Участники: Льюис Хэмилтон (McLaren), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Педро де ла Роса (Sauber).
Вопрос: Джентльмены, прежде всего, как вы провели летний отпуск? Полагаю, вы, Педро, отдыхали с семьей?
Педро де ла Роса: Да, отличный отпуск – я всё время был с родными, мы, как всегда, ездили на Майорку. Отличный отдых! Я подолгу катался на велосипеде, понял, насколько плохо держусь в седле, но в остальном всё прошло замечательно.
Себастьен Буэми: Думаю, все скажут то же самое. Я несколько дней отдыхал в Швейцарии, а затем на неделю остановился в Зальцбурге – нужно было провести кое-какие тренировки, проверить свою физическую форму. Перерыв удался, приятно немного расслабиться.
Льюис Хэмилтон: А я прямо из Венгрии вылетел в США, где отдыхал вместе с друзьями и подругой. В общем, хорошие тренировки, приятная погода, много солнца и вкусной еды!
Михаэль Шумахер: А у меня все просто – я отдыхал дома.
Вопрос: И ничего более? Возможно, вы подолгу катались на велосипеде?
Михаэль Шумахер: Нет, я занимался другими вещами и практически не покидал дом.
Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Как и большинство гонщиков, сперва я немного отдохнул, а затем постарался снова войти в хороший ритм и подолгу тренировался. Погода в центральной Европе не всегда была идеальной, но это привычное дело.
Вопрос: Педро, Sauber по силам подтвердить недавний прогресс?
Педро де ла Роса: Надеюсь! Еще к Валенсии мы подготовили немало доработок и с тех пор добились заметного прогресса. Теперь мы конкурентоспособны не только на скоростных автодромах вроде Сильверстоуна, но и на медленных трассах, с которыми прежде возникали проблемы. Все новинки сработали, как надо, мы приложили усилия там, где это было необходимо, и неожиданно… По сути, мы расширили пределы собственной конкурентоспособности, что очень важно.
Вопрос: Есть предположение, что здесь, в Бельгии, вам будет не хватать максимальной скорости на прямых…
Педро де ла Роса: Да, нам есть, над чем работать. Не поймите меня неправильно: да, мы более конкурентоспособны, однако команда по-прежнему уступает соперникам в некоторых областях – в частности, в максимальной скорости. На первом и третьем секторах бельгийской трассы она является едва ли не решающим фактором, но вот на втором секторе мы должны выглядеть намного увереннее.
Вопрос: Себастьен, уверен, во время отпуска вы пытались проанализировать ход сезона. Внесёте какие-то изменения в финальной стадии чемпионата?
Себастьен Буэми: С двумя гонками подряд трудно оценить, что было сделано верно, а в чем допущена ошибка – я провел пару дней на базе в Фаэнце, стараясь во всем разобраться. Сейчас мы лучше понимаем, в чем нужно прибавить – прежде всего, речь идет о квалификации, где нам всерьез не хватает скорости, особенно с новым комплектом резины. В пятницу и субботу мы опробуем кое-какие новинки, а там посмотрим, удастся ли добиться прогресса. Если сможем стартовать ближе к первой десятке, это очень поможет в гонке.
Вопрос: Команда подготовила чуть больше доработок? В этом вы уступаете своим соперникам…
Себастьен Буэми: Да, в этом главное отличие нынешнего сезона от прошлогоднего. Сейчас мы самостоятельно дорабатываем машину, и это требует времени. У нас уже есть свои варианты воздуховода и выдувного диффузора – пока не ясно, когда эти детали появятся на STR5, но они будут установлены, и это главное. Нужно выжимать максимум из того, что есть, а как только будут получены новинки, использовать их с наибольшей эффективностью. Да, на это тоже потребуется время, но я ничуть не сомневаюсь – ради прогресса команда сделает все возможное.
Вопрос: Льюис, не менее интересные комментарии мы слышали от Мартина Уитмарша. Он считает, что потенциал MP4-25 еще не раскрыт – вы согласны с его мнением?
Льюис Хэмилтон: Когда в пятницу и субботу я выезжаю на трассу, мои комментарии всякий раз звучат примерно так: «Это лучшая машина, с которой мне доводилось выступать на данном автодроме, однако на фоне соперников она недостаточно быстра». Мы уверены – у MP4-25 есть резерв прижимной силы, который нужно раскрыть, и чтобы добиться этого, команда выкладывается по максимуму. Я делаю все возможное, чтобы поддержать наших парней, и внимательно слежу за процессом доработки машины.
