Участники: Тони Фернандес (Lotus), Джон Бут (Virgin Racing), Мартин Уитмарш (McLaren), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)
Вопрос: Вопрос ко всем. Что вы думаете об испанском уик-энде и предстоящей гонке в Монако? Тони, начнем с вас…
Тони Фернандес: В Барселоне мы добились заметного прогресса, я очень доволен нашими доработками. К сожалению, тогда на машине Хейкки возникли небольшие проблемы, но сегодня мы хорошо отработали свободные заезды и с нетерпением ждем гонку.
Вопрос: Ваша главная цель на уик-энд?
Тони Фернандес: Стандартный ответ – опередить Virgin Racing, стать лучшими среди новичков и финишировать двумя машинами.
Вопрос: Во второй части свободных заездов у Трулли возникли какие-то неполадки…
Тони Фернандес: Двигатель на его машине исчерпал ресурс. Мы выжимали из него последние километры – к сожалению, он отказал чуть раньше, чем предполагалось.
Вопрос: Вы постепенно подтягиваетесь к соперникам. Как это получается? Насколько активно вы сейчас работаете над скоростью? Проблемы с надежностью решены?
Тони Фернандес: Сейчас машина достаточно надежна, к гонке в Турции мы готовим немало новинок. Несколько деталей будут готовы к Сильверстоуну, после чего мы свернём программу модернизации T127.
Сегодня день прошел неплохо: мы не так много уступили опытным командам, а гонщики остались довольны результатами – к примеру, Хейкки не раз показывал очень хорошее время на круге.
Вопрос: Джон, ваше мнение?
Джон Бут: Гонка в Барселоне имела важное значение – впервые с начала сезона обе наши машины добрались до финиша. Прошлые четыре этапа прошли неудачно, но в Испании мы почувствовали облегчение. Здесь мы продолжим работу над надежностью, а к Турции постараемся прибавить в скорости.
Вопрос: Насколько сложнее приходится команде в Монако? На этой трассе труднее работать с машиной?
Джон Бут: Я так не думаю. По мне это даже не уличная трасса, а скорее множество дорог с домами вокруг. Атмосфера фантастическая, но задачи те же.
Вопрос: В Испании обе VR-01 добрались до финиша. Это важно?
Джон Бут: Конечно, но мы должны были финишировать в первой гонке, а потребовалось пять этапов – это слишком много, однако мы рады, что в итоге всё получилось.
Вопрос: Насколько активно команда работает над скоростью, или вы всё еще озабочены надежностью?
Джон Бут: 99% усилий направлено на надежность, но хочется надеяться, что с этой гонки мы приступим к работе над скоростью.
Вопрос: Кристиан, в прошлом Гран При машины Red Bull Racing были очень быстры. Каковы ваши планы на предстоящую гонку?
Кристиан Хорнер: Да, в Барселоне мы добились фантастического результата – Марк Уэббер на протяжении всего уик-энда был великолепен.
Этап в Испании открывает европейскую часть сезона, в Барселону команды всегда привозят немало интересных новинок, и Red Bull не стала исключением. Пока все доработки позитивно сказывались на скорости, а в Барселоне эта тенденция только подтвердилась. Приятно было наблюдать столь подавляющее преимущество в квалификации, а затем Марк довёл гонку до победы.
К сожалению, Себастьяну пришлось столкнуться с некоторыми сложностями, но он отлично справился. За десять кругов до финиша на машине Феттеля работали лишь три тормозных механизма, но, несмотря на значительный отрыв от Михаэля Шумахера, он ехал так быстро, что нам даже пришлось просить его сбросить скорость, а чуть позже авария Хэмилтона позволила Феттелю подняться на подиум.
Напряженный уик-энд, но первое и третье место – отличная награда за кропотливую работу. У нас нет таких ресурсов, как у признанных топ-команд, но наши парни выкладываются, чтобы вовремя подготовить необходимые модификации, и их работа приносит результат.
Вопрос: В квалификации RB6 пока непобедима, но в гонках не всё получается. Есть ли повод для беспокойства?
Кристиан Хорнер: В гонке вы не выкладываетесь на каждом круге, в дело вступает шинный фактор. В Барселоне после пит-стопа Марку предстояло проехать пятьдесят кругов на одном комплекте резины, поэтому он старался контролировать износ.
