1. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1 ч. 50 мин. 13.355 сек.
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 ч. 50 мин. 13.803 сек.
3. Роберт Кубица (Renaut) - 1 ч. 50 мин. 15.030 сек.
Вопрос: Марк, вы победили в Монако и вышли в лидеры чемпионата! Что вы чувствуете?
Марк Уэббер: Я на седьмом небе! Безусловно, это один из лучших дней в моей жизни, ведь победа в Монако – особенное достижение! Все началось с победы во вчерашней квалификации, но гонка на этой трассе – настоящее испытание, длившееся два часа.
Пришлось потрудиться – состояние трассы менялось по ходу Гран При, постоянно приходилось обгонять аутсайдеров, несколько раз выезжала машина безопасности, и каждый раз нужно было без ошибок провести рестарт, следить за состоянием шин. Был полный набор базовых задач, которые необходимо решить.
Войти в число победителей Гран При Монако, среди которых Айртон Сенна и другие гонщики – это очень здорово!
Вопрос: Себастьян, вы финишировали вторым и сегодня, как нам показалось, не могли соперничать с Марком. Что произошло?
Себастьян Феттель: Нужно время, чтобы разобраться. В начале гонки и после рестартов мне не удавалось поддерживать темп Марка, между нами была большая разница в скорости. Позже, когда шины обретали сцепление с асфальтом, он был уже очень далеко, у меня не было реальной возможности с ним бороться.
Обгонять здесь крайне сложно, и, честно говоря, гораздо больше мне приходилось смотреть в зеркала. Роберт Кубица прессинговал, удерживаться впереди было совсем не просто, особенно во время рестартов – машина сильно скользила. Тем не менее, сегодня мы добились оптимального результата, и я очень доволен. Мы заработали много очков – а в конце года будут считать именно их.
Вопрос: Роберт, второй на старте, но третий на финише. Все решили первые несколько метров, не так ли?
Роберт Кубица: Начинать гонку с грязной стороны трассы всегда непросто, в обычной ситуации я бы защищал позицию, но увидел, что Марк стартовал не очень здорово, и подумал, что можно попробовать его обогнать. В результате я слишком рано нажал педаль газа и допустил пробуксовку, после этого уже было поздно бороться с Феттелем, мне нужно было защищаться от Фелипе.
Я мог ехать в темпе Себастьяна, возможно, сегодня мы были даже немного быстрее, но за тридцать кругов до финиша я заблокировал резину, возникла сильная вибрация, и я очень переживал, что может понадобиться дополнительный визит в боксы.
Я едва различал указатели на пит-лейн, за 250 метров с трудом замечал точку торможения, но при этом был немало удивлен нашим темпом. Третье место мы завоевали очень уверенно, хотя я не ждал, что смогу финишировать на подиуме. Мои поздравления Renault – сегодня в первой тройке машины только с этим мотором.
Вопрос: Марк, четыре выезда машины безопасности, множество рестартов – кроме того, ближе к финишу вы едва не оказались участником столкновения в группе отстающих на круг...
Марк Уэббер: Да, команда сообщила, что где-то впереди едут Трулли и Чандхок. Я старался беречь машину, но в случае с круговыми всегда есть риск потерять время. Вскоре я заметил, как Ярно попытался протиснуться внутрь поворота Rascasse, и подумал: "Что он делает? Сейчас что-то непременно произойдет!" Машины коснулись колесами, Lotus подбросило вверх, к счастью, мне удалось благополучно миновать этот участок.
Я волновался за Чандхока, машина Трулли пролетела в непосредственной близости от кокпита, и думал: «Что ж, очередной выезд машины безопасности – давайте финишируем за ней, чтобы мне не пришлось беспокоиться об еще одном круге после рестарта!» Впрочем, мы с Себастьяном без проблем добрались до клетчатого флага и заработали важный дубль.
Вопрос: Себастьян, расскажите о своей атаке на Роберта в момент старта?
Себастьян Феттель: Поначалу у меня было плохое ощущение, потому что в нужный момент упали обороты мотора. Но оказалось, что я стартовал даже лучше, чем стоящий впереди Марк. Потом я увидел пробуксовку у Роберта, нырнул на внутренний радиус – и мы начали спринт к первому повороту.
Мы шли параллельными курсами, я был немного впереди, что позволяло аккуратно зайти в первый поворот, избегая ненужного контакта с Марком. Несомненно, именно этот эпизод и стал залогом моего итогового второго места.
Вопрос: Роберт, позже по ходу гонки вам удалось «приклеиться» к Себастьяну. Вы всерьез полагали, что сможете выйти вперед?
Роберт Кубица: Нет, особенно после того, как заблокировал передние колеса. Возникла сильная вибрация, способная вызвать разрушение шин, поэтому я внимательно следил за их состоянием. Когда я убедился, что ситуация не ухудшается, то даже с не самой лучшей видимостью ехал в темпе Себастьяна и контролировал отрыв от Фелипе Массы. Правда, без ошибки со стороны Феттеля у меня не было шанса на атаку, а он сработал безупречно. На этой трассе невозможно обогнать, особенно если едешь чуть медленнее своих соперников.
Вопрос: Марк, машины Red Bull быстры с начала сезона, но только сейчас команда перехватила лидерство в чемпионате. Каковы ваши дальнейшие планы?
Марк Уэббер: Мы проложим напряженно трудиться. Мы победили потому, что два с половиной года работали – сначала над RB5, затем над RB6, – команда стабильно прогрессировала. Роб Маршалл, Эдриан Ньюи – невозможно упомянуть всех. Здесь машина оказалась весьма надежной, нужно сохранить эту тенденцию. Я бы не возражал, если бы это был финальный этап сезона, но все совсем не так, и впереди немало работы. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, сегодня команда добилась максимального результата, теперь нужно повторять его как можно чаще.
Вопрос: Марк, ваши достижения поражают! Две победы за восемь дней, и одна из них – в Монако!
Марк Уэббер: Вы правы, я уже назвал этот день одним из лучших в своей жизни. Об успехе в Монако мечтает каждый гонщик Формулы 1. Каждая победа по-своему уникальна, но выиграть здесь с поула, избежав инцидентов – это невероятно! Приятно контролировать гонку от старта до финиша, я безумно рад войти в число триумфаторов этого легендарного Гран При. Вчера мне напомнили, как Джек Брэбэм победил здесь в далеком 1959-м году – мои соотечественники долго ждали успеха!
Вопрос: Четыре выезда машины безопасности. Это мешало сосредоточиться, или наоборот, позволило немного перевести дух?
Марк Уэббер: Честно говоря, я бы прекрасно обошелся без них. Приятно иметь отрыв, но когда он нейтрализуется появлением машины безопасности, это огорчает. Я понимал, что в какой-то момент это непременно произойдет, поэтому после инцидента на первом круге сказал себе: «Что ж, все в порядке». Потом мы совершили свой пит-стоп, и тут понеслось…
Лидерам не нравится, когда их сбивают с ритма – соперники могут подтянуться и попробовать провести атаку. Не понимаю, зачем нужно было выпускать сейфти-кар на один круг, чтобы закрыть крышку люка дренажной системы, но Чарли Уайтинг и его коллеги увидели в этом что-то опасное. В остальных случаях появление машины безопасности было оправданным.
Что касается меня, сегодня я не допустил ни единой ошибки, если не считать небольшую заминку на старте – хорошо, что она произошла здесь, а не в Барселоне, где до первого поворота длинная прямая. В остальном я просто наматывал круги и, честно говоря, был очень рад, что Себастьяну удалось опередить Роберта, который сегодня оказался невероятно быстр. В итоге мы финишировали дублем, а это максимально возможный результат!
Вопрос: Один раз машина безопасности выезжала, чтобы маршалы успели закрыть крышку люка дренажной системы…
Марк Уэббер: Команда сообщила мне об этом, но лично я не… Возможно, маршалы лучше понимали ситуацию и решили предпринять какие-то действия, но из кокпита я не заметил ничего угрожающего.
Вопрос: Вы и Себастьян довольно поздно провели свои пит-стопы. В каком состоянии была резина?
Марк Уэббер: В отличном! На старте гонки мы стараемся не нагружать резину, чтобы она дольше сохраняла свои характеристики, но поддерживаем высокий темп. Выезд машины безопасности собрал пелотон и слегка отсрочил момент первого пит-стопа, но я бы предпочел иметь хоть какой-то отрыв и самостоятельно выбирать момент визита на пит-лейн, вместо того, чтобы следить за тактикой соперников.
Вопрос: В прошлое воскресенье вы вели себя достаточно сдержанно, но сегодня можете позволить себе отпраздновать успех!
Марк Уэббер: Да, сегодня ночью в расположении команды будет жарко! Через неделю у нас нет очередного этапа, плюс активность исландского вулкана снова заставит людей повременить с вылетом – уверен, наутро у многих будет болеть голова! Впрочем, команда заслужила этот успех и право в полной мере им насладиться.
Да, у нас есть глобальные цели на весь сезон, но сегодняшняя победа сама по себе уникальна. В прошлом году в Сильверстоуне мы тоже финишировали дублем, что стало замечательным достижением для британской… собственно, Red Bull Racing считается австрийской командой, однако британское влияние здесь очень велико. Тогда мы собрали немало первых мест, но заработать дубль на улочках Княжества – это великолепно!
Вопрос: Себастьян, ближе к финишу вы стали подбираться к Марку. Шины сохранили свои свойства?
Себастьян Феттель: Да, с более жесткой резиной не возникло никаких проблем, она оказалась невероятно выносливой. Не знаю, когда именно мы провели свой пит-стоп – выезд машины безопасности отсрочил визит в боксы – но я без проблем проехал на этих шинах пятьдесят-шестьдесят кругов. Разумеется, резина потихоньку стиралась, машина начинала скользить, но все оставалось в пределах нормы.
Для меня самым непростым было заставить шины работать сразу после пит-стопа. В момент выезда с пит-лейн отрыв от Роберта казался достаточно солидным, как вдруг спустя всего пару поворотов Renault оказалась у меня на хвосте, а отбиваться от атак было крайне нелегко – машина едва держалась на траектории. В момент рестарта я также с трудом набирал темп – как раз тогда Марк уходил в отрыв, а Роберт начинал активно прессинговать. Нужно разобраться, почему так получалось.
Ближе к финишу я снова вошел в ритм и стал показывать хорошее время на круге. В целом мы сработали неплохо, добились оптимальных результатов, и сегодня ночью я могу спать спокойно.
Вопрос: Насколько близко подобрался Роберт?
Себастьян Феттель: В Монако не так просто провести обгон. Я понимал, что если не допущу ошибок, буду аккуратно выходить из поворотов и беречь шины, у Роберта не останется ни единого шанса. Поэтому я сосредоточился на собственной гонке, и это сработало. Иногда Кубица подъезжал совсем близко, но между нами всегда оставалось как минимум полсекунды, чего не достаточно для атаки.
Вопрос: Но это незначительный отрыв…
Себастьян Феттель: Да, незначительный. Я бы предпочел большую разницу, но в конечном итоге все решает позиция на финише.
Вопрос: Роберт, феноменальный результат для вашей команды и компании Renault. Не кажется ли вам, что дело не только в везении, что на этой трассе у вас были неплохие шансы?
Роберт Кубица: Да, здесь мы оказались более конкурентоспособны, чем на предыдущих этапах, однако надеемся, что и в оставшихся гонках сможем претендовать на подиум. На стандартных трассах нам не хватает скорости, но, скажем, в Венгрии, Канаде… Думаю, в Монреале мы выступим достаточно сильно, поскольку этот автодром соответствует нашему уровню прижимной силы.
Сегодня мы стартовали с грязной стороны трассы, но когда квалифицируешься в первом ряду, всегда рассчитываешь на ошибку со стороны обладателя поула. Марк немного замешкался, однако я сам повел себя излишне оптимистично, захотел сразу вырваться вперед и допустил пробуксовку, из-за которой Себастьяну удалось провести обгон.
Вопрос: Все дело в грязной стороне трассы?
Роберт Кубица: Не знаю, я не стартовал с чистой. Мы планировали отстоять вторую позицию, но когда я заметил, как Марк медленно трогается с места, я слишком сильно нажал на педаль газа. Колеса провернулись, и мне не удалось блокировать атаку Себастьяна. Что ж, я рискнул, риск не оправдался, но если не использовать свой шанс, никогда не узнаешь, что из этого могло получиться.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Марк, девять лет назад вы побеждали в Монако. В чем отличие того успеха и сегодняшней победы? В 2001-м году вы предполагали, что когда-нибудь сможете выиграть эту легендарную гонку?
Марк Уэббер: Прошлой ночью я рассказал своим близким друзьям, что когда в предыдущий раз взял поул в Монако, ночевал в одной комнате со своим отцом, менеджером Энн Нил и кем-то еще, у нас не хватало средств на отдельные номера. Мой отец храпел всю ночь, а я никак не мог заснуть и через какое-то схватил матрац и со словами – «я завтра стартую с поула и должен выспаться» - вышел за дверь.
Должен признаться, в этот раз мне спалось гораздо лучше. Победа в Монако в любой гоночной категории – это всегда нечто особенное. Сегодня в заезде Мировой серии Renault финишировал первым мой соотечественник Даниэль Риккардо, и вечером мы уже во второй раз случали австралийский гимн.
Да, девять лет назад я победил здесь в F3000, однако если говорить о Формуле 1… Пожалуй, среди всех Гран При успех на улочках Княжества считается наиболее ценным. Есть еще несколько классических гонок вроде Спа, однако самой престижной остается Монако. Получается, сегодня я снова одержал победу, но в более высокой категории!
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Марк, складывается ощущение, будто вы с Себастьяном разыграете титул между собой. Согласны?
Марк Уэббер: Две гонки тому назад звучали совершенно другие имена, а спустя еще две гонки люди могут снова изменить мнение. Понимаю, вам, журналистам, нужно о чем-то писать, однако никто не знает, какие гонщики смогут претендовать на титул ближе к концу сезона.
Мы создали неплохой задел, захватили лидерство в обоих зачетах чемпионата, вместе с Себастьяном набрали равное количество очков, однако впереди нас ждет немало разных трасс, и ближе к финалу многое будет зависеть от надежности моторов и других факторов. Приятнее быть лидером, чем уступать сорок очков – сейчас у Red Bull заметное преимущество, но рано говорить, что за титул будем бороться только я и Себастьян.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Себастьян, над чем вам нужно поработать, чтобы догнать Марка?
Себастьян Феттель: Что ж, каждый уик-энд приносит новый вызов. Сегодня я добился оптимального результата, а Марк попросту оказался быстрее и победил. Возможно, в следующей гонке всё будет наоборот.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Марк, можете ли вы через год стать новым Дженсоном Баттоном – опытным гонщиком, который почувствовал вкус побед и с каждым днем едет все быстрее?
Марк Уэббер: Я не раз говорил, что в любом виде спорта можно говорить столько, сколько вам того хочется, однако поступки значат больше любых слов. Все мы знаем, насколько хорошо выступил Дженсон в предыдущем сезоне, хотя раньше его часто списывали со счетов. Что касается меня, я до сих пор неплохо управляюсь с машиной и хочу гоняться. Да, мне не двадцать один год, но не думаю, что из-за возраста я потерял какую-то часть скорости. Я набрался опыта, однако он не заставляет меня ехать медленнее, так что я продолжу в том же духе.
Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Марк, люди всегда говорят, что для победы в любом чемпионате нужно «поймать волну». Вам не кажется, что сейчас преимущество именно на вашей стороне? Это добавляет уверенности?
Марк Уэббер: Разумеется, сейчас я не страдаю от недостатка уверенности! Когда на протяжении трех, четырех, пяти гонок показываешь высокие результаты и финишируешь на подиуме, это о чем-то говорит. В Шанхае мы выступили не лучшим образом, поэтому успех в Барселоне пришелся как нельзя кстати, а затем нас ждала уникальная гонка в Монако на очень непростой трассе.
Честно говоря, мы заранее предполагали, что она окажется крайне напряженной – в итоге так и получилось. Нам не пришлось спокойно ехать к финишу, соперники заставили поволноваться. Не сомневаюсь: если бы у Фернандо Алонсо выдался нормальный уик-энд, он обязательно включился бы в борьбу за победу.
Давайте дождемся гонки в Турции, а там посмотрим. Эдд, вы прекрасно знаете, насколько быстро все может измениться.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Себастьян, вас огорчает тот факт, что вы не смогли ехать в одном темпе с напарником?
Себастьян Феттель: В конце концов, всё могло сложиться намного хуже, так что я доволен вторым местом. Да, я хотел бы победить, но сегодня не получилось, попробую в другой раз. Насколько я знаю, за второе место тоже дают очки, так что этот результат отнюдь не катастрофа.
Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Роберт, в этом сезоне Renault добилась значительного прогресса, а с точки зрения чистой скорости этап в Монако стал наиболее удачным. Вам не кажется, что сейчас вместе с командой вы закладываете основы для будущих побед в гонках и чемпионатах?
Роберт Кубица: Все зависит от такого, о насколько отдаленном будущем мы говорим. В этом году выиграть гонку будет крайне сложно – разумеется, в Формуле 1 возможно всякое, но посмотрим. В целом наше отставание от Red Bull гораздо больше, чем в этот уик-энд – просто трасса в Монако наилучшим образом подходит машине. Да, на некоторых автодромах у нас будут определенные шансы, однако хорошую скорость демонстрируют не только Red Bull, но и Ferrari, так что задача нисколько не упрощается.
Пока по чистой скорости мы занимаем лишь четвертое место среди команд, хотя на этот раз смогли навязать борьбу лидерам. Да, мы оказались медленнее Марка, но я ехал в темпе Себастьяна. Мы продолжим работу, а там посмотрим, что получится.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Роберт, вас не беспокоит то, что люди чаще говорят о четырех топ-командах, чем о пяти, упуская из вида быстрые машины Renault?
Роберт Кубица: Все объясняется тем, что в предыдущие два года результаты Renault были не настолько высокими. Сейчас команда во многом создана заново, у неё другой характер, другой подход, и главное – это работает. Перед началом сезона никто бы не поставил на нас даже евро, однако мы уже дважды финишировали на подиуме и продемонстрировали неплохую скорость, особенно здесь, в Монако.
На каждую гонку мы привозим новые детали, а наши парни на базе делают все возможное, чтобы доработать машину. По-моему, команда движется в правильном направлении, и это приносит результаты. Надеюсь, удастся продолжить в том же духе, правда, до лидеров нам пока далеко. Тем не менее, мы не намерены опускать руки и когда-нибудь снова сможем бороться за победы.
Перевод: Валерий Карташев