Участники: Нико Хюлкенберг (Force India), Тимо Глок (Marussia F1), Нико Росберг (Mercedes), Михаэль Шумахер (Mercedes), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
Вопрос: Нико, начнем с вас, но вопрос касается всех немецких гонщиков. Каковы ваши самые яркие воспоминания о Хоккенхайме – связаны ли они с Формулой 1, другой серией или вообще каким-то иным событием…
Нико Хюлкенберг: В Хоккенхайме я впервые сел за руль формульной машины – в 2005 году, в Формуле BMW. Мы открывали гоночный уик-энд, и мне повезло выиграть первый заезд – отличные воспоминания! Я часто гонялся здесь в Формуле BMW, в F3, затем в Формуле 1 – мне действительно нравится это место!
Вопрос: Тимо?
Тимо Глок: Лучшее воспоминание – 2006 год, когда я выиграл здесь гонку GP2. На последнем круге мне удалось обогнать лидера и победить. А не самый приятный момент случился в 2008-м, когда я вылетел с трассы и уткнулся в защитный барьер в последнем повороте. Пришлось даже отправиться в больницу – в общем, бывало всякое…
Вопрос: Нико?
Нико Росберг: Для меня каждый визит в Хоккенхайм – особенный. Я тоже неоднократно здесь бывал, тестировал машину зимой и летом, провел немало гонок и теперь приехал сюда в качестве гонщика «Серебряных стрел», чего нельзя было представить еще два года назад. Со мной приехало немало друзей, моя семья – мне нравится эта трасса, и я надеюсь на достойный результат. (микрофон Нико работает слишком громко, с этого момента гонщики на первом ряду - Феттель и Шумахер иронизируют над репликами Росберга).
Вопрос: Какое-то особое воспоминание?
Нико Росберг: Например, победа… Кажется, к тому моменту я уже стал чемпионом Формулы BMW, но первые места в двух заключительных гонках запомнились надолго.
Вопрос: Себастьян, что скажете? Вы бывали здесь в качестве зрителя?
Себастьян Феттель: Я помню, что впервые попал на Хоккенхайм в пять лет. Мы приехали сюда с отцом, это было, наверное, в 1992-м. Приехали в пятницу, шел сильный дождь, и мы ждали, когда же на трассе появятся машины, ждали Михаэля Шумахера, но гонщики проехали только один установочный круг и вернулись в боксы. Впрочем, уже этого было достаточно - я услышал звук машин, увидел фонтаны брызг, всё это оставило приятные воспоминания.
Два года спустя я вновь приехал в Хоккенхайм и смотрел Гран При уже с главной трибуны. Стояла жара, и я помню, что там продавали воду по 10 немецких марок за бутылку - тогда это было очень дорого. Позже мы узнали, что эти продавцы наливали воду в бутылки просто из водопроводного крана. В общем, кто-то неплохо заработал! Ну а потом была Формула BMW, F3, множество гонок… Я родился совсем неподалеку от этого места, так что мне всегда приятно приезжать сюда.
Вопрос: Михаэль, вы не раз побеждали в Хоккенхайме, но какое воспоминание считаете лучшим?
Михаэль Шумахер: Первую победу, в 1995-м, когда я остановился на трассе, поскольку решил, что случайно заглушил мотор. Машину оттащили в боксы, и по пути у меня была масса времени, чтобы насладиться атмосферой, услышать приветственные крики болельщиков… Им пришлось довольно долго ждать нашего успеха, хотя еще в 1994-м у нас была конкурентоспособная машина – правда, тогда я сошёл с дистанции, но годом спустя немец всё-таки выиграл домашний Гран При!
Вопрос: Нико, снова к вам. Виджей Малья считает, что команде не хватает везения. Что вам действительно необходимо? В последнее время вы регулярно зарабатываете очки…
Нико Хюлкенберг: Разумеется, удача нужна всегда – как скорость, темп… Нужно быть конкурентоспособным, особенно в середине пелотона, где борьба предельно острая. Каждый уик-энд мы наблюдаем, как одна-две десятых могут обеспечить заметное преимущество, и наши соперники подчас набирают немало очков. Так что необходимо сосредоточиться на работе и постараться продолжить серию неплохих выступлений.
