Участники: Джеймс Ки (Toro Rosso), Тони Фернандес (Caterham), Тото Вольф (Williams), Жан-Франсуа Кобе (Renault), Мартин Уитмарш (McLaren), Роберт Фернли (Force India)
Вопрос: Джеймс, добро пожаловать! Вы уже две недели работаете в новой команде – что можете сказать о Toro Rosso? В чем сильные стороны, в чем слабые?
Джеймс Ки: Спасибо за приветствие, Боб. Я совсем недавно пришел в Toro Rosso, но сразу заметил её очевидную сильную сторону, а именно – потрясающий энтузиазм и желание каждого сотрудника сделать команду успешной. Все работают с полной самоотдачей, чувствуется подлинная страсть – это нетрудно представить, если вспомнить, что команда изначально итальянская.
В такой обстановке приятно работать – она мне знакома и отчасти напоминает семейную. Команда прогрессировала довольно быстро, а при таком быстром росте требуется особая сплоченность. Отделы неплохо взаимодействуют друг с другом, но необходима ещё большая синергия, все это прекрасно понимают. Нужно просто пройти через такой процесс, а сила команды, как я уже сказал, в её целеустремленности.
Что касается слабых сторон, к ним можно отнести лишь тот факт, что Toro Rosso по-прежнему молодая команда. Недостатка в мотивации нет, нужно просто направить усилия в правильное русло. Следует поработать над аэродинамикой, над шасси – ближайшие шаги очевидны. Некоторые из них потребуют совсем немного времени, остальные придется отложить до следующего сезона.
Вопрос: Каким может быть ваш вклад в работу над нынешней машиной и перспективным шасси для следующего сезона? У вас есть возможность участвовать в процессе?
Джеймс Ки: Если говорить о нынешнем сезоне, в это время года, как правило, приходится расставлять приоритеты. Мы по мере своих возможностей дорабатываем действующую модель, но все заложенные идеи будут использоваться и в следующем сезоне. Что касается перспективного шасси, геометрия подвески была согласована еще до моего прихода в команду, так что моя задача, вместе с сотрудниками базы в Фаэнце и специалистами аэродинамической трубы в Бистере, развивать проект дальше. Машина готова всего на 60%, пространства для работы достаточно – да, все ключевые решения давно приняты, но они оказались именно такими, какие я сам бы предпочел, что уже здорово. Мы все движемся в одном направлении и постараемся сработать по максимуму с сегодняшнего дня и до первой гонки нового сезона в Мельбурне.
Вопрос: Тото, в этом сезоне ваша машина весьма конкурентоспособна. Гонщики Williams неоднократно квалифицировались в первой десятке, а Пастор Мальдонадо выиграл одну гонку. Насколько легко сохранить такую скорость и даже прибавить в преддверии следующего сезона?
Тото Вольф: Полагаю, все команды планируют использовать идеи, заложенные в нынешние машины, в следующем сезоне. Изменения в регламенте будут незначительными, поскольку чемпионат готовится к серьёзным переменам в 2014-м. Надеюсь, нам удастся продолжить положительную тенденцию, сохранить неплохой базис и добиться прогресса.
Вопрос: Если говорить о ваших гонщиках, каковы перспективы Валттери Боттаса?
Тото Вольф: Его будущее, определенно, связано с Формулой 1. Пока мы не решили, в каком направлении следует двигаться – команда должна обеспечить максимальную поддержку действующим пилотам. Валттери с нами уже почти два года, он стал частью команды, но решение по поводу его дальнейшей карьеры пока не принято.
Вопрос: Роберт, судя по всему, вы уже переключились на работу над перспективным шасси, однако здесь, в Сингапуре, ваша сегодняшняя машина весьма конкурентоспособна. В прошлом году на этой трассе Пол ди Реста сумел проехать феноменальную серию из тридцати одного круга на мягкой резине. Похоже, вы снова можете рассчитывать на неплохой результат, не так ли? Или выводы делать рано?