Вопрос: Есть мнение, что эта трасса подойдет вашей машине как раз потому, что здесь не нужна большая прижимная сила…
Льюис Хэмилтон: От прижимной силы все равно зависит очень многое. Здесь немало скоростных поворотов, а с учетом длинных прямых машине требуется по-настоящему эффективная аэродинамика. Впрочем, в Спа мы должны выглядеть намного лучше, чем в Венгрии. С нетерпением жду завтрашнего дня – надеюсь, небо прояснится, сегодня погода не вселяет оптимизм.
Вопрос: Михаэль, вы начинаете уик-энд с штрафом с потерей десяти мест на стртовом поле. Что вы думаете об этой трассе, которая, как мне кажется, занимает особое место в вашей биографии?
Михаэль Шумахер: Вы правы, я часто называю Спа домашней – с ней у меня связано немало воспоминаний. Синоптики предрекают переменчивую погоду, а штраф в 10 позиций означает, что нам придется постараться, чтобы прорваться вперед – думаю, нестабильные условия могут помочь. Мы много работали над машиной и попробуем добиться максимально возможного результата. Я с нетерпением жду гонку на одной из самых любимых трасс!
Вопрос: Каковы ваши планы на оставшуюся часть сезона? Команда уже направила основные усилия на подготовку к чемпионату 2011 года…
Михаэль Шумахер: Пожалуй, нам нужно оценить, где мы можем по максимуму использовать сильные стороны нашей машины, а где могут возникнуть трудности. Мы должны использовать все имеющиеся шансы, поскольку хотим набрать как можно больше очков и финишировать как можно выше в зачете Кубка Конструкторов. Команда по-прежнему работает на пределе, однако вы правы – все больше усилий уходит на подготовку к следующему сезону.
Вопрос: То есть, вопрос в распределении усилий?
Михаэль Шумахер: Да, но это касается всех команд, просто кто-то меняет подход чуть раньше других.
Вопрос: Себастьян, расскажите о технических особенностях этой трассы. В начале круга двигатель на протяжении 24 секунд работает на полную мощность, а затем его ждут скоростные повороты второго сектора и длинная возвратная прямая…
Себастьян Феттель: Как вы сказали, значительная часть круга проходится с педалью газа в пол – здесь очень много прямых, не требующих каких-то особых пилотажных навыков. В прошлом году мы были очень быстры на втором секторе, но теряли время на первом и третьем.
Сейчас наша машина одинаково эффективна в любых условиях, тогда как год назад мы проигрывали в медленных поворотах. Команда добилась прогресса, и в этот раз мы должны выступить намного сильнее, а что касается длинных прямых… Да, это не Хунгароринг, но посмотрим, что у нас получится. Уверен, мы найдем сбалансированные настройки. Не знаю, какой будет погода, но команда с осторожным оптимизмом ждет предстоящую гонку.
Вопрос: Как сказал Михаэль, под занавес сезона в Mercedes направляют все больше усилий на постройку новой машины. Другие команды, судя по всему, поступают так же. Как, по-вашему, будет складываться соперничество лидеров в оставшихся гонках?
Себастьян Феттель: Претендуя на победу в чемпионате, вы уделяете этому основное внимание, однако могу вас заверить, что мы тоже начали подготовку к следующему сезону. Дизайн машин снова изменится, и чтобы быть конкурентоспособными с первой гонки, нужно как можно раньше приступить к работе.
Впрочем, Red Bull Racing в несколько иной ситуации, чем другие команды – мы в отличной форме, у нас есть неплохие шансы на победу в чемпионате, и наши основные усилия будут направлены на достижение этой цели.
Вопрос: Полагаете, соперники по-прежнему будут активно вам противостоять?
Себастьян Феттель: Конечно! В Virgin, определенно, займутся подготовкой к следующему сезону, но команды, у которых остались реальные шансы – в частности, Ferrari и McLaren – будут атаковать до самого конца. Они находятся в аналогичной ситуации, нас разделяет не так уж много очков.