Вопрос: Марк, после 99 Гран При за Red Bull Racing с вами вновь продлили контракт. Что значит для вас возможность выступать за привычную команду в следующем году?
Марк Уэббер: Я и Red Bull Racing давно сотрудничаем друг с другом и снова будем работать вместе в следующем году, что очень здорово – как говорится, постараемся удержаться в числе лидеров! Нынешний сезон складывается неплохо, есть все основания не сбрасывать его со счетов, но продление контракта, определенно, добавляет мотивации!
Вопрос: В двух предыдущих гонках команда была очень конкурентоспособна. Насколько удачным оказался пакет обновлений, представленный в Валенсии, и насколько оправданным было решение представить его именно на Гран При Европы, а не двумя неделями позже в Сильверстоуне?
Марк Уэббер: Это две разные трассы с разными погодными условиями, поэтому для нас было крайне важно привезти доработки уже в Валенсию, чтобы оценить их и определиться с дальнейшими приоритетами.
Приятно получать новинки как можно раньше – это позволяет лучше их освоить. Решение оказалось абсолютно верным - да, доставить детали на трассу было не так просто, но команда сработала здорово, и в Валенсии мы смогли на деле проверить некоторые решения. Вы видите, насколько плотной получается борьба, для победы нужно собрать всё воедино – в этот уик-энд мы хотим снова быть быстрейшими!
Вопрос: Тимо, в последние несколько недель Marussia было сложно дорабатывать машину, но насколько вас устроил комплект обновлений, представленный в Сильверстоуне, и каких результатов можно ждать в двух ближайших гонках?
Тимо Глок: Надеюсь, погода окажется более благоприятной, и мы сможем лучше оценить эффективность новинок. В Сильверстоуне нам было крайне сложно определить реальный прирост в скорости, но в гонке машина ехала очень неплохо, так что я с оптимизмом жду начала уик-энда.
Мы привезли ещё несколько новинок, которые должны позволить отыграть какие-то дополнительные доли секунды, но соперники тоже не стоят на месте, и в таких условиях увидеть прогресс очень сложно. Впрочем, машина, определенно, прибавила, а в ближайших гонках мы получим очередные доработки…
Вопрос: Нико, после успешного начала сезона дела пошли несколько хуже. Как вы планируете переломить ситуацию?
Нико Росберг: Не думаю, что вы правы в своей оценке – мы просто не сработали по максимуму в двух предыдущих гонках, да и трасса в Сильверстоуне не подходила нашей машине. F1 W03 очень быстра, и если конфигурация ей подходит, а уровень сцепления с асфальтом достаточный, как в Хоккенхайме, мы можем побороться за высокий результат.
Вопрос: То есть, вы намерены переломить ситуацию уже здесь?
Нико Росберг: Конечно!
Вопрос: Себастьян, интересная статистика – вы никогда не выигрывали гонки в июле, однако наверняка желаете победить в этот уик-энд. Что скажете?
Себастьян Феттель: Бог мой! Если и на этот раз не сработает, придется постараться в августе. Конечно, было бы здорово выиграть в этот уик-энд. Возможность гоняться у себя на родине уже приятна, а успех стал бы отличным достижением. Постараюсь, я не верю в неудачные месяцы.
Вопрос: Михаэль, многочисленные победы в Хоккенхайме, ваша домашняя гонка и домашний уик-энд для Mercedes. Сейчас вы на подъеме – каковы шансы?
Михаэль Шумахер: Полагаю, самая трудная гонка уже позади – это был этап в Сильверстоуне. Хоккенхайм лучше подходит нашей машине, так что я настроен более оптимистично. Кроме того, мы хотим подарить болельщикам отличное зрелище и выложиться, как обычно, по максимуму, и даже больше – для всех наших коллег из Mercedes, они уже были вчера здесь, и придут на трибуны в ближайшие дни, чтобы нас поддержать. Если кто-то из нас двоих – я или Нико – сможет финишировать на подиуме, это будет здорово!
