Участники: Себастьен Буэми (Toro Rosso), Роберт Кубица (Renault), Дженсон Баттон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari), Тимо Глок (Virgin Racing)
Вопрос: Вопрос ко всем. Вспомним прошлый уик-энд и подумаем о предстоящей гонке. Каково ваше мнение о трассе в Монако? Как вы оцениваете свои шансы? Себастьен, начнем с вас…
Себастьен Буэми: Со всеми доработками машины этап в Барселоне стал, по сути, вторым началом сезона. Для небольшой команды мы сработали не так уж и плохо – я надеюсь, что и в Монако наша машина будет достаточно быстра. Год назад на этой трассе мы были вполне конкурентоспособны, в этот раз подготовили несколько модификаций – есть повод для оптимизма. Цель – квалифицироваться в районе десятой-одиннадцатой позиции и заработать очки.
Вопрос: В этом году на вас обрушилась череда неудач. Каким образом вы намерены прервать полосу невезения? Для таких целей Монако – не самый лучший вариант, не так ли?
Себастьен Буэми: Все верно, начало сезона оказалось непростым, с чередой аварий и технических проблем. Надеюсь, на этот раз обойдется без происшествий. Нам по силам уверенно провести уик-энд, ведь машина моего напарника ехала стабильно быстро до финиша гонки. Хочется верить, с моей все будет так же, посмотрим…
Вопрос: По-вашему, со всеми модификациями команда сделала шаг вперед?
Себастьен Буэми: Скорее, мы остались на тех же позициях. Модификации сработали чуть лучше, чем ожидалось – мы опередили Williams и почти догнали Force India, что очень неплохо. Посмотрим, как поведет себя машина на этой трассе, но мне кажется, её характеристики должны подходить трассе в Монако.
Вопрос: Роберт, ваши мысли о гонке в Барселоне и предстоящем Гран При Монако?
Роберт Кубица: С точки зрения скорости уик-энд в Барселоне сложился неплохо. Честно говоря, мы были слегка удивлены нашим темпом в квалификации, поскольку не подготовили никаких серьезных доработок и предполагали, что проиграем соперникам. Да, мы уступили Red Bull, но от Ferrari, McLaren и Mercedes отстали совсем немного. К сожалению, первый круг гонки оказался не слишком удачным – всю дистанцию я ехал с поврежденным передним антикрылом, но в итоге финишировал восьмым. В Барселоне трудно обгонять, борьба была напряженной, но уик-энд закончился на высокой ноте.
Если говорить о Монако, то эта гонка не будет похожа на прошлые – интересно взглянуть, как поведет себя машина. К сожалению, для такой конфигурации нам явно не хватает прижимной силы – раньше мы устанавливали специальные антикрылья, чтобы компенсировать этот эффект. Здесь не настолько важно минимальное лобовое сопротивление, однако команда будет использовать практически ту же аэродинамику, что на протяжении всего сезона – посмотрим, хватит ли этого.
Вопрос: Но вам нравятся картинговые трассы, а Монако – это своего рода большой картодром!
Роберт Кубица: Мне нравятся уличные трассы – на них я всегда добивался неплохих результатов, потому с нетерпением жду предстоящую гонку.
Вопрос: Вы выступаете в новой команде – как складываются отношения? Вам не кажется, что вы сами строите команду вокруг себя?
Роберт Кубица: Пока дела идут неплохо. Когда приходишь в новую команду, всегда стараешься наладить хорошие отношения с инженерами и механиками – это естественно. Взаимное уважение помогает решать проблемы – в этом плане мне трудно желать большего, всё в полном порядке.
Вопрос: Тимо, ваше мнение о гонке в Испании и Гран При Монако?
Тимо Глок: Предыдущий уик-энд закончился удачно – обе машины смогли добраться до финиша. Я доволен, наши новинки сработали достаточно эффективно. Если говорить о Монако, предстоящая гонка будет очень трудной. Трасса не подходит VR-01, в медленных и среднескоростных поворотах нам не хватает прижимной силы, но мы сделаем все возможное, чтобы снова навязать борьбу Lotus. Во время гонки в Барселоне мы ехали чуть быстрее их, но вот в квалификации уступили. Цель – подтянуться ещё ближе.
Вопрос: Двадцати четырем машинам нелегко уместиться на этой трассе, особенно в квалификации, не так ли?
Тимо Глок: Да, квалификация точно будет непростой, но и в гонке есть свои особенности – к примеру, в Барселоне мы видели немало синих флагов, однако на испанской трассе в зеркалах легко оценить положение соперника, а в Монако это намного сложнее. Впрочем, команда готова будет держать нас в курсе происходящего – посмотрим, что получится.
Вопрос: Один из дебютантов признался, что из 66-ти кругов прошлой гонки лишь на 15-ти он не наблюдал синих флагов. Должно быть, это очень непросто?
Тимо Глок: Конечно! Я не видел синих флагов только до первого пит-стопа. Стоило покинуть боксы – пришлось до самого финиша пропускать быстрых соперников. Это было нелегко.
Вопрос: Дженсон, ваш ответ?
Дженсон Баттон: Для нас этап в Барселоне закончился неудачно. В квалификации скорость машины оказалась не такой, как предполагалось - гонщики Red Bull завоевали поул с большим преимуществом. Кажется, мы уступили почти секунду, что крайне неприятно, но в гонке MP4-25 ехала намного лучше. Правда, я не мог использовать потенциал машины, застряв за Михаэлем Шумахером. Кроме того, уже на третьем круге отказал информационный дисплей. Конечно, мы знаем, в какой момент следует переключать передачи, однако находясь в «воздушном мешке» я неоднократно упирался в ограничитель оборотов! Кроме того, на пит-лейн я заехал на второй передаче вместо первой – согласитесь, не лучшая ситуация.
Да, мы набрали очки, но этих очков могло быть больше. Машина ехала достаточно быстро, и если бы мы сработали по плану, все закончилось бы гораздо успешнее. Десять очков – хороший результат, но в Монако мы должны действовать безупречно, выжимая из MP4-25 максимум. Это уникальная гонка, и я надеюсь, здесь у Red Bull не будет такого же преимущества, как в Барселоне.
На сухой трассе мы должны быть вполне конкурентоспособны – реальную картину оценим только завтра, но я не вижу причин, по которым нам может не хватить скорости. В Монако команда McLaren не раз добивалась успеха, однако может вмешаться дождь. Впрочем, мы все равно с нетерпением ждем эту гонку – она совершенно уникальна, и хороший результат здесь многое значит.
Вопрос: Два факта из прошлогодней гонки в Монако. Одержав победу, вы припарковались в неположенном месте, а позже на пресс-конференции признались, что мысленно принижали значимость этого Гран При. Каким будет подход на этот раз?
Дженсон Баттон: Немного другим, год назад я выиграл эту гонку, и сейчас приехал в Монако более расслабленным, хотя с не меньшим нетерпением жду старта. Лично я предпочел бы гоняться при сухой погоде, поскольку в дождь да еще с таким количеством машин обстановка на трассе может быть крайне нервной. Даже в квалификации двадцати четырем гонщикам придется непросто, а на мокром асфальте вряд ли кому-то удастся проехать хоть один чистый круг. Тем не менее, это самый очаровательный этап в календаре чемпионата! Для нас он ассоциируется с кропотливой работой, а болельщики получают немало удовольствия – надеюсь, нам удастся их порадовать.
Вопрос: Фелипе, какова ваша оценка прошлого уик-энда и мнение о предстоящем?
Фелипе Масса: Уик-энд в Испании прошел не совсем удачно, особенно если судить по отставанию в квалификации. Red Bull серьёзно всех опередили, а моей машине постоянно не хватало сцепления с асфальтом.
В таких условиях старт с девятой позиции и финиш на шестом месте – не такой уж плохой результат. Я хорошо стартовал, но потом гонка складывалась откровенно скучно. В Испании практически невозможно обогнать – большую часть дистанции я провел за Дженсоном, не в силах что-либо сделать. Надеюсь, здесь всё сложится иначе – кроме того, здесь мы будем использовать резину, которая уже помогла нам в Бахрейне. Посмотрим, чем все закончится, но Монако – уникальный Гран При, и я надеюсь на хороший результат.
Вопрос: Здесь многое зависит от мастерства гонщика, не так ли?
Фелипе Масса: Да, на этой трассе легко потерять драгоценные секунды, а гонщик должен обращать внимание на мельчайшие нюансы пилотажа. Посмотрим, какой окажется погода – дождь всегда превращает гонку в лотерею, но я все равно рассчитываю на успех.
Вопросы с мест
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Дженсон, Фелипе и все, кто хотел бы ответить на мой вопрос. Не кажется ли вам, что в Монако машины Red Bull будут иметь такое же преимущество, как в Барселоне, или иной характер трассы позволит вам немного отыграть разницу в скорости?
Дженсон Баттон: Трудно ответить на ваш вопрос, поскольку мы еще не выезжали на трассу. Впрочем, во всех предыдущих гонках Red Bull в любых условиях стартовали с поула – да, они будут очень быстры, но я надеюсь, то отрыв не окажется столь же значительным, каким был в Испании. Если в субботу они допустят ошибку, у кого-то из соперников появится шанс побороться с ними за первую стартовую позицию.
После пятничных свободных заездов в Барселоне об этом не было и мысли, но здесь больше суматохи – и это хорошо, поскольку в предыдущей квалификации отрыв Red Bull казался невероятным. Трасса в Монако не похожа на Барселону, здесь немало медленных поворотов, в которых важно иметь хорошее механическое сцепление – уверен, каждый из нас сделает все, чтобы устроить интересную гонку для себя и болельщиков. Мы не хотим, чтобы Red Bull просто так уезжали от нас на дистанции.
Фелипе Масса: Во всех прошедших квалификациях Red Bull неизменно обладали лучшей машиной, которая была фантастически быстра на свежем комплекте резины. Правда, в гонке её темп был несколько иным. Возможно, в эту субботу Себастьян и Марк снова будут сильны, но мы должны подтянуться к ним как можно ближе или даже опередить, ведь в воскресенье дела складываются совершенно по-другому. В квалификациях они были непобедимы, а нам нужно понять, как сработать предельно эффективно на единственном быстром круге.
Вопрос: (Эндрю Франкль – Forza) Вопрос для Дженсона и Фелипе. FIA активно пропагандирует безопасный стиль вождения. Как лично вы можете участвовать в этой кампании, если многие из вас обожают водить машину одной рукой на скорости в 190 миль в час?
Роберт Кубица: Хороший вопрос!
Дженсон Баттон: Да, на такие вопросы приятно отвечать. Пилотаж в гонке отличается от езды по обычным дорогам. Мы находимся в относительно защищенной среде, мы профессионалы, которые выросли на гонках и должны считаться лучшими в своем деле. Ошибочно сравнивать спорт и обычное вождение – на дорогах мы ведем себя совсем не так, как на трассе. Странно, что вы пытаетесь поставить между ними знак равенства.
Вопрос: (Эндрю Франкль – Forza) Многие молодые люди считают вас примером для подражания и стараются повторить ваши действия. Я не хочу вас в чем-то обвинять, а всего лишь задаю вопрос.
Дженсон Баттон: По-моему, молодые люди более благоразумны, чем вы о них думаете. Они прекрасно понимают, что езда по обычным дорогам это отнюдь не то же самое, что пилотирование гоночной машины. За пятьдесят лет существования чемпионата в этом плане ничего не изменилось: всегда были свои профессионалы и дети, которые, подрастая, выезжали на дороги общего пользования. Сегодня эти дети отчетливо понимают разницу между выступлением в гонке и поездкой по шоссе M25 вокруг Лондона.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Высказывались предположения, что первая квалификационная сессия в Монако может быть разделена на две части, но, похоже, от этой идеи решено отказаться. Вам бы понравилось, если бы топ-команды соревновались в отдельной сессии, а отстающие – в другой, чтобы избежать заминок на трассе?
Фелипе Масса: По-моему, в квалификации невозможно проехать идеальный круг – всегда будешь чем-то недоволен. Кроме того, эта трасса сама по себе провоцирует проблемы. Прежде сессии проходили без особых проблем, но здесь могут возникнуть трудности. Пожалуй, следовало бы провести квалификацию в другом формате – по крайней мере, так у каждого гонщика была бы возможность показать себя. Впрочем, решение принято, будем адаптироваться.
Тимо Глок: Мы не можем изменить ситуацию. К примеру, в GP2 действует такая же система начисления очков, и они как-то управляются с двадцатью шестью машинами. Да, ситуация непростая – к примеру, в 2007 году мне ни разу не удалось проехать круг без трафика, однако Монако – это особенный Гран При, всем нам придется привыкать к условиям на трассе.
Дженсон Баттон: Между машинами Формулы 1 и GP2 большая разница в скорости, но нам всем придется одинаково непросто. Как правило, упершись в трафик, ты сбрасываешь темп и пытаешься создать задел на следующий круг, хотя лучше бы продолжать ехать в том же духе, поскольку этот круг может оказаться лучшим. Да, первая сессия окажется непростой, но мы справимся. Не все будут довольны, но такова ситуация.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Разве вы не голосовали за новый формат квалификации?
Дженсон Баттон: Решение должны были принимать не гонщики, а команды, не так ли?
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Дженсон, вас радует ненадежность машин Red Bull, ведь иначе они могли оказаться столь же непобедимыми, как Brawn GP в прошлом году?
Дженсон Баттон: Да, ведь в Барселоне они привозили нам всем по секунде на круге – такого в Формуле 1 не было давно. У Red Bull заметное преимущество в квалификации и хорошая скорость в гонке, но чемпионат никогда не складывается по простому сценарию – у них возникли проблемы, из-за которых команде не удалось выиграть все пять прошедших этапов. Для нас это положительный момент, ведь как раз сейчас мы пытаемся отыграть свое отставание в квалификации. Мы выкладываемся по максимуму, а Red Bull, кроме всего прочего, не всегда использовали собственные возможности.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос для Роберта. На этой трассе характеристики машины имеют чуть меньшее значение, чем на других автодромах. Вам нравятся уличные трассы, на какой результат вы рассчитывате?
Роберт Кубица: От машины по-прежнему зависит многое – к примеру, в 2008-м в Монако я финишировал вторым, а годом позже стартовал предпоследним. Результат трудно предсказать, все решает то, насколько хорошей окажется машина. Разумеется, мы делаем все возможное, чтобы ее доработать – надеюсь, в Монако у нас всё получится.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Себастьен, когда наступит конец вашему невезению?
Себастьен Буэми: Надеюсь, уже в этот уик-энд. Не всегда сход объяснялся невезением, но мы стараемся понять причины технических проблем и стремимся их исправить. Хочется верить, что в этот раз гонка закончится благополучно.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, в прошлой гонке вы были недовольны новым воздуховодом, и в этот уик-энд команда не планирует его использовать. Что дальше? Возможно ли, что Фернандо будет использовать воздуховод, скажем, в Турции, а вы – нет?
Фелипе Масса: Нет, поскольку для отказа от использования воздуховода есть причины, которые зависят от трассы. Мы всегда стараемся как можно лучше подготовиться к гонке, и если здесь у нас нет воздуховода, значит, без него машина поедет быстрее. Впрочем, на других гонках мы обязательно вернемся к этой новинке.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Вопрос для всех. Завтра Формула 1 празднует очередной день рождения. Оглядываясь на историю чемпионата, гордитесь ли вы тем, что являетесь его частью?
Дженсон Баттон: Да, сейчас мне тридцать лет, но уже в восемь я обожал наблюдать за противостоянием между Аленом Простом и Айртоном Сенной, когда они оба выступали за McLaren. С тех пор я грезил Формулой 1, мне хотелось бороться с лучшими гонщиками в мире, хотя это особая привилегия, равно как возможность гоняться в одной из самых успешных команд в истории автоспорта. Я здесь уже десять лет, и столь долгая карьера значит для меня по-настоящему много.
Фелипе Масса: Согласен, о Формуле 1 мечтает каждый гонщик. Если ты стал участником чемпионата – значит, поднялся на вершину автоспорта и занимаешься тем, чего так страстно желал. Кроме того, у тебя есть возможность повышать мастерство и переходить в более сильные команды. Мы обожаем свое дело! Когда работа по душе, ты выполняешь ее с особым энтузиазмом и удовольствием – пожалуй, поэтому время летит так незаметно!
Себастьен Буэми: По-моему, Дженсон и Фелипе превосходно описали ситуацию. Десять лет назад, гоняясь в картинге, я лишь мечтал о Формуле 1, а сегодня участвую в Гран При. Для меня это всего лишь второй сезон, но я выкладываюсь по максимуму и надеюсь, что так будет продолжаться ещё долгие годы. Конечно, я горжусь возможностью побороться с лучшими гонщиками и сильнейшими командами, хочу развить свои навыки и добиться успеха.
Роберт Кубица: Мне нечего добавить.
Тимо Глок: Как все уже сказали, когда начинаешь гоняться в картинге, уже присматриваешься к Формуле 1, выбирая себе кумира. Дженсон выступает в чемпионате уже десять лет, а для меня это третий сезон, и я неоднократно наблюдал за Дженсоном по телевизору. Приятно быть гонщиком Формулы 1 – это настоящее удовольствие находиться здесь и противостоять самым сильным соперникам.
Вопрос: (Марко Евангелисти – Corriere dello Sport) Фелипе, насколько не устраивала вас скорость вашей машины в предыдущих гонках? Перед началом сезона вы рассчитывали на лучшее, или полагались на умение адаптироваться?
Фелипе Масса: Зимой я был на 110% доволен машиной. Когда мы приехали на первую гонку, F10 вела себя великолепно, все работало, как надо, однако стоило сменить шины, ей начинало не хватать сцепления с трассой. Мы работаем над ситуацией и сделаем все, чтобы устранить проблемы, которые, как известно, стоили нам нескольких очков в предыдущих гонках.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Фелипе, почему вы остались недовольны воздуховодом? Причина в некомфортном методе использования?
Фелипе Масса: Я никогда не говорил, что недоволен воздуховодом.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Это всего лишь ремарка, а не вопрос, довольны ли вы новинкой…
Фелипе Масса: Как я уже сказал, у нас были гонки, в которых машине не хватало сцепления с трассой, ни о каком воздуховоде тогда и речи не шло. Проблема отнюдь не в нём.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фелипе, после этапа в Барселоне Стефано Доменикали заявил, что команда приложит все усилия, чтобы выявить проблемы с вашей машиной, поскольку вы чувствуете себя некомфортно. Им удалось что-то обнаружить?
Фелипе Масса: Да, после Барселоны у нас появилось немало новых идей. Посмотрим, как это сработает, но хочу еще раз заметить, что у нас отличная группа инженеров, и мы вместе делаем все возможное, чтобы устранить имеющиеся проблемы.
Перевод: Валерий Карташев