Финальный отрезок чемпионата мира открывает непреходящая бельгийская классика. Трасса в Спа украшает календарь Формулы 1 (а до того – список довоенных гонок Гран При) уже много десятилетий. Случалось, что в силу разных причин гонки покидали благословенный уголок в арденнских предгорьях, но все сложности остались позади, и легендарный автодром готовится принять 53-й в своей истории Гран При Бельгии.
Месячный перерыв, по ходу которого персонал команд две недели находился в обязательном отпуске, пролетел незаметно – и соперники вновь готовы поспорить за звание сильнейшего. На скоростном семикилометровом кольце заведомым фаворитом выглядит команда Red Bull – хотя преследователи вновь попробуют угнаться за Марком Уэббером и Себастьяном Феттелем, в быстрых поворотах их шансы выглядят не слишком высоко.
В этот раз особенно стоит последить за пилотами Force India – именно эта команда сотворила сенсацию в Спа год назад. Тогда Джанкарло Физикелла показал лучшее время в квалификации и финишировал вторым – да и то лишь потому, что Кими Райкконен смог выйти вперед на старте, используя систему KERS, которой на машине итальянца не было. В нынешнем сезоне выступить столь же здорово гонщикам Виджея Мальи, скорее всего, не удастся, но рассчитывать на хороший результат они могут. Если же говорить о Кими Райкконене, то для него успех 2009 года стал четвертым в Спа – и последним на настоящий момент в Формуле 1.
Выбор резины на Гран При Бельгии – Hard и Soft – играет против Ferrari, а особенно против Фелипе Массы. Впрочем, Скудерия добилась серьёзного прогресса и всё равно будет для недавних лидеров сезона из McLaren непростым соперником. На машинах Renault появятся долгожданные воздуховоды, которые станут серьезным аргументом в споре с Mercedes на длинных прямых.
В 1966 году прямых в Спа было больше, чем сейчас, а вот технический уровень машин заметно уступал нынешнему – конструкторы совсем недавно перешли к заднемоторной компоновке, но пока что не додумались использовать аэродинамические элементы. Но на 14-километровом кольце, проложенном по обычным дорогам, средняя скорость всё равно достигала невероятной отметки в 230 км/ч.
Старт гонки был дан при огромном стечении публики – и 16 машин сорвались с места. За рулем последней сидел Филл Хил, причем у американца была очень непростая задача – он должен был снять уникальные кадры для фильма Большой Приз, для чего на McLaren экс-чемпиона мира установили кинокамеру.
Настоящее кино началось, когда по ходу первого круга пилоты попали в зону сильного дождя – переменчивая погода во все времена была характерна для этих мест, но в этот раз по ходу уик-энда светило яркое солнце, и к такому повороту событий оказались готовы не все. Захвативший лидерство с поула Джон Сёртиз на Ferrari преодолел опасное место, а его преследователям пришлось сложнее.
Закрутило Cooper Йохена Риндта, а следом и еще добрый десяток машин. Австриец каким-то чудом восстановил контроль над ситуацией и помчался в погоню за соперниками, а другим гонщикам повезло меньше. BRM Боба Бондюранта свалилась в канаву, Cooper Йоакима Боннье повисла на ограде придорожной фермы, а машина молодого Джеки Стюарта, лишь чудом не задев придорожные столбы, вылетела во двор близлежащего дома и перевернулась.
Шотландца зажало в кокпите рулевой стойкой, выбраться из стального капкана он не мог из-за полученных травм. Вдобавок, из бака начал вытекать бензин… Хорошо, что напарник Джеки по BRM Грэм Хилл оценил всю серьезность положения, остановился и на пару с подбежавшим Бондюрантом смог вызволить коллегу. Именно этот случай и сделал шотландца одним из самых активных борцов за безопасность – кроме того, с тех пор он всегда стал крепить в кокпите гаечный ключ, чтобы иметь хоть какую-то возможность выбраться из машины.
Тем временем, после нескольких обгонов в споре за лидерство, вперед вышел Йохен Риндт. На мокрой трассе австриец был явно быстрее – даже разворот на первом круге не сказался на его скорости в пелене брызг. Но ближе в финишу, когда асфальт начал подсыхать, расклад сил изменился: теперь уже Ferrari Джона Сёртиза позволяла своему пилоту получить преимущество в скорости. Британец легко вернул лидерство и умчался от Риндта на 40 с лишним секунд. Третьим Гран При Бельгии закончил еще один гонщик Скудерии Лоренцо Бандини.