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Вопрос ко всем немецким гонщикам. Вам доводилось бывать в палаточном городке вблизи Хоккенхайма? Что скажете?
Себастьян Феттель: Я ни разу не ночевал в палатке на трассе, однако пару лет назад посещал кемпинг, чтобы встретиться с болельщиками – совершенно особенная атмосфера. Не знаю, бывали ли вы там, но если нет, вам стоит обязательно туда пойти – вас точно угостят пивом! Люди приезжают, чтобы насладиться уик-эндом – надеюсь, погода будет совсем не такой, как в Сильверстоуне, иначе их всех ждет разочарование…
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Вопрос ко всем. Карьера гонщика состоит из подъёмов и спадов. Как вам удаётся сохранять мотивацию в непростые времена?
Нико Росберг: В спорте это нормально. В карьере бывают успехи и неудачи, которые переживаются особенно тяжело. Я научился с ними справляться, и становиться сильнее, что само по себе придаёт мотивации: всегда хочется выступить успешнее, чем раньше, и сработать по максимуму.
Марк Уэббер: Неприятности иногда случаются. Если ставить перед собой простые цели, жить намного проще, но когда желаешь добиться чего-то действительно стоящего, на пути неизбежно возникнут трудности. Умение справляться с неудачами – неотъемлемая часть чемпионата, зачастую поражение ведет нас к успеху. Промахи нужны, чтобы стать действительно лучшим.
Михаэль Шумахер: Нам выпала честь управлять этими машинами и выступать в столь потрясающем спорте – каждый хочет сработать по максимуму, здесь быстро осознаешь, что вчерашние неприятности не имеют никакого значения. Важно то, что ты делаешь сейчас, и что будешь делать в будущем. Это начинается еще в картинге и остается с тобой по ходу всей карьеры – это черта характера, которая постепенно воспитывается.
Тимо Глок: Вчера этот же вопрос мне задавали болельщики. Лично я легко справляюсь с трудностями. Каждый день приносит новые возможности, а найти мотивацию довольно просто. Мы выступаем в высшей категории автоспорта – нет причин для пессимизма!
Вопрос: (Симон Гасс – Daily Mail) Эта гонка станет сотой для Льюиса Хэмилтона. Как вы оцениваете его карьеру, влияние на чемпионат, каков он, как соперник, и удалось ли ему реализовать все предоставившиеся шансы?
Себастьян Феттель: Думаю, вам лучше спросить юбиляра, добился ли он максимума.
Михаэль Шумахер: Льюис на протяжении нескольких лет стабильно претендовал на титул и по праву считается одним из лучших гонщиков. Для болельщиков мы сродни гладиаторам: они хотят, чтобы мы целиком отдавали себя борьбе и подчас превосходили лимиты – у Льюиса это неплохо получалось, так что для нас он серьезный, но, в то же время, приятный соперник.
Вопрос: (Элмар Дреер – DPA) В Нюрбургринге столкнулись с серьезными экономическими проблемами. Что значат для вас гонки на этой легендарной немецкой трассе, с которой мы все вскоре можем расстаться?
Тимо Глок: Было бы досадно потерять такую гонку – надеюсь, этого не случится. Мне нравится приезжать на Нюрбургринг – хочется верить, мы там все-таки задержимся. С автодромом у меня связаны потрясающие воспоминания – думаю, организаторы смогут решить все проблемы.
Михаэль Шумахер: Всех нас, немецких гонщиков, многое связывает с Нюрбургрингом. Мы хотим, чтобы ситуация наладилась, и надеемся, что найдется решение, которое позволит нам вернуться на эту трассу.
Себастьян Феттель: Было бы очень жаль потерять этап на Нюрбургринге. Мы все надеемся, что ситуация вокруг автодрома вскоре наладится. На этой трассе проходит одна из традиционных гонок, отказ от неё стал бы большой потерей для Формулы 1, сопоставимой, например, с утратой Монцы для итальянцев.
Михаэль Шумахер: Ты мог бы купить автодром…
Себастьян Феттель: И ты тоже. Твой кошелек намного толще, тебе и покупать!