В этом году применяется новая система начисления очков, и если поначалу отрыв в 10, 20 или 30 очков кажется значительным, на самом деле он ничего не значит. К примеру, в предыдущих двух гонках Фернандо Алонсо выступил удачно и вернулся в число претендентов на титул, хотя многие считали, что у него не осталось никаких шансов. Это еще раз подтверждает, насколько быстро может измениться ситуация – нужно атаковать до конца.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Михаэль, только что мы беседовали с Рубенсом Баррикелло, и он сказал, что вы отправили ему SMS с извинениями за инцидент во время Гран При Венгрии. Вы планируете лично обсудить с ним события той гонки?
Михаэль Шумахер: Поговорить с Рубенсом для меня не проблема. Я послал ему сообщение по двум причинам: это его 300-й Гран При, мы долго работали вместе, и я подумал, что нужно его поздравить и прояснить ситуацию. Ему показалось, что в Венгрии я хотел вытолкнуть его в стену, хотя это вовсе не так. Я стремился, чтобы борьба была максимально острой, но без каких-либо контактов. Но если он счел, что дело обстояло иначе, то я приношу ему свои извинения.
Вопрос: (Доротеа Янтшке – Bild) Михаэль, с этой гонкой начинается финальная треть сезона, и у нас есть несколько претендентов на титул. Сейчас Себастьян Феттель занимает третью строчку в личном зачете – по-вашему, у него есть шансы оказаться лучшим по итогам сезона, и если да, то почему?
Михаэль Шумахер: На вопрос «почему» ответить просто – его машина очень конкурентоспособна. Да, у Себастьяна было несколько неудачных моментов, от него зависит, насколько стабильно он сможет набирать очки, но в целом у него неплохие шансы, хотя, как я уже говорил, борьба очень плотная. Да, многое решает скорость доработки машин и даже простое везение, но, в конечном итоге, успех зависит от гонщика. У Феттеля уже случались неприятности – надеюсь, в оставшихся гонках ему повезет чуть больше.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Deutschland) Себастьян, судя по скорости вашей машины, вы должны были набрать намного больше очков. В преддверии финальной стадии сезона планируете ли вы и Red Bull Racing каким-либо образом менять свой подход к гонкам, чтобы избежать потери важных очков?
Себастьян Феттель: Да, мы должны были набрать чуть больше очков. Не знаю, как это звучит по-английски, но там, откуда я родом, принято говорить: «Если бы собака не вляпалась в лужу, она бы никогда не поймала кошку». «Если» может быть сколько угодно, но, в конце всё решает количество очков.
Сейчас отрывы минимальны. Марк лидирует в чемпионате, я уступаю ему десять очков, наша команда возглавляет зачет Кубка Конструкторов – да, вы можете возразить, что Red Bull Racing должна была набрать намного больше очков, но то же самое могут сказать и другие. Мы добились того, чего добились – по сути, сезон начинается заново, нужно выкладываться в каждой гонке. Если до финала остается 20 или 15 этапов, есть время для исправления ошибок, но когда впереди только семь Гран При, каждый из них приобретает особое значение.
Вопрос: (Свен Хайдингер – Sportwoche) Вопрос ко всем – назовите ваш любимый поворот чемпионата и почему вы его считаете таковым?
Педро де ла Роса: У меня нет любимого поворота, они все хороши. Пожалуй, одним из самых непростых и потому особенно привлекательным можно назвать Pouhon – скоростной десятый поворот в Спа. Это фантастика – ты не прикасаешься к педали тормоза, а позволяешь машине проходить его на полном газу. По крайней мере, в этом сезоне всё должно выглядеть именно так.
Себастьен Буэми: Педро выбрал неплохой пример. Pouhon – очень интересный поворот, но есть еще Eau Rouge, Radillion. Ни на одной другой трассе мы не влетаем в подъем на такой сумасшедшей скорости, и если уж выбирать, я назову эту связку поворотов своей любимой.
Льюис Хэмилтон: Как в случае с Педро, у меня нет любимого поворота – трудно выбрать что-то одно. Если взглянуть на конфигурации трасс, можно назвать те, что нравятся больше, но Pouhon действительно очень хорош.
Михаэль Шумахер: Мы часто упоминаем Eau Rouge – несколько лет назад он на самом деле был опасным, однако на сегодняшних машинах проходить его гораздо легче. Тем не менее, Спа остаётся потрясающей трассой, и не только Eau Rouge – весь первый сектор выглядит фантастически. Пожалуй, этот участок я могу смело назвать своим самым любимым.