В случае с Себастьяном у нас возникла заминка, позволившая Льюису Хэмилтону выйти вперед, а в Барселоне, как известно, почти невозможно провести ответную атаку. В гонках результат в большей степени зависит от аккуратного обращения с шинами, а в квалификации всё решает скорость на одном быстром круге.
Вопрос: Проблемы на машине Себастьяна носили разовый характер? Вам удалось найти причину поломки?
Кристиан Хорнер: Проблема оказалась весьма необычной – полностью отказал левый передний тормоз, а диск разломился на две части. В итоге Себастьяну пришлось сбрасывать скорость задолго до поворота, за счёт аэродинамики. Правда, даже с тремя рабочими тормозными механизмами на легкой машине и свежем комплекте мягкой резины он показал лучшее время на втором секторе!
Странная ирония: за день до гонки Эдриан Ньюи рассказал мне о своей первой машине, Austin Allegro, у которой было всего три тормозных диска, а в гонке RB6 Себастьяна постигла та же участь. Впрочем, Феттель сработал великолепно и финишировал третьим – отличный результат!
Вопрос: Мартин, ваш комментарий?
Мартин Уитмарш: Прошлый уик-энд был для нас во многих смыслах неудачным. Льюис отлично провёл гонку и заслуживал второго места – крайне обидно потерять столь высокую позицию за два круга до финиша!
Проблема стала следствием ослабления колесной гайки – в такой ситуации нелегко обнаружить причину, приходится иметь дело с несколькими факторами. Скорее всего, подвел пневматический привод гайковерта. Сам гайковерт был исправен, но либо ему не хватило давления, либо его отсоединили слишком рано. В итоге колесо начало раскачиваться, повредило тормозной диск, разогрелось и стало разрушаться. Обидно, ведь Льюис ехал очень неплохо. Начало сезона складывается для него не слишком удачно, но я не сомневаюсь, скоро он отыграется.
Дженсон в очередной раз выступил ровно, правда сразу после старта на его машине отказал дисплей. Разумеется, наши парни знают, когда переключать передачи, но большую часть гонки он ехал за кем-то из соперников, а в таких условиях момент смены передачи слегка сдвигается.
Кроме того, с погасшим дисплеем гонщик не знает, верную ли передачу он включил, что и подвело нас на пит-стопе, когда Дженсон не смог нормально тронуться с места. Обороты двигателя оказались превышены, сцепление заблокировало – здесь не было чьей-либо ошибки, но из-за заминки Дженсон оказался позади Михаэля Шумахера, обогнать которого было невозможно. Жаль, ведь наш гонщик ехал намного быстрее, но, как заметил Кристиан, в Барселоне невероятно трудно провести атаку.
Вопрос: Вы предвкушаете гонку в Монако?
Мартин Уитмарш: Да, мы всегда с нетерпением ждем этого Гран При. Я приезжал сюда вместе с Льюисом, когда он выступал в F3, GP2 и, конечно, в Формуле 1, и каждый раз мы претендовали на победу. На этой трассе Льюис и Дженсон в полной мере проявляют свою решимость, кроме того, команда McLaren одержала здесь пятнадцать побед и хотела бы продолжить этот славный список, но борьба обещает быть очень плотной.
Машины Red Bull, вне всяких сомнений, будут быстры, хотя, как показали свободные заезды, отрывы не так уж и велики. Состояние трассы стремительно улучшается, но вряд ли нам удастся выжать из резины максимум уже на первом быстром круге. Впрочем, посмотрим.
Нужно преодолеть первую квалификационную сессию, которая окажется непростой не только для быстрейших гонщиков, но и для медленных соперников, которым придется всё время смотреть в зеркала, чтобы не получить штраф от стюардов. Быстрая машина рискует в них упереться, однако у этих команд есть полное право находиться на трассе.
Да, гонщики должны с уважением относиться друг к другу, но в борьбе сложно сдерживать эмоции. Уверен, на протяжении всей первой сессии пилоты будут работать длинными сериями кругов, пытаясь обеспечить себе свободную траекторию, однако невозможно просто так сбросить газ и отпустить соперника – позади есть и другие машины. Стоит оказаться между двумя группами – не важно, быстрее вы или медленнее: корректировать темп будет крайне непросто.