Марк Уэббер: Малая часть трассы поистине потрясающая, а кроме нее есть еще фантастическая «Северная петля», которая должна оставаться неизменной и открытой для поклонников автоспорта. Это, несомненно, один из знаменитейших автодромов в мире, невероятно красивый, невероятно длинный. Малая конфигурация тоже хороша – надеюсь, она сохранит свое место в календаре сезона.
Вопрос: (Мэтт Кох – PitPass) Марк, в Сильверстоуне вы говорили, что в ближайшее время уладите все вопросы с контрактом, и спустя два-три дня он был продлен. Что изменилось? Почему решение было принято столь оперативно?
Марк Уэббер: Я просто не хотел говорить вам, что вопрос решится в ближайшие два дня. Мы привыкли объявлять о своих решениях по мере готовности, и этот момент, наконец, настал.
Я должен был до определенного времени хранить молчание, причем в совершенно разных ситуациях – это было одним из условий. В остальном все просто: я остаюсь в Red Bull, чтобы продолжить работу.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, после девяти гонок у вас на 104 очка меньше, чем в аналогичной ситуации в прошлом году. Насколько иные ощущения вы испытываете?
Себастьян Феттель: На все 104 очка! Да, ситуация несколько изменилась. В прошлом году я отменно начал сезон, заработал много очков, одержал немало побед, а в 2012-м я уже дважды не финишировал, да и соперничество складывается намного острее. Многие стали быстрее, сезон явно складывается по-другому, но если говорить об ощущениях, я столь же счастлив, как год назад, и с нетерпением жду очередную гонку. До конца сезона ещё очень далеко.
Вопрос: (Соня Крейе – Speed News) Себастьян и Михаэль, вчера вы участвовали в благотворительном футбольном матче. Насколько важно для вас поддерживать инициативы в пользу детей?
Себастьян Феттель: Мы проводим благотворительные матчи несколько раз по ходу сезона, не только в Германии. Для нас это возможность поиграть в футбол, но если таким образом мы можем помочь маленьким детям, стоит совместить обе задачи и постараться собрать как можно больше денег.
Как я уже сказал, мы проводим несколько игр в год, и чем больше гонщиков участвуют в них, тем лучше. Было бы совсем здорово, если бы представителей пелотона стало ещё больше, но пока главное… Нико иногда играет, Михаэль… Главное, чтобы участвовала хотя бы пара хороших гонщиков!
Михаэль Шумахер: Отличное сочетание! Мы любим спорт, обожаем футбол, делаем то, что нам нравится, и радуем болельщиков – посмотреть на игру пришло несколько сотен человек, которые внесли свой вклад в дело, которому мы служим по всему миру. Ну а нам было приятно встретить на поле старых друзей из мира бизнеса или других видов спорта – здорово вот так собраться всем вместе, но еще важнее помочь нуждающимся.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Михаэль, вы выступали и на предыдущей конфигурации Хоккенхайма. Можете сравнить старый и нынешний варианты трассы с точки зрения пилотажа и требований к машине?
Михаэль Шумахер: Старый Хоккенхайм – это, в основном, езда на максимальных скоростях по прямым, чередующаяся с торможениями и атаками поребриков в шиканах. Там были свои сложности, но теперь трасса больше похожа на стандартный автодром.
Какой вариант мне больше нравится? Оба по-своему интересные. Самый приятный участок новой трассы – это конечно стадионная секция и арена Mercedes, где всегда много наших болельщиков. Кстати, все билеты на эти трибуны раскуплены, что, разумеется, очень здорово!
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Марк, в вашем контракте есть оговорка, что в случае, если вы станете чемпионом мира, условия соглашения могут быть изменены?
Марк Уэббер: Мы здесь не для того, чтобы обсуждать тонкости моего контракта.
Вопрос: (Удо Доринг – Darmstaedter Echo) Насколько напряженным получается ваш график работы в пятницу, и как сказался на нём напряженный характер сезона?
Нико Росберг: Пятница – один из самых непростых дней уик-энда. Утро начинается со встречи с инженерами, после чего вы всё время работаете на трассе, готовясь к субботе и воскресенью. Это важнейший этап уик-энда, а в остальном – уйма технической работы (микрофон у Нико работает по-прежнему очень громко).