Роберт Фернли: Рано. Никто не знает, с каким количеством топлива в пятницу работали команды, но результаты свободных заездов обнадеживают.
Вопрос: Если говорить о Жюле Бьянки и его недавнем участии в тестах на французском автодроме Маньи-Кур, каково его будущее в команде?
Роберт Фернли: В следующем году мы надеемся сохранить сегодняшний состав пилотов, это приоритетная задача. Что касается молодёжных тестов, то они ещё раз подтвердили тот полезный эффект, который приносит спортсмену участие в пятничных свободных заездах – Жюль был очень быстр на протяжении всех трех дней. Это отличное доказательство правильности подхода команды в стремлении иметь резервного гонщика, способного в нужный момент продемонстрировать отличную скорость.
Вопрос: Жан-Франсуа, уверен, вы ждете вопроса о генераторах. Может, всё дело в Себастьяне Феттеле, раз уж подобные неприятности случаются только с ним?
Жан-Франсуа Кобе: Подобные проблемы обнаружились ещё в Валенсии на машинах Себастьяна Феттеля и Романа Грожана. Выявить причину было крайне непросто, поскольку оба генератора оплавились, фактически были уничтожены. Мы полагали, что дело в передаваемой мощности, и слегка скорректировали этот показатель. Этап в Спа прошел без неполадок, но в Монце генератор дважды подвел Себастьяна и один раз ещё одного гонщика.
Нам в какой-то степени повезло, что мы решили проверить одну из машин Lotus на аналогичные проблемы с генератором, и выяснили: дефект не в электрике, а в механике – очевидно, подвёл один из подшипников. Инженеры внесли изменения, сделать это было довольно непросто, так как изучение причины заняло несколько дней, но теперь мы надеемся, что все неприятности позади. Загвоздка в том, что новое решение проверялось лишь на динамическом стенде, а реальный ответ сможет дать только гонка.
Вопрос: То есть, здесь генератор тоже является фактором риска?
Жан-Франсуа Кобе: Не знаю. Свободные заезды прошли без проблем, скрестим пальцы перед завтрашней тренировкой, квалификацией и воскресной гонкой.
Вопрос: У вас произошли кадровые перестановки. Насколько серьезной потерей стал уход бывшего исполнительного директора Сирила Абитебула в Caterham?
Жан-Франсуа Кобе: Для Тони Фернандеса это отличный шанс. С Сирилом я работал на протяжении восьми лет, а он был в команде ещё во времена Флавио Бриаторе. Мы продали команду, построили свою стратегию вокруг работы над двигателями…
После восьми лет работы в Renault у Сирила появилась замечательная возможность заняться более определенным и одновременно весьма непростым проектом, но я не вижу причин, по которым он в один прекрасный день не сможет снова оказаться в Renault. Действительно, почему бы и нет?
Вопрос: Мартин, вокруг команды ходит немало слухов. Насколько они отвлекают от работы?
Мартин Уитмарш: Не думаю, что мы вообще отвлекались на слухи – за последние три уик-энда команда стала гораздо сильнее и сосредоточеннее. Полагаю, разговоры о слухах касаются Льюиса, но все, кто знает его достаточно хорошо, и те, кто наблюдал за ним в Монце и уже здесь, в Сингапуре, могут подтвердить, что он целиком и полностью сконцентрирован на работе.
Он понимает, что в нынешнем сезоне у нас есть реальный шанс побороться за титул, и лучшее, что мы можем сделать – это направить все силы на доработку машины, не допускать ошибок и зарабатывать максимум очков в каждой гонке. Конечно, слухи по-прежнему циркулируют, такова природа Формулы 1, но мы намерены спокойно продолжать выполнять свои задачи.