…И ещё десять памятных Гран При Бельгии
1921 – Первая в истории попытка провести гонки на трассе в Спа закончилась конфузом. Несмотря на усилия организаторов, им удалось привлечь к соревнованиям всего одного пилота, так что затею пришлось отменять. Рев мощных моторов впервые раздался в этих местах в 1922-м, ещё через два года впервые прошел 24-часовой марафон, ну а в 1925-м дошло дело и до дебютного Гран При Бельгии.
1928 – В том году Гран При Бельгии не проводился, но обойти памятную дату мы не можем – ведь именно тогда победителем «24 часов Спа» вышел экипаж итальянца Атилио Мариноне и гвардейского офицера Бориса Ивановского, живущего после октябрьского переворота во Франции. То была одна из самых первых и ярких страниц в истории отечественного автоспорта. Более того, три года спустя победителем суточной гонки в Арденнах стал еще один российский эмигрант, князь Дмитрий Джорджадзе.
1968 – Гонка памятна не только первой в истории победой команды McLaren, которую одержал ее основатель Брюс МакЛарен, но и появлением на машинах Формулы 1 первых аэродинамических элементов. Споры о том, кто же первым придумал использовать прообразы нынешних антикрыльев, не утихают по сию пору.
1982 – Самая трагическая страница в истории Гран При Бельгии. Старое кольцо в Спа уже не отвечало стандартам безопасности и гонки почти на десятилетие перебрались во фламандский Зольдер. Там-то на квалификации и произошла трагическая авария, в результате которой мир Формулы 1 потерял одного из лучших и самых любимых своих сынов – Жиля Вильнева.
1991 – Дебют Михаэля Шумахера в Формуле 1 хоть и получился коротким – немец проехал в гонке всего несколько сот метров, но наделал шума в паддоке. За будущую звезду разгорелась нешуточная схватка, победителем из которой вышел босс Benetton Флавио Бриаторе. Ну а на вершину подиума в Спа поднялся Айртон Сенна, для которого этот успех в Гран При Бельгии стал уже пятым по счету.
1995 – Противоборство претендентов на чемпионский титул – Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла – достигло наивысшей точки. В сложных погодных условиях соперники боролись колесо в колесо, и хотя Williams британца технически превосходила Benetton немецкого пилота, мастерство дождевого пилотажа и верная тактика склонили чашу весов в пользу Шумахера.
1998 – Массовый завал с участием 17 машин, случившийся в пелене брызг на спуске от La Source к Eau Rouge, задал тон гонке. Лидер сезона, Мика Хаккинен из McLaren, сошел на первых метрах после повторного старта, а его главный соперник – Михаэль Шумахер – мчался к победе, но при обгоне на круг не смог разминуться с Дэвидом Култхардом. В итоге двойной успех отпраздновали в команде Jordan.
2000 – «Обгоном десятилетия» назвали маневр Мики Хаккинена после этой гонки. Теперь уже финн оказался в роли догоняющего – и сумел опередить Михаэля Шумахера на огромной скорости перед поворотом Les Combes, когда соперники с разных сторон обходили кругового. Мика выиграл гонку, но титул чемпиона по итогам года достался Михаэлю.
2008 – Заморосивший под финиш дождь подарил болельщикам невероятную по красоте и упорству дуэль Кими Райкконена и Льюиса Хэмилтона. Гонщики ошибались, вылетали с трассы и несколько раз обменивались позициями, но в итоге проиграли оба. Финн разбил Ferrari незадолго до финиша, а британца из McLaren наказали за обгон с нарушением правил – победителем стал Фелипе Масса.
2009 – Единственный в сезоне сход будущего чемпиона мира Дженсона Баттона остался почти незамеченным – ведь гонщик Force India Джанкарло Физикелла стартовал с поула и едва не выиграл гонку! Лишь система KERS на Ferrari Кими Райкконена не позволила ветерану-итальянцу отличиться. А может, он и сам не хотел рисковать сверх меры – поскольку уже знал, что со следующей гонки будет выступать в составе Скудерии…