Марк Уэббер: Ты проверяешь громкость?
Михаэль Шумахер: Раз-два-три.
В пятницу мы действительно очень заняты – встаём намного раньше и заканчиваем намного позже, чем в остальные дни, приходится не только пилотировать машину, но и подолгу обсуждать различные моменты с инженерами, ведь это определяет степень вашей готовности. Между сессиями не приходится сидеть без дела - нагрузка ощутимая.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Михаэль упомянул стадионную секцию Хоккенхайма. Каково это – влетать на неё и видеть море болельщиков?
Себастьян Феттель: Это один из лучших участков в чемпионате, здесь всегда много болельщиков! Раньше большую часть круга гонщики проезжали среди деревьев, потом возвращались в зону паддока, где и находились зрители. Эффект весьма впечатляющий - машина поворачивает направо, и ты оказываешься на стадионе. Надеюсь, мы увидим немало немецких флагов!
Нико Росберг: Со стадионом у меня связано одно из ярчайших воспоминаний. Мой отец проводил здесь свою последнюю гонку в DTM, и я сидел вместе с ним на крыше одной из машин и махал болельщикам. Трибуны были заполнены на 100%, царила потрясающая атмосфера, и в тот день я решил, что когда-нибудь повторю это для себя лично.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) В официальном пресс-релизе Марк подтвердил, что к нему обращались представители Scuderia Ferrari. Вопрос к остальным участникам: вы тоже ведете переговоры с итальянской командой?
Без ответа
Вопрос: (Мэтт Кох – PitPass) С этой трассой связано немало исторических моментов. Кто-нибудь из вас посещал мемориал Джима Кларка в районе старой связки второго, третьего и четвертого поворотов?
Марк Уэббер: Да, я бывал там в 2000-м, когда выступал в F3000. Джим был потрясающим гонщиком, пользовавшимся большим уважением всех, кто видел его в деле. Я приходил к мемориалу, чтобы почтить его память. В те годы гонки были совершенно иными, спортсмены выступали не только в Формуле 1, но и других категориях, в перерывах между Гран При. Жаль, что Кларк погиб на трассе, однако в те времена жизнь многих гонщиков обрывалась таким образом. Старый вариант трассы впечатляет – очень скоростной, очень опасный… Я приезжал туда и сам все видел.
Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN Radio) Вопрос не о трассе, но я надеюсь, что, по крайней мере, один из вас ответит на него. К вашей жизни прикован невероятный интерес. Насколько вас это беспокоит, и не приходится ли вам по возвращении в отель или домой искать обходные пути, чтобы не привлекать лишнее внимание?
Нико Росберг: Это часть нашей работы, так что постепенно привыкаешь. Иногда внимание приятно, иногда – нет. Недавно я был на фестивале в Гудвуде, одел свою ветровку и солнцезащитные очки, прошел по всей территории, и меня никто не узнал, так что ситуация ситуации рознь.
Себастьян Феттель: Со временем учишься справляться с этим. Как заметил Нико, кое-что зависит от нас самих: нужно жить нормальной жизнью. Внимание не проблема, гораздо важнее то, как ты себя ведешь. Когда выходишь на улицу, кто-нибудь может узнать тебя – ты даешь автограф, фотографируешься, беседуешь… Это тоже придает сил, но реакция у каждого своя. Спросите Льюиса – у него может быть иное мнение…
Михаэль Шумахер: Опять же, ты сам выбираешь, куда пойти. Лично я предпочитаю тихую и размеренную жизнь, стараюсь избегать мест большого скопления людей. Впрочем, когда я все-таки иду туда, я знаю, чего ожидать.
Опять же, если идешь с целью выполнения каких-то обязанностей – это одно, а если по своим делам – всё намного сложнее. В итоге я стараюсь выбрать более спокойный момент, поскольку все мы хотим наслаждаться жизнью в той мере, в какой это возможно. Да, зачастую ситуация складывается далеко не идеально, но что такое идеальная жизнь? Её попросту не существует, и моя меня вполне устраивает.
Перевод: Валерий Карташев