Вопрос: Отличные результаты в трех предыдущих гонках. Вашу команду считают фаворитом в битве за титул, хотя отставание от лидера ещё велико. Впрочем, до конца сезона семь гонок…
Мартин Уитмарш: Нужно быть весьма осторожными в оценках. Нас считали фаворитами в преддверии нынешнего сезона и после первого этапа в Австралии, но ситуация быстро меняется. Приятно, что три предыдущих гонки прошли на совершенно разных трассах, и везде мы были конкурентоспособны, но не стоит позволять себе излишний оптимизм.
Надеюсь, машине хватит скорости. Что у нас зачастую не получалось, так это набрать очки, за которые позволяла бороться MP4-27. В тринадцати гонках мы одиннадцать раз стартовали из первого ряда, конкурентоспособность машины не вызывает сомнений, и мы должны больше сожалеть о потерях, чем радоваться заработанным очкам.
Впрочем, нет смысла оглядываться назад – нужно смотреть вперед. Команда поймала момент, нужно сделать MP4-27 ещё быстрее. Кроме того, у нас есть два замечательных гонщика, каждый из которых жаждет побед – хочется верить, что здесь мы добьемся хорошего результата и продолжим погоню за титулом. Следует признать, что Фернандо сработал очень здорово, и чтобы ликвидировать отставание, потребуется немало сил, но всё возможно, мы будем выкладываться по максимуму.
Вопрос: Тони, у вашей команды новый исполнительный директор – Сирил Абитебул. Почему вы решили пригласить нового руководителя, когда у вас и без того немало высоких постов?
Тони Фернандес: Мы постепенно становимся группой компаний в составе автомобильного подразделения и технологического департамента, который курирует Риад Асмат. Я не слишком погружен в дела команды, а ей необходим настоящий лидер. С Сирилом мы давно вели переговоры, и вот теперь он с позволения Renault перешел к нам в Caterham. Это принесет нам …(неразборчиво) … и поможет добиться прогресса.
Вопрос: Он станет руководителем команды?
Тони Фернандес: Не сейчас, эту должность я на какое-то время еще оставлю за собой. Когда-нибудь позже – возможно.
Вопрос: Что скажете о составе гонщиков на следующий год? Хейкки остается? А Виталий?
Тони Фернандес: Нам предстоит провести переговоры, у команды есть варианты. Конечно, мне бы хотелось оставить Хейкки – он отлично работал с нами на протяжении трех с половиной лет. Нужно собраться вместе и определиться с перспективами.
Вопросы с мест
Вопрос: (Пол Уивер – The Guardian) Мартин, вы назвали выдумкой новость о возможном переходе Льюиса в Mercedes. Вы по-прежнему придерживаетесь такого мнения, или все-таки тогда недооценили ситуацию?
Мартин Уитмарш: Не помню ничего такого…
Вопрос: (Пол Уивер – The Guardian) Зато я помню...
Мартин Уитмарш: Отлично! Если тогда вы сказали мне, что он подписал контракт – а это оказалось выдумкой, то и сейчас на аналогичный вопрос я могу ответить этими же словами.
Вопрос: (Симон Гасс – Daily Mail) Мартин, вы допускаете мысль, что Льюису поступало предложение от Mercedes?
Мартин Уитмарш: Полагаю, Тони тоже предлагал ему контракт, ведь Льюис – хороший гонщик.
Тони Фернандес: Я не предлагал!
Мартин Уитмарш: Значит, Тони недостаточно амбициозен.
Вопрос: (Бенджамин Хант – The Sun) Мартин, вы рискуете упустить гонщика. Вы не задумывались о возможной замене?
Мартин Уитмарш: Нет. Я уже говорил, что мы полностью сосредоточены на предстоящем уик-энде.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос для Роберта и Тони. Есть вероятность, что со следующего года регламент чемпионата будут определять шесть ведущих команд, а не Комиссия по Формуле 1. Будучи руководителями команд, которые вряд ли попадут в число этих шести избранных, как вы оцениваете такой вариант?
Роберт Фернли: Нам нравится стабильная ситуация, когда в составе Комиссии по Формуле 1 представлены все команды – нет сомнений в том, какой вариант мы предпочтем. Тони скажет сам за себя, а по мне гораздо лучше, когда учитываются интересы всех команд.