Себастьян Феттель: А мне по душе все «неудобные» повороты. На самом деле, трудно сделать выбор. Люди часто говорят о трассах вроде Спа, сочетающих множество скоростных связок – пожалуй, наибольшее удовольствие приносят повороты, в которых гонщик и машина работают на пределе. Мы все любим скорость, поэтому многим из нас и лично мне нравится выступать в Спа.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос ко всем: Спа – особенная трасса, здесь всякий раз что-нибудь происходит. Есть ли у вас какие-нибудь яркие воспоминания, связанные с бельгийским автодромом? Хорошие или плохие…
Педро де ла Роса: Не могу назвать себя специалистом по этой трассе – я выступал здесь всего четыре раза, поэтому у меня нет каких-то особенных воспоминаний. Разве что в 2001 году я квалифицировался десятым и выбрал тактику с единственным пит-стопом, тогда как все остальные должны были дважды посетить боксы. Правда, тогда на трассу выехала машина безопасности, а после гонку и вовсе остановили красными флагами, это окончательно лишило меня шансов на успех – иначе результат мог быть очень неплохим. Тем не менее, мне нравится этот автодром – надеюсь, после предстоящей гонки нам будет, что вспомнить!
Себастьян Феттель: Я лишь второй раз буду выступать в Спа за рулем Формулы 1, однако мне доводилось побеждать здесь в младших сериях. Правда, те ощущения не идут ни в какое сравнение с тем, что я чувствовал в прошлом году, когда впервые выехал на трассу за рулем RB5. Надеюсь, в этот раз мы выступим намного удачнее и сможем набрать несколько важных очков.
Льюис Хэмилтон: Я неплохо выступал здесь в Формуле Renault и особенно в F3 – в 2005 году я смог опередить в Eau Rouge своего тогдашнего напарника Адриана Сутила, причем гонка проходила под дождем! Что касается Формулы 1 – с гонкой 2008 года у меня также связаны самые приятные воспоминания, вне зависимости от итогового результата. Думаю, это был по-настоящему интересный Гран При.
Михаэль Шумахер: А мне вспоминается 1995 год – пожалуй, в этот уик-энд я могу оказаться в схожей ситуации. Приятно находиться здесь, вспоминать те времена и с нетерпением ждать гонку.
Себастьян Феттель: А я в 2006 году сломал здесь палец. У меня была авария во время этапа Мировой Серии, после которой я впервые посетил местный медицинский центр, откуда меня на машине скорой помощи доставили в госпиталь. Помнится, меня усадили в кресло-каталку, хотя с ногой было все в порядке, и выдали забавное старушечье платье…
Михаэль Шумахер: Есть фотографии?
Себастьян Феттель: Нет! Да, такое никогда не забудешь – водитель машины скорой помощи был едва ли не более сумасшедшим, чем все гонщики вместе взятые! А два года назад, в 2008-м, мы финишировали под накрапывающим дождем, и всего за один круг я поднялся с восьмого места на четвертое. Здесь очень длинный круг, всякое может случиться – мы убедились в этом на личном опыте.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, считаете ли вы, что сезон, по сути, начинается заново? В предыдущих гонках в Хоккенхайме и Хунгароринге Ferrari и Red Bull задавали темп, а McLaren выглядела намного медленнее. Кроме того, во время летнего перерыва базы команд были закрыты…
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что нас ждут какие-то резкие изменения. Во время летнего перерыва команды не работали над машинами – следовательно, мы должны остаться на том уровне, на котором были в предыдущей гонке. В ближайшие два дня нам нужно собрать как можно информации и определить резервы скорости – как только это будет сделано, прогресс не заставит себя ждать. Не скажу, что сезон начинается заново – он просто продолжается. Соперники – особенно Red Bull Racing – будут очень быстры, однако мы должны сделать все возможное, чтобы не позволить им оторваться слишком далеко.
Вопрос: (Вальтер Костер – Saarbrucker Zeitung) Себастьян, какой подарок вы приготовили своему напарнику? Завтра Марк отмечает свое 34-летие…
Себастьян Феттель: Я не знал, что у него завтра день рождения, потому не привез с собой подарка. Что ж, попробую что-нибудь подыскать! Кажется, в отеле есть бесплатный шампунь и прочие полезные мелочи – только не говорите об этом Марку!
Перевод: Валерий Карташев