Вопрос: Одни команды установили воздуховод, другие – нет. Вы, судя по всему, задействовали эту систему. Насколько оправдано её использование в Монако?
Мартин Уитмарш: Здесь от воздуховода меньше пользы, он наиболее эффективен на длинных прямых. Однако это стандартный узел – у нас нет шасси без воздуховода, пусть даже его использование в Монако не так оправдано, как в Барселоне.
Вопросы с мест
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) В Испании вы обсуждали вопрос поставки резины. Не могли бы рассказать, кто участвует в тендере, и почему на принятие решения требуется столько времени?
Мартин Уитмарш: Несколько недель назад у нас не было ни одного потенциального поставщика шин, и хорошо, что сейчас появилось несколько компаний, заинтересованных в сотрудничестве. Их названия неоднократно упоминались, нет смысла повторять, кроме того, из уважения к компаниям нам следует подождать окончательного решения, столь необходимого командам для постройки машин. Кроме того, кандидат обязан обладать всей необходимой технической информацией – мы должны быть уверены в том, что он сможет выполнить условия контракта.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Не называя имен, не могли бы вы пояснить, в чем преимущества различных вариантов? Один дороже, другой – дешевле…
Мартин Уитмарш: Как вы понимаете, услуги известных поставщиков с большими техническими возможностями стоят гораздо дороже услуг дебютантов. Нужен компромисс, и команды будут придерживаться принципа разумного выбора.
Сегодня всех интересует минимальная цена за шины, однако мы не можем поступиться техническими принципами и вопросом интеграции резины с шасси. У команд есть доступ ко всем предложениям, мы ежедневно их обсуждаем, и как только выберем лучшее, постараемся согласовать нашу позицию с FIA.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Тони, что, по-вашему, произойдёт в ситуации, когда в чемпионате появляется крупный поставщик резины, но топ-команды не платят за шины, а все расходы несут другие участники? Что вы на это скажете?
Тони Фернандес: За то небольшое время, в течение которого моя команда состоит в FOTA, в ассоциации всегда было единство. Не сомневаюсь – в конечном итоге мы подпишем контракт, который всех устраивает, а Мартин позаботится, чтобы процесс был предельно прозрачным.
Вопрос: (Эндрю Франкль – Forza) Если говорить о погоде на ближайший уик-энд, то прогноз весьма неопределённый. Сколько времени занимает смена регулировок подвески с дождевой гонки на сухую?
Кристиан Хорнер: Дело в том, что в случае с настройками нам всякий раз приходится действовать вслепую, так как субботние регулировки определяют… В условиях закрытого парка, непосредственно перед гонкой, мы можем разве что сменить угол атаки переднего антикрыла. Переход на дождевую резину слегка увеличит дорожный просвет, однако в остальном настройки на гонку целиком зависят от погоды в субботу.
Да, в Монако крайне важно завоевать максимально высокую стартовую позицию, но в наше время, честно признаться, разница между стандартными и дождевыми регулировками не так уж велика, особенно если учесть, что гонщик из кокпита может менять некоторые параметры – к примеру, тот же угол атаки переднего антикрыла.
Джон Бут: Как сказал Кристиан, нужно иметь недюжинную смелость, чтобы задолго до гонки работать над дождевыми регулировками – если, конечно, в квалификации не пойдет дождь. Уверен, все настраиваются на сухую погоду.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Джон, будучи человеком скромного происхождения, вы по-прежнему пытаетесь себя ущипнуть, чтобы поверить в то, что ваша команда выступает в Формуле 1? Особенно здесь, на легендарной трассе в Монако…
Джон Бут: Наверное, когда сделаю перерыв в напряженной работе, смогу перевести дух и оглянуться по сторонам, но пока перед нами немало сложностей, которые нужно преодолеть. Тем не менее, я рад здесь находиться.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Кристиан, на стартовой решетке за каждой машиной Red Bull стоят пять человек, которые тщательно скрывают от посторонних какие-то элементы в задней части машины. Это на самом деле так, или всего лишь игра на публику?
Кристиан Хорнер: Мы пытаемся скрыть нашу систему изменения дорожного просвета – Джо, вы должны были догадаться! На самом деле, перед стартом машины стоят близко друг к другу, и любой технический специалист может оценить идеи соперников. То, что наши парни столпились возле задней части RB6, является, скорее, случайным стечением обстоятельств, однако эта область на самом деле хранит кое-какие секреты, поэтому мы стараемся лишний раз её не показывать.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Мартин…
Мартин Уитмарш: Меня не интересует их задняя часть!
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Мартин, McLaren покинул один из ведущих инженеров. Что вы намерены предпринять? Как образом уход специалиста отразится на работе с новой машиной?
Мартин Уитмарш: Пэт Фрай проработал в McLaren почти восемнадцать лет и внес неоценимый вклад в развитие команды. Пожалуй, его решение взять небольшой перерыв было верным, а что касается дальнейших действий – в нашем коллективе немало талантливых специалистов, для них эта ситуация – прекрасный шанс проявить себя. Производственный процесс останется неизменным, но в нем примут участие новые люди.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Мартин, когда Кристиан сказал, что Red Bull не так обеспечена, как другие топ-команды, вы удивленно подняли брови, сновно услышали неправду. По-вашему, в плане финансирования Red Bull ничем не уступает McLaren и Ferrari?
Мартин Уитмарш: Я не знаю точных параметров бюджета, но с точки зрения ресурсов крупные команды всегда находятся на сопоставимом уровне. Соглашение о сокращении расходов уже повлияло на ситуацию – в конечном итоге все топ-команды станут похожи, а что касается Red Bull – это хорошо организованная и весьма обеспеченная компания.
За те двадцать лет, что я работаю в Формуле 1, задача завоевать титул никогда не была настолько трудновыполнимой. У нас немало серьезных соперников, среди которых и Red Bull, и Ferrari, и стремящиеся к успеху Mercedes. В ближайшие несколько лет борьба будет очень напряженной, но это во благо спорту!
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Команды уже задумываются над постройкой новых машин для 2011 года. Насколько я понял, некоторые инженеры были шокированы уровнем прижимной силы, создаваемым машиной без двойного диффузора. По-вашему, в ближайшие несколько месяцев мы увидим рост расходов в попытках отыграть потери в аэродинамике, или ситуация не настолько серьезна, как о ней говорят?
Мартин Уитмарш: Каждая команда постарается сделать шаг вперед. Никто из участников чемпионата не бережет ресурсы – все находят им применение. Вряд ли мы увидим рост расходов, но отход от концепции двойного диффузора означает, что задняя часть машины будет выглядеть совершенно иначе, и инженерам предстоит проделать значительную работу.
Впрочем, здесь немало позитивных моментов. Одна из задач – ограничение растущих скоростей и увеличение возможностей для обгонов. Не думаю, что у кого-то из нас есть магическое решение – с хорошими гонщиками, быстрыми машинами и существующими трассами ситуация вряд ли изменится, но если постепенно снижать негативный эффект от возмущенного воздушного потока, уменьшая общий уровень прижимной силы, это позволит соперникам плотнее преследовать друг друга и увеличит вероятность атаки.
Пожалуй, мы слишком долго тянули с запретом на двойные диффузоры – год назад на эту тему было немало споров, что осложнило процесс. В следующем году такие решения будут запрещены, и мы уже сейчас можем приступать к разработке новых машин.
Кристиан Хорнер: В прошлом году в Монако мы впервые представили свой вариант двойного диффузора, и если сравнить первоначальную разработку с сегодняшней версией, результат будет ошеломляющим. По самым скромным оценкам разница на круге составит примерно две секунды! Да, двойной диффузор сильно влияет на скорость, но принципы, заложенные в его работу, противоречат идеям рабочей группы по увеличению обгонов.
Как сказал Мартин, эти идеи подразумевают оптимизацию воздушного потока в задней части машины, а здесь роль двойного диффузора крайне негативна. В результате командам придется менять конструкцию машин, но это интересный вызов! Инженеры – изобретательные люди. Уверен, они найдут способ отыграть потери в прижимной силе, но в следующем году её снижение будет очевидным.
Джон Бут: Новые правила всегда подразумевают дополнительные расходы, но если в результате гонки станут более интересными – оно того стоит!
Тони Фернандес: Мы не так активно дорабатывали существующую машину, поэтому для нас появление новых правил даже выгодно. Как только они будут утверждены, мы приступим к постройке новой машины.
Перевод: Валерий Карташев