Тони Фернандес: Я разделяю это мнение. Нам нужно прийти к единому пониманию правил и иметь дело с меньшим количеством каких-то спорных ситуаций, неточностей. Есть риск, что эти шесть команд окажутся невероятно конкурентоспособными, что со временем может привести к дисбалансу сил, но для меня важно не количество команд – шесть, двенадцать или две: важно получить простые правила, не вызывающие сумасшедших дискуссий, и продолжать борьбу на трассе.
Вопрос: (Бирон Йонг – Daily Mirror) Мартин, почему для решения вопроса о контракте Льюиса требуется так много времени даже по меркам Формулы 1?
Мартин Уитмарш: Процесс выглядит затянутым из-за слухов, но когда вы садитесь за стол переговоров и реально обсуждаете новый контракт, это не занимает много времени. Сейчас это вопрос приоритетов – у нас много других дел помимо разговоров о перспективах.
Вопрос: (Симон Гасс – Daily Mail) Мартин, вы действительно пытаетесь заплатить Льюису меньше денег за новый контракт?
Мартин Уитмарш: Он хочет больше денег, мы хотим платить меньше – именно так работает бизнес.
Вопрос: (Мэтт Кох – Pitpass.com) Тони, команда переехала на новую базу в Лифилде – потрясающий комплекс, размеры которого несколько несопоставимы с масштабами Caterham F1. Каковы планы насчет свободных площадей?
Тони Фернандес: Думаю, в ближайшие несколько месяцев у вас будет больше информации о наших планах. Не секрет, что я давно интересовался Формулой 1 и автомобильной промышленностью, и Lotus была моим первым проектом, который во многих смыслах пошел не по плану, но цели и общее видение остались неизменными, и база в Лифилде им соответствует. Да, название бренда изменилось, но идея осталась.
Мы пытаемся сформировать инфраструктуру, соответствующую полноценной команде Формулы 1. У нас уже неплохая машина, нужно лишь её оптимизировать. Есть отличный коллектив, а наша база теперь находится в местности, куда готовы переезжать новые специалисты. С двумя новыми департаментами структура обретет целостность, и в ближайшие несколько месяцев – как я уже говорил – вы получите более четкое представление о наших перспективах и задачах.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Жан-Франсуа, кое-кто продолжает настаивать на сохранении моторов V8 до 2016 года. Вы говорили о готовности поставлять двигатели только шести командам. Как обстоят дела?
Жан-Франсуа Кобе: Через два года шестицилиндровые моторы будут у всех участников чемпионата. Мы, Mercedes и Ferrari уже перестроили динамические стенды под работу с шестицилиндровой, а не восьмицилиндровой спецификацией, обратного пути нет.
Что касается количества команд, мы намерены сотрудничать с четырьмя, и я не представляю, насколько реально поставлять моторы ещё кому-либо. Если вы хотите добиться хорошей стабильности и достойной скорости, нужно работать с четырьмя участниками, но если будет необходимость сотрудничать с большим количеством, мы от такой перспективы не отказываемся.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Мартин, я могу понять, почему вы улыбаетесь, в ответ на вопросы о будущем Льюиса, стараясь сохранить невозмутимый вид. Но вы наверняка знаете, что уже в следующем сезоне можете остаться без Хэмилтона…
Мартин Уитмарш: Как я уже говорил, вопрос не в сохранении невозмутимости, а в сосредоточенности на работе и борьбе за титул. Не думаю, что нам стоит обсуждать слухи, касающиеся следующего сезона – сегодня мы думаем о событиях, которые разворачиваются здесь и сейчас.
Вопрос: (Бирон Йонг – Daily Mirror) Означает ли такой подход, что новости о контракте не будет до конца сезона? Вы наверняка будете сосредоточены на каждой из оставшихся гонок, не так ли?
Мартин Уитмарш: Возможно, придется ждать до конца сезона.
Перевод: Валерий Карташев