер: Ты просто хочешь заработать двадцать пять очков, в этом вся стратегия. По-моему, это более справедливая система, поскольку при ней если кто-то выигрывает наибольшее количество гонок, то именно он, скорее всего, окажется чемпионом по итогам всего сезона, а не тот, кто занял выжидательную позицию, постоянно финишировал вторым, третьим, а потом неожиданно взял титул.
Вряд ли мы увидим ситуацию, характерную для нескольких предыдущих лет. В свое время я сам стал причиной сокращения разницы в количестве очков, начисляемых за первое и второе места, поскольку выигрывал гонку за гонкой, и никто не мог мне помешать, однако сейчас новая система выглядит вполне оправданной.
Фелипе Масса: Согласен с Михаэлем. Победа превыше всего, и если ты победил, то должен получить намного больше очков.
Льюис Хэмилтон: Все, что они сказали, верно. Изменение в системе начисления очков – еще один вызов. Как сказал Фелипе, если ты выигрываешь гонку, ты должен быть вознагражден в большей мере, чем гонщики, финишировавшие вторым и третьим. Посмотрим, как все сложится, но, честно говоря, я об этом не задумывался.
Дженсон Баттон: Да, посмотрим, что из этого получится. В остальном все остается прежним – нужно выехать на трассу и выиграть как можно больше гонок. Когда ты сражаешься за титул – а теперь я знаю, как это происходит – нужно выступать стабильно, но когда ты борешься за победу, трудно сбросить скорость и сказать себе: «Я финиширую вторым и заработаю много очков». Все мы хотим выигрывать гонки и гоняемся исключительно ради победы.
Фернандо Алонсо: Полностью согласен.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Фернандо, в предыдущие годы вы называли Михаэля лучшим гонщиком в истории Формулы 1. Сейчас он вернулся – ваше мнение не изменилось? И вопрос для Михаэля – кого вы считаете своим главным соперником в нынешнем сезоне?
Фернандо Алонсо: Если я что-то говорю, значит, я действительно так считаю. Посчитайте его чемпионские титулы и увидите, что повторить подобное достижение практически невозможно. По количеству набранных очков, поулов и побед Михаэль остается лучшим на все времена – я рад, что сегодня он находится рядом с нами. Надеюсь, победа в гонке или титул, завоеванный в соперничестве с Михаэлем, ценится вдвойне, потому я постараюсь не упустить свой шанс!
Михаэль Шумахер: В моем возрасте я начинаю забывать некоторые вещи, которые происходили достаточно давно… каким был ваш вопрос?
Думаю, есть четыре сильнейших команды, за которые выступают восемь гонщиков, считая меня. Значит, мне нужно следить за семью соперниками. Четверо находятся здесь, в этом зале, а трое не присутствуют на сегодняшней конференции. Трудно выделить кого-то одного, но, в конечном итоге, совершенно не важно, кто им окажется, поскольку бороться придется с сильнейшим.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Вопрос ко всем, кроме Шумахера: Фернандо, вы сказали, что победа в гонке с участием Михаэля будет иметь большую ценность. Вам не кажется, что если он снова начнет выигрывать всё подряд, это негативно скажется на всех вас и Формуле 1 в целом?
Фелипе Масса: Разумеется, мы должны приложить все усилия, чтобы помешать ему выиграть все подряд. Каждая команда стремится к победе, но для спорта нет ничего лучше, когда за первое место борются сильнейшие. Конечно, всем хочется быть первым, но конкуренция предельно высока, и если судить по тестам, кому-то одному будет очень нелегко выиграть все гонки, однако бывает всякое. Чемпионат начинается только сейчас, поживем – увидим.
Льюис Хэмилтон: Да, поживем – увидим.
Дженсон Баттон: Думаю, вы сами ответили на свой вопрос.
Фернандо Алонсо: Согласен!