Едва ли кому-то нужно рассказывать о Гран При Монако. Невероятная смесь гоночных традиций и великосветского гламура каждый год в мае заполняет извилистые улочки древнего княжества. На небольшом клочке суши между отвесными скалами и лазурными водами залива несущиеся на скорости за 200 км/ч машины Формулы 1 смотрятся естественно только потому, что история «гонки вокруг казино» насчитывает уже восемь с лишним десятилетий.
Здесь невозможно обгонять и проще простого попасть в аварию. Здесь первые тренировки проходят в четверг, а пятница отдана под отдых. Здесь дистанция меньше 300 километров. Этого этапа все ждут с нетерпением, чтобы потом жаловаться на трафик в квалификации и уставать от череды VIP-гостей. Если бы Гран При Монако не существовало – его стоило бы придумать.
Впервые эта гонка прошла в 1929 году, до 1987-го по соображениям безопасности здесь выпускали на старт только двадцать машин. В наше время строительство трассы ежегодно занимает шесть недель. Победить здесь невероятно престижно, а если над княжеством зарядит дождь, можно не сомневаться – болельщиков ждёт не процессия от стартовых светофоров к клетчатым флагам, а яркое запоминающееся зрелище с непредсказуемым результатом.
В 1963 году гонка прошла по сухому асфальту, однако тогда в Формуле 1 использовались небольшие машинки с 1.5-литровыми моторами, в Монако еще не было бассейна (и зигзагов трассы вокруг него), а вместо медленного объезда вокруг ресторанчика La Rascasse пилоты преодолевали одну-единственную шпильку. Сочетание этих факторов заметно увеличивало количество обгонов.
С поула гонку начинал Джим Кларк, однако стартовал шотландец из Lotus не слишком удачно, пропустив соперников из BRM – вперед вышел Грэм Хилл, следом ехал Ричи Гинтер. Но Кларк атаковал и уже к 20-му кругу вернулся на первую позицию. Более того, чуть позже похожий маневр удался и Джону Сёртизу – британец из Ferrari вышел на второе место.
Грэм Хилл выступал в Монако в ранге действующего чемпиона, однако к тому времени ни разу не побеждал в княжестве. Разумеется, такое положение дел не слишком устраивало пилота – и с середины дистанции он начал проявлять активность. Сначала гонщик BRM контратаковал и оставил позади Сёртиза, а затем ему улыбнулась удача – незадолго до финиша на машине Кларка заклинило коробку передач.
Хилл выиграл, а успех BRM закрепил Гинтер. Тогда Грэм еще не знал, что на протяжении двух ближайших лет он будет непобедим в Монако, а всего одержит здесь пять побед. В наши дни это достижение смог перекрыть Айртон Сенна, а Михаэль Шумахер его повторил. Но всё же именно британца по праву называют некоронованным королем Монте-Карло – ведь всего он стал сильнейшим в гонках Формулы 1 14 раз, то есть на Монако приходится треть побед этого блистательного гонщика.
…И ещё десять памятных гонок в Монако
1929 - Табачный магнат Антони Ногес, заручившись поддержкой Автоклуба Монако и принца Луи II, решил организовать в княжестве гонки. Трассу проложил известный местный пилот Луи Широн. Участников приглашали огранизаторы, но многие именитые команды не приехали на неизвестный городской автодром. Победителем стал британец Уильям Гровер на Bugatti.
1936 - Гонка, быстро ставшая популярной, включена в календарь чемпионата Европы. В Монако сражались немецкие марки Mercedes и Auto Union, а также итальянская Alfa Romeo. Именно пилот последней, великий Тацио Нуволари, смог под дождем пробиться в лидеры, но вынужден был сбросить из-за неполадок с тормозами. Победил Рудольф Караччиола на Mercedes.
1950 - Первый этап чемпионата мира, прошедший в Монако, закончился грандиозной аварией с участием более десятка машин. Единственным, кто на следующем круге сумел проскочить опасное место, оказался Хуан Мануэль Фанхио на Maserati, который и стал в итоге победителем.
1958 - Француз Морис Тринтиньян стал одним из предвестников "заднемоторной эры", победив в княжестве на крохотном Cooper. Гонщик Берни Экклстоун пробовал пробиться на старт Гран При, но не смог пройти квалификацию.
1961 - Стирлинг Мосс на частном Lotus удивительным образом переиграл всю заводскую команду Ferrari. Как британцу это удалось - знает наверное, только сам гонщик, которого по праву считают самым лучшим среди тех, кто так и не стал чемпионом Формулы 1.
1972 - Под дождём в Монако случаются настоящие чудеса. Француз Жан-Пьер Бельтуаз, у которого вместо одной кисти был фактически протез, одержал уверенную победу за рулем BRM - первую и единственную в своей карьере.
1984 – Пролившийся над княжеством ливень подарил Формуле 1 Человека дождя - Айртона Сенну. Бразильский дебютант, выступающий за слабую команду Toleman, ехал так быстро. что лишь досрочная остановка гонки не позволила ему победить - сильнейшим стал Ален Прост.
1992 – Найджел Мэнселл имел столь колоссальное превосходство над соперниками, что должен был легко одержать шестую подряд победу со старта сезона, но решил подстраховаться и незадолго до финиша сменить шины. Второго приглашения Айртону Сенне не потребовалось: бразилец выиграл в Монако четвертый раз подряд.
1996 - Уникальный Гран При, в котором до клетчатого флага добрались всего три машины. Остальные, включая лидеров, в силу разных причин не смогли финишировать на сырой трассе, а победу - первую и единственную в карьере - одержал Оливье Панис из Ligier.
2006 - Одна из самых противоречивых страниц гоночной карьеры Михаэля Шумахера. В квалификации пилот Ferrari, показав лучшее время, попал в небольшую аварию, которую судьи сочли преднамеренной. Немца переставили на последнюю стартовую позицию, но днем позже гонщик Ferrari блестяще финишировал